Судья: Чиркова Е.А.. Дело № 33а-9154/2023
УИД: 63RS0044-01-2023-000301-57
Дело № 2а-975/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
5 сентября 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Роменской В.Н., Сивохина Д.А.,
при секретаре – Исмаилове Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Турсунова М.Р. в лице представителя Королева Ю.В. на решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 марта 2023 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., возражения директора МБОУ школа № 42 Генгут Ю.Л. на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Турсунов М.Р. обратился в суд с административным иском к МБОУ Школа №40 г. Самары, директору МБОУ Школа №40 г. Самары Синцовой Г.Н., МБОУ Школа №42 г. Самары, директору МБОУ Школа №42 г. Самары Генгут Ю.Л., МБОУ Школа №64 г.Самары, директору МБОУ Школа №64 г. Самары Елизаровой О.А., МБОУ Школа №94 г. Самары, директору МБОУ Школа №94 г. Самары Ковалевой Т.А. о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе и нарушении срока принятия решения.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец, являясь организатором добровольческой деятельности в статусе физического лица, ведущего организационную деятельность в пределах предоставленных компетенций юридического лица обратился с предложением к административным ответчикам о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации. Решение на предложение до истечения предусмотренного специальной нормой срока не принято, что повлекло нарушение прав, свобод и публичных интересов административного истца, имеющего право на ответ при обращении в государственные органы. Административные ответчики допустили превышение полномочий, совершенного в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом и использовали их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества, что является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, поскольку нарушены права и законные интересы административного истца.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать бездействие МБОУ Школа №40 г. Самары, директора МБОУ Школа №40 г. Самары Синцовой Г.Н., МБОУ Школа №42 г. Самары, директора МБОУ Школа №42 г. Самары Генгут Ю.Л., МБОУ Школа №64 г. Самары, директора МБОУ Школа №64 г. Самары Елизаровой О.А., МБОУ Школа №94 г. Самары, директора МБОУ Школа №94 г. Самары Ковалевой Т.А, выразившееся в отказе и нарушении срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также для детей, нуждающихся в благотворительной помощи и защите государства, в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных и социальных навыков – незаконным.
Решением Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 марта 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано (т. 1 л.д. 188-199).
В апелляционной жалобе Турсунова М.Р. в лице представителя Королева Ю.В. ставит вопрос об отмене решения как незаконного, постановленного с нарушением норм процессуального права, поскольку копии определений о принятии административного искового заявления к производства и привлечении заинтересованных лиц, а также возражения, лиц участвующих в деле в адрес административного истца не направлялись, в личном кабинете административного истца и его представителя не размещались, что нарушает принцип состязательности и равноправия сторон, и привело к принятию неправильного решения (т. 1 л.д. 202-203).
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В заседании судебной коллегии административный ответчик директор МБОУ Школы № 42 г. Самара Генгут Ю.Л. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Судом установлено, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" является не имеющей членства массовой некоммерческой корпоративной организацией, созданной в целях поддержки социальных, благотворительных и иных общественно полезных целей на основе добровольной совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей.
Административный истец Турсунов М.Р. ссылается на направление в адрес административных ответчиков предложения о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации.
В подтверждение факта направления предложения административным истцом представлены копии обращений о взаимодействии в оказании благотворительной помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, от организатора добровольческой деятельности Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности» Турсунова М.Р. адресованные к МБОУ школа №40 г. Самары, директору МБОУ школа №40 г. Самары Синцовой Г.Н., МБОУ школа №42 г. Самары, директору МБОУ школа №42 г. Самары Генгут Ю.Л., МБОУ школа №64 г. Самары, директору МБОУ школа №64 г. Самары Елизаровой О.А., МБОУ школа №94 г. Самары, директору МБОУ школа №94 г. Самары Ковалевой Т.А. (т. 1 л.д. 14-46, 66-82, 84-100).
Достоверные доказательства направления обращений административным ответчикам по актуальным адресам и получения ими этих обращений (почтовые квитанции, отчеты об отслеживании почтового отправления, экземпляр обращения с отметкой о получении, скриншот, подтверждающий отправление обращения посредством электронной почты, и иные) административным истцом не предъявлены.
Представлены скриншоты отправления указанных запросов на электронные адреса: <адрес> (т. 1 л.д. 134, 135, 136).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что указанные адреса не являются официальными адресами административных ответчиков. Кроме того, из представленных скриншотов невозможно отследить отчет о доставке, прочтении и получении административными ответчиками указанных писем.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что Турсунов М.Р. не обладает полномочиями на обращение в суд с иском в интересах Благотворительного регионального молодежного общественного движения «Уроки финансовой и юридической грамотности». Между тем, поскольку в заявленном споре административный истец ставит вопрос о проверке законности бездействия административных ответчиков в части отсутствия ответа на его обращение, суд счел возможным рассмотреть заявленные требования по существу. Так, ввиду отсутствия доказательств направления обращений в адреса административных ответчиков, а также, в связи с тем, что действующим законодательством, на указанные организации, а именно Школы не возложена обязанность по взаимодействию с юридическими лицами при реализации своих полномочий, суд пришел к выводу, что каких-либо нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца со стороны административных ответчиков не допущено, незаконного бездействия административных ответчиков по результатам рассмотрения административного дела не установлено.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Так, правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 59-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право, в том числе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов; обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 5 Федерального закона № 59-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 59-ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 данного Федерального закона (часть 3).
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу части 1 статьи 12 указанного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона № 59-ФЗ ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации № 1163-О, № 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
В силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно положениям статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Вопреки указанным положениям закона, административным истцом не представлено достоверных доказательства направления обращений административным ответчикам по актуальным адресам и получения ими этих обращений (почтовые квитанции, отчеты об отслеживании почтового отправления, экземпляр обращения с отметкой о получении, скриншот, подтверждающий отправление обращения посредством электронной почты, и иные).
При этом, сами по себе обращения не содержат в себе указания на способ его подачи, отметка об их поступлении в адрес административных ответчиков также отсутствует.
Как установлено судом апелляционной инстанции, административным истцом представлены скриншоты, подтверждающие направление обращений 19 декабря 2022 г. и 20 декабря 2022 г. на электронные адреса: <адрес> (т. 1 л.д. 134, 135, 136).
При этом, согласно информации, представленной департаментом образования администрации г.о. Самара в письме № 1-02/4-00-01-02/1334 от 29 августа 2023 г. до 10 декабря 2021 г. официальные адреса электронной почты муниципальных образовательных учреждений г.о. Самара: МБОУ Школа № 40 г.о. Самара – <адрес>; МБОУ Школа № 42 г.о. Самара – <адрес>; МБОУ Школа № 64 г.о. Самара – <адрес>; МБОУ Школа № 94 г.о. Самара – <адрес>
Во исполнение поручения министра образования и науки Самарской области с 10 декабря 2021 г. все муниципальные образовательные учреждения г.о. Самара перешли на единый почтовый сервер @<адрес> (администратором является Центр профессионального образования Самарской области).
С указанной даты официальные электронные почты муниципальных образований следующие: МБОУ Школа № 40 г.о. Самара – <адрес> МБОУ Школа № 42 г.о. Самара – <адрес> МБОУ Школа № 64 г.о. Самара – <адрес> МБОУ Школа № 94 г.о. Самара – <адрес>
Таким образом, установлено, что доказательств направления обращений в адрес МБОУ Школа № 64 г. Самары и МБОУ Школа № 94 г. Самары по официальному актуальному адресу электронной почты, административным истцом не представлено.
Кроме того, следует отметить, что материалы дела не содержат копии обращения истца в адрес МБОУ Школа № 42 г. Самары, а также доказательств его направления в адрес указанного административного ответчика.
Так, из содержания скриншота, представленного административным истцом, следует, что 19 декабря 2022 г. на почту <адрес> было доставлено письмо от <адрес>. При этом, доказательств того, что указанным отправлением было направлено именно обращение о намерении взаимодействовать в части направления благотворительной помощи детям, оставшимся без попечения и находящимся в трудной жизненной ситуации, не представлено (т. 1 л.д. 136).
Судом апелляционной инстанции также установлено, что администрирование почтового сервера <адрес> осуществляется ЦПО Самарской области в соответствии с государственным заданием министерства образования и науки Самарской области. ЦПО Самарской области администрирование сайтов и электронных почт МБОУ школа № 40 г. Самары, МБОУ школа № 42 г. Самары, МБОУ школа № 64 г. Самары, МБОУ школа № 94 г. Самары не осуществляет, отсюда соглашения с вышеперечисленными школами отсутствуют. Начиная с марта 2022 г. в соответствии с указаниями Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, сотрудники ЦПО Самарской области осуществили настройки безопасности и фильтрации почтового домена <адрес>. Таким образом, электронные сообщения (электронные письма), попадающие в категорию запрещенных (вредоносных) или под действие установленных правил блокирования и фильтрации, не принимаются почтовым сервером <адрес> и не доставляются пользователям почтового сервера. Кроме того, журнал почтовых сообщений хранится ограниченное время (не более 90 дней) в силу технических ограничений.
ЦПО Самарской области в письме № 793 от 31 августа 2023 г. также сообщает, что в ящиках электронной почты <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> писем с адреса <адрес>.ru не обнаружено. Проверка проводилась посредством входа в перечисленные ящики электронной почты и проверки всех папок, в частности, папок «Спам» и «Удаленные», на наличие писем с адреса <адрес>
Таким образом, административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав административными ответчиками, выразившееся в отказе и нарушение срока принятия решения на предложение организатора добровольческой деятельности в организации для детей, лишившихся родителей или оставшихся без их попечения, а также детей, нуждающихся в благотворительной помощи и защите государства, в проведении профориентационных мероприятий и обеспечении реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных социальных навыков.
Доводы апелляционной жалобы о ненаправлении в адрес административного истца копии определения о принятии к производству нашли свое подтверждение.
В силу части 3 статьи 127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копии определения о принятии административного искового заявления к производству суда направляются лицам, участвующим в деле, их представителям не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения.
Из содержания конверта, направленного в адрес административного истца Турсунова М.Р. и вернувшегося в суд с отметкой об истечении срока хранения следует, что в адрес административного истца направлялось только извещение о дате и времени рассмотрения дела (т. 1 л.д. 117).
Между тем, согласно части 4 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции, если это нарушение или неправильное применение привело к принятию неправильного решения.
Установленные нарушения судом первой инстанции норм процессуального права не привели к принятию неправильного решения, ввиду чего, изложенные выше доводы на правильность выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, не влияют и не влекут его отмену.
Доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец не получил возражения административных ответчиков и заинтересованных лиц, чем нарушен принцип состязательности и равноправия сторон, также не влекут отмену судебного акта, поскольку указанные обстоятельства не привели к принятию неправильного решения.
В силу статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом статьей 45 названного Кодекса предусмотрены процессуальные права лиц, участвующих в деле, в частности право представлять доказательства, до начала судебного разбирательства знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в этом деле, и с доказательствами, истребованными, в том числе по инициативе суда, участвовать в исследовании доказательств, заявлять ходатайства, давать объяснения суду в устной и письменной форме. Данное право обеспечивается надлежащим извещением лиц, участвующих в деле, о месте и времени судебного заседания.
С учетом того, что указаний на какие-либо новые обстоятельства, о которых не было известно административному истцу, в отзыве и возражениях не содержится, неполучение копии отзыва и возражений административным истцом не свидетельствует о нарушении его прав и законных интересов и не привело к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы о несогласии с выводами суда основаны на неправильном толковании приведенных выше норм материального права.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, либо свидетельствующих о нарушении судом при принятии решения норм материального и процессуального права, апелляционная жалоба не содержит.
Судебная коллегия считает, что суд исследовал все обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую юридическую оценку, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, судом при рассмотрении дела правильно определены юридически значимые обстоятельства, нормы материального и процессуального права применены правильно. Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости. Решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Следует отметить, что само по себе несогласие автора апелляционной жалобы с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств, оценка которым дана по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены или изменения постановленного по делу решения, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 20 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Турсунова М.Р. в лице представителя Королева Ю.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Решение районного суда и апелляционное определение могут быть обжалованы в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –