Мировой судья судебного участка №5
Ленинского судебного района г. Перми
Першина М.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2022 года г.Пермь
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО7,
с участием представителя ответчика ФИО8, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ФКУ «Военный комиссариат <Адрес>» на решение мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> от 16.03.2022г., которым постановлено: «Взыскать с Федерального казенного учреждения Военный комиссариат <Адрес> в пользу ФИО3 денежные средства в размере 25 988 руб. в качестве расходов на изготовление и установку надгробного памятника, 979, 64 руб. в качестве расходов по оплате государственной пошлины»,
у с т а н о в и л:
ФИО3 обратилась в суд с иском к ФКУ «Военный комиссариат <Адрес>» о взыскании возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему ФИО1 в размере 25 988 руб. (л.д.3-5, 34-36).
Мировым судьей постановлено вышеприведенное решение (л.д.61-64), об отмене которого и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме просит ответчик, указав в обоснование жалобы, что умерший ФИО1 являлся инвали<Адрес> группы вследствие заболевания, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей – инвалидом-чернобыльцем), в качестве военнообязанного, призванного на специальные и поверочные сборы и направленного для работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. ФИО1 имел право на возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидов вследствие Чернобыльской катастрофы в силу ст.14 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым предусмотрено, в том числе, пособие на погребение. Суд установил, что приказом Министра обороны РФ от 13.01.2008г. № не предусмотрено возмещение расходов за изготовление и установку памятника участникам-ликвидаторам последствий аварии на Чернобыльской АЭС, но не исключил возможность отнесения указанной категории граждан к гражданам, призванным на военные сборы, умершим в результате заболевания, полученного при прохождении военных сборов. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане из числа гражданских лиц, призванные на военные сборы, военнослужащими не являются и на военную службу не призываются. Граждане из числа гражданских лиц, призывавшихся на сборы в соответствии с Постановлением ЦК КПСС т Совета Министров СССР от 29.05.1986г. № «О проведении дезактивационных работ в районах Украинской ССР и Белорусской ССР, подвергшихся радиоактивному загрязнению в связи с аварией на Чернобыльской АЭС», ставшие инвалидами в результате заболеваний, полученных при исполнении обязанностей, связанных с ликвидацией последствий катастрофа на Чернобыльской АЭС, не могут быть отнесены к категории военносмлужащих. При этом одним из основных условий возмещения расходов за изготовление и установку надгробных памятников за счет средств Министерства обороны РФ является принадлежность к статусу военнослужащих, а не военнообязанных, призванных на военные сборы. Законодатель не относит граждан, призванных на военные сборы, к военнослужащим. Также мировой судья взыскал с ответчика расходы по оплате государственной пошлины, при этом из искового заявления не усматривается, что ФИО3 заявляла ходатайство о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины с ответчика, квитанции об оплате госпошлины к исковому заявлению не приложено (л.д.67-72).
Представитель ответчика в судебном заседании поддержала апелляционную жалобу.
Истец, извещенная о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилась, просила о проведении судебного заседания в ее отсутствие (л.д.100). Письменные возражения на апелляционную жалобу не представлены.
Заслушав представителя ответчика, проверив законность постановленного мировым судьей решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, суд не находит предусмотренных законом оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения мирового судьи на основании следующего.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее – Федеральный закон №8-ФЗ) погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормы расходов на погребение умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.
Оплата расходов на оформление документов, необходимых для погребения умершего, перевозку умершего в морг, услуги морга; на предоставление гроба, урны, венка; на перевозку тела (останков) к месту погребения (кремации); на погребение (кремацию), изготовление и установку надгробия производится за счет средств федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых умерший (погибший) проходил военную службу (военные сборы, службу).
В силу п.7 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №76-ФЗ «О статусе военнослужащих" гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О ветеранах" и во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников" приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы" утвержден Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников (далее по тексту – Порядок погребения от 13.01.2008г.), согласно п.2 которого Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются:
а) на военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;
б) на погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы 20 и более лет;
в) на ветеранов военной службы;
г) на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы;
д) на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.35 Порядка оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета.
Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 (супруг истца ФИО3) был призван <Адрес> военным комиссариатом <Адрес> на специальные военные сборы и принимал участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ в составе в/части 44332.
26.06.2019г. ФИО1 умер. Согласно заключению № о результатах установления связи причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки от 01.10.2020г., смерть инвалида ФИО1 связана с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС.
При установленных фактических обстоятельствах по делу суд не находит оснований не согласиться с выводами мирового судьи о том, что умерший ФИО1 относится к категории граждан, призванных на военные сборы, и умерших в результате заболевания, полученного при прохождении военных сборов, что соответствует категории лиц, указанных в пп.«а» п.2 Порядка погребения от 13.01.2008г.
При этом вышеприведенными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, определены как самостоятельные категории лиц, на которых распространяются положения Порядка погребения от 13.01.2008г.
Доводы апелляционной жалобы в части отнесения умершего ФИО1 к категории военнослужащих ранее были изложены ответчиком в письменных возражениях на исковое заявление и в полном объеме являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данным доводам судом дана правовая оценка при вынесении решения.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания с ответчика в пользу истца возмещения расходов по уплате государственной пошлины суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм процессуального права, поскольку в силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Часть 1 ст.88 ГПК РФ предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Из содержания указанных норм следует, что критерием присуждения судебных расходов является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.
Таким образом, в связи с полным удовлетворением исковых требований, мировой судья правомерно, в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, взыскал с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины.
Факт несения истцом расходов по уплате государственной пошлины в связи с обращением в суд с рассмотренным иском объективно подтверждается имеющимся в материалах дела подлинным чек-ордером, о чем указано судом первой инстанции в решении.
Довод апелляционной жалобы от отсутствии приложенного к исковому заявлению документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опровергается содержанием искового заявления ФИО3, поскольку согласно п.21 перечня приложенных документов к иску, в том числе, был приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
При рассмотрении дела мировым судьей правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Мотивы, по которым мировой судья пришел к вышеуказанному выводу, а также оценка доказательств, подтверждающих эти выводы, приведены в мотивировочной части решения суда, и считать их неправильными у суда оснований не имеется.
Доводы апелляционной жалобы ответчика не влияют на правильность выводов мирового судьи, изложенных в судебном акте, и не влекут отмены решения.
С учетом изложенного, поскольку предусмотренных ст.330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения мирового судьи в апелляционном порядке не имеется, постольку решение мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФКУ «Военный комиссариат <Адрес>» - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░3 ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░░>» - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░