Гр. дело № 2-144/2024.
УИД 51RS0019-01-2024-000201-58.
Мотивированное решение составлено 03.07.2024 (с учетом выходных дней 29.06.2023, 30.06.2023).
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 г. г. Полярные Зори
Полярнозоринский районный суд Мурманской области в составе: председательствующего судьи Буткевич К.М.,
при секретаре Семеняк О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области гражданское дело по иску Министерства культуры Мурманской области к Малюгину Д.О. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Министерство культуры Мурманской области (далее – Министерство) обратилось в суд с иском к Малюгину Д.О. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование иска указано, что Постановлением Губернатора Мурманской области от 27.05.2021 № 70-ПГ «О грантах Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи" в целях развития кинематографии Мурманской области и поддержки молодых кинематографистов утверждены гранты Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи (далее – грант).
В соответствии с протоколом заседания конкурсной комиссии на предоставление грантов в 2022 году от 12.04.2022 и приказом Министерства от 15.04.2022 № 119 «Об итогах конкурса на получение грантов Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи» ответчик Малюгин Д.О. признан одним из победителей конкурса.
С учетом положений п. 6.2 Порядка предоставления грантов Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи" (далее – порядок) между Министерством и ответчиком заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета гранта, предметом которого является предоставление ответчику гранта на реализацию кинопроекта «Помор» (далее –фильм).
Сумма гранта составила 482759 руб., в том числе НДФЛ в сумме 62759 руб. (пункт 2.1 соглашения). Общий объем средств, предусмотренных на финансирование затрат на кинопроект «Помор», составил 420000 руб. Денежные средства в сумме 420000 руб. в соответствие с пунктом 3.2 указанного соглашения перечислены Министерством платежным поручением от 11.05.2022 №**.
17.04.2023 Министерством проведена проверка использования средств гранта (акт №**), а также соблюдения получателем гранта бюджетного законодательства, порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Постановлением и соглашением, в ходе которой установлено следующее.
В соответствие с пунктом 1.4 Порядка соискатель гарантирует, что обладает всеми полномочиями (исключительными правами на кинопроект, в том числе результат творческой деятельности автора сценария, на экранизацию в случае кинематографического использования литературного первоисточника, или соответствующим разрешением от правообладателя) для предоставления материалов для участия в конкурсе.
В заявлении на участие в конкурсном отборе на получение гранта от 17.03.2022 Малюгин Д.О. заявил себя автором (инициатором) кинопроекта, автором сценария, а также режиссером. Факт подтверждения наличия исключительных прав на кинопроект подтвержден Малюгиным Д.О. специальной отметкой в заявлении на участие в конкурсе.
Учитывая, что ответчик согласно заявлению на участие в конкурсе является автором сценария и режиссёром (режиссёром-постановщиком), приложение дополнительных документов, подтверждающих наличие исключительных прав на кинопроект (в том числе договора отчуждения исключительного права, договора авторского заказа, договора о создании результата интеллектуальной деятельности) не требуется.
В материалы проверки использования средств гранта дополнительные документы, подтверждающие наличие исключительных прав на кинопроект, ответчиком не представлены.
Вместе с тем, из представленных ответчиком договоров и иных документов Министерством установлено, что автором и режиссёром-постановщиком документального фильма «Помор» выступает не ответчик, а гр.М, которому принадлежат исключительные права на указанный фильм.
При этом Малюгиным Д.О. в нарушение пункта 1.4 Порядка документов, подтверждающих наличие у него исключительных прав на результат деятельности автора сценария, режиссёра –постановщика, а также композитора, являющегося автором музыкального произведения, специально созданного для аудиовизуального произведения, или соответствующего разрешения правообладателя, не представлено.
В титрах фильма, размещенного на сайтах «***» и «***» по ссылкам:<адрес>, указано, что автором фильма является гр.М, упоминания про Малюгина Д.О. отсутствуют, также указано, что фильм создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, информация о поддержке фильма Министерством отсутствует.
Из указанной информации, с учетом ст. 1363 Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что изготовителем (продюсером) фильма является гр.М
Кроме того, по вопросу поддержки фильма Президентским фондом культурных инициатив Министерством направлен запрос о подтверждении осуществления указанной поддержки кинопроекту «Помор», в ответ на который Президентский фонд пояснил, что документальный фильм «Помор» является первым фильмом в рамках альманаха «***», который был создан индивидуальным предпринимателем гр.М в рамках проекта «***», сроки реализации проекта – с 31.08.2021 по 23.12.2022, размер гранта составил *** руб., бюджет проекта предполагал оплату труда режиссёра, оператора, монтажёра и покупку жесткого диска.
Принимая во внимание, что фильм был первым в рамках альманаха «***», а дата начала срока реализации проекта «***» - 31.08.2021, на момент подачи ответчиком заявления на участие в конкурсе (17.03.2022) фильм был снят или частично снят.
При этом информация о софинансировании фильма Президентским фондом культурных инициатив или индивидуальным предпринимателем гр.М в представленном ответчиком финансово-экономическом обосновании отсутствует.
Таким образом, в нарушение пунктов 1.4, 6.10.1 и 6.10.3 Порядка предоставления грантов и пунктов 4.3.11, 6.1.6, 6.1.9 соглашения информация, изложенная в заявлении Малюгина Д.О. от 17.03.2022 на участие в конкурсе грантов Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи, является недостоверной и противоречит сведениям, содержащимся в документах, предоставленных получателем гранта, а также данным, содержащимся в титрах фильма, исключительные права на кинопроект или соответствующее разрешение правообладателя у Малюгина Д.О. отсутствуют, он не является автором сценария и режиссёром фильма, ему не принадлежит идея/сценарий фильма, сведения о софинансировании фильма Президентским фондом культурных инициатив в финансово-экономическом обосновании проекта ответчиком не предоставлялись.
В связи с изложенным на основании пункта 8.4 порядка предоставления грантов и пункта 6.1.3 соглашения денежные средства, полученные ответчиком в качестве гранта в размере 420000 руб. подлежат возврату в бюджет Мурманской области.
Министерством в адрес ответчика направлено соответствующее требование о возврате денежных средств, полученных в качестве гранта, которое проигнорировано ответчиком.
На основании изложенного, статей 309, 310, 395 Гражданского кодекса Российской Федерации Министерство с учетом заявления об уточнении исковых требований просил взыскать с Малюгина Д.О. в бюджет Мурманской области средства гранта в размере 420000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2023 по 15.05.2024 в размере 55089 руб. 65 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2024 по дату фактической уплаты суммы задолженности, исчисленные на сумму задолженности в размере 420000 руб. по правилам статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (л.д.5-12, 138-139, 190).
Представитель истца Министерства культуры Мурманской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца, о чем представил соответствующее заявление (л.д. 184).
На основании части 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие представителя истца.
Ответчик Малюгин Д.О. в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, возражений по существу иска не представил, извещался о времени и месте судебного заседания по адресу проживания, совпадающему с адресом регистрации (л.д.170а), судебная корреспонденция, направленная в его адрес возвращена суду невостребованной в связи истечением срока хранения отделением Почты России (л.д.187), кроме того, судебная корреспонденция направлялась в адрес ответчика посредством электронной почты (л.д.125), также судом предпринимались попытки известить ответчика о времени и месте судебного заседания по имеющемуся в материалах дела номеру мобильного телефона, на звонок Малюгин Д.О. не ответил, вместе с тем, направленное по номеру мобильного телефона смс-сообщение было доставлено абоненту (л.д. 127, 188).
Согласно части 4 статьи 113, статьи 115, части 2 статьи 117, статьи 118 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебное извещение направляется лицу, участвующему в деле по указанному в материалах дела адресу лица и может быть доставлено по почте или лицом, которому судья поручает доставку. Адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещённым о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия. Лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя бы адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Судом использовались все вышеуказанные меры для извещения ответчика по известному суду адресу возможного проживания ответчика, совпадающему с адресом его регистрации по месту жительства, о чем свидетельствует возвращённая в адрес суда судебная корреспонденция, направленная в адрес ответчика, с отметкой «истёк срок хранения», а также по адресу электронной почты, номеру мобильного телефона ответчика.
При таких обстоятельствах суд считает, что ответчик распорядился предоставленными ему правами по своему усмотрению, уклонился от получения судебной повестки, и в соответствии с частью 2 статьи 117 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признан надлежащим образом извещёнными о судебном заседании.
В соответствии со статьёй 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещённого о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Истец предмет и основания иска не менял, общий размер взыскиваемой суммы не увеличил.
При таких обстоятельствах, в связи с отсутствием сведений об уважительных причинах неявки ответчика, отсутствием ходатайства о рассмотрении дела в его отсутствие, с учётом отсутствия возражений со стороны истца на рассмотрение дела в порядке заочного производства, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в порядке заочного производства.
Изучив материалы гражданского дела, суд находит, что исковые требования Министерства культуры Мурманской области к Малюгину Д.О. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами,подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 310 указанного кодекса односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В целях развития кинематографии Мурманской области и поддержки молодых кинематографистов, в соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации Постановлением Губернатора Мурманской области от 27.05.2021 N 70-ПГ "О грантах Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи" утвержден Порядок предоставления грантов Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи (далее – Порядок), которым установлены правила предоставления грантов Губернатора Мурманской области на поддержку молодых кинематографистов, а также порядок отбора получателей гранта Губернатора Мурманской области и основные положения о работе конкурсной комиссии по проведению конкурса на получение гранта Губернатора Мурманской области (далее - Конкурсная комиссия, конкурс).
Пунктом 1.3 вышеприведенного Порядка определено, что гранты Губернатора Мурманской области предоставляются в форме субсидии, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Согласно пункту 1.4. Порядка гранты Губернатора Мурманской области предоставляются в целях поддержки молодых кинематографистов и предназначены для реализации следующих кинопроектов:
- игровых или неигровых фильмов соискателями, проживающими в Мурманской области;
- игровых или неигровых фильмов, посвященных Мурманской области, соискателями, проживающими в иных субъектах Российской Федерации.
К рассмотрению принимаются работы, съемки которых планируется осуществить на территории Мурманской области.
Соискатель гарантирует, что обладает всеми полномочиями (исключительными правами на кинопроект (в том числе результат творческой деятельности автора сценария, на экранизацию в случае кинематографического использования литературного первоисточника) или соответствующим разрешением от правообладателя) для предоставления материалов для участия в конкурсе. Ответственность по возможным претензиям и искам третьих лиц, связанная с авторскими и смежными правами, лежит на соискателе.
Министерство является главным распорядителем как получателем бюджетных средств, до которого в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации доведены в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств на предоставление грантов Губернатора Мурманской области на соответствующий финансовый год (пункт 1.6. Порядка).
Пунктом 1.7. Порядка предусмотрено, что гранты Губернатора Мурманской области предоставляются на кинопроекты, которые должны быть реализованы до 20 декабря года проведения конкурса.
В соответствии с пунктом 1.8. Порядка Гранты Губернатора Мурманской области присуждаются по результатам конкурса.
При объявлении конкурса Министерство вправе определить тематику кинопроектов, на реализацию которых по итогам конкурса планируется предоставлять гранты Губернатора Мурманской области.
Согласно пункту 2.1, 2.1.1 Порядка организатором конкурса является Министерство, которое: определяет сроки приема заявок и проведения конкурса и состав Конкурсной комиссии.
В соответствие с пунктом 6.1 Порядка условиями предоставления гранта Губернатора Мурманской области являются: признание гражданина победителем конкурса - получателем гранта Губернатора Мурманской области в соответствии с приказом Министерства культуры Мурманской области, предусмотренным подпунктом 5.4.7 Порядка (далее - получатель гранта Губернатора Мурманской области); согласие получателя гранта на осуществление проверки Министерством соблюдения порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, на осуществление проверки органами государственного финансового контроля соблюдения получателем гранта порядка и условий предоставления гранта в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на включение таких положений в соглашение.
Пунктом 6.2 Порядка определено, что грант Губернатора Мурманской области предоставляется получателю гранта Губернатора Мурманской области в соответствии с соглашением, заключаемым между Министерством и получателем гранта Губернатора Мурманской области, в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Мурманской области (далее - Соглашение).
В соответствии с пунктам 6.3 Порядка, в соглашении в том числе предусматриваются: целевое назначение и размер гранта Губернатора Мурманской области, порядок, условия и сроки предоставления Министерством гранта Губернатора Мурманской области, порядок, сроки представления и формы отчетности об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является грант Губернатора Мурманской области, гарантия получателя гранта Губернатора Мурманской области, что он обладает исключительными правом на кинопроект (в том числе результат творческой деятельности автора сценария, режиссера, композитора, на экранизацию в случае кинематографического использования литературного первоисточника) или соответствующим разрешением от правообладателя, обязательство получателя гранта Губернатора Мурманской области (или в случае передачи прав на кинопроект - его правопреемника) в течение всего срока действия авторского права на кинопроект по требованию Министерства предоставить указанному Министерством лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование кинопроекта для государственных нужд, в том числе: в информационных, научных, учебных или культурных целях; для участия в российских и международных кинофестивалях; в рамках организации творческих, памятных дат и иных мероприятий без цели извлечения прибыли (с бесплатным для зрителей входом); согласие получателя гранта на осуществление в отношении него проверки Министерством соблюдения порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результатов предоставления гранта, а также проверки органами государственного финансового контроля соблюдения получателем гранта порядка и условий предоставления гранта в соответствии со статьями 268.1 и 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Гранты Губернатора Мурманской области предоставляются путем перечисления средств на счет получателя гранта Губернатора Мурманской области, открытый в российских кредитных организациях, на реализацию кинопроекта. Перечисление гранта Губернатора Мурманской области в полном объеме осуществляется Министерством одномоментно в течение 15 рабочих дней с даты заключения Соглашения (пункт 6.9 Порядка).
Согласно пункту 6.10.4, 6.10.6 Порядка получатель гранта Губернатора Мурманской области: предоставляет в Министерство информацию и документы, необходимые для осуществления проверок целевого использования гранта Губернатора Мурманской области, в порядке и сроки, предусмотренные Соглашением; возвращает в Министерство сумму гранта Губернатора Мурманской области, которая была использована получателем гранта Губернатора Мурманской области не по целевому назначению, в случаях, предусмотренных пунктом 8.2 Порядка.
Согласно пункту 8.2 Порядка грант Губернатора Мурманской области подлежит возврату в доход бюджета Мурманской области в том числе в случаях нарушение условий предоставления гранта Губернатора Мурманской области.
Пунктом 8.3 Порядка определено, что при наступлении случаев, указанных в пункте 8.2 Порядка, получатель гранта Губернатора Мурманской области возвращает средства гранта Губернатора Мурманской области в областной бюджет в следующем порядке:
Министерство в течение 15 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет получателю гранта Губернатора Мурманской области требование о возврате средств гранта Губернатора Мурманской области с указанием суммы, подлежащей возврату, и реквизитов платежа, необходимых для возврата гранта в региональный бюджет. Сумма, подлежащая возврату, рассчитывается в соответствии с пунктами 8.4 - 8.7 настоящего Порядка (подпункт 8.3.1.).
Получатель гранта Губернатора Мурманской области в течение десяти дней со дня получения требования обязан перечислить на лицевой счет Министерства указанную сумму
В случаях направления требования Министерством по почте заказным письмом датой его получения считается шестой рабочий день со дня отправки заказного письма.
В случае направления требования Министерством по факсу и (или) электронной почте, указанным в заявлении на предоставление гранта Губернатора Мурманской области по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку, датой его получения считается рабочий день, следующий за днем направления требования Министерством.
Требование считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило получателю гранта Губернатора Мурманской области, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или получатель гранта Губернатора Мурманской области не ознакомился с ним (подпункт 8.3.2).
Судом установлено, что 17.03.2022 Малюгиным Д.О. подано заявление на участие в конкурсном отборе на получение гранта Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи, в соответствии с которым ответчик просил допустить его к участию в конкурсном отборе для реализации кинопроекта – «Документальный фильм «Помор», со сроком реализации кинопроекта май-декабрь 2022 года. Также в заявлении Малюгин Д.О. указал, что ему принадлежит право на идею и сценарий фильма, он является автором сценария и режиссёром фильма. В заявлении также содержится отметка о том, что заявитель обладает исключительным правом на кинопроект (в том числе результат творческой деятельности автора сценария, на экранизацию в случае кинематографического использования литературного первоисточника) или соответствующее разрешение правообладателя). К заявлению приложены документы, предусмотренные вышеприведенным Порядком, в том числе финансово-экономическое обоснование (смета) на реализацию кинопроекта (л.д.15-19, 20-21, 22-42).
На основании протокола конкурсной комиссии по предоставлению грантов Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи от 12.04.2022 приказом Министерства от 15.04.2022 № 119 Малюгин Д.О. признан одним из победителей конкурса на получение грантов Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроектов молодежи (проект «Документальный фильм «Помор»). (л.д.13-14).
27.04.2022 между Министерством культуры Мурманской области и Малюгиным Д.О. заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета грантов в соответствие с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации №** (л.д.43-66).
Предметом указанного соглашения является предоставление Малюгину Д.О. из областного бюджета в 2022 году гранта Губернатора Мурманской области на реализацию кинопроекта «Помор» (пункт 1.1 соглашения).
В соответствии с пунктом 3.1 соглашения грант предоставляется в соответствии с Порядком предоставления гранта. В том числе, получатель гранта должен соответствовать требованиям, установленным пунктом 4.3.4 Порядка (пункт 3.1.2.5 соглашения).
Перечисление гранта осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации на расчетный счет получателя, открытой в российской кредитной организации – ПАО «Сбербанк», не позднее 15 рабочих дней с даты заключения соглашения (пункт 3.2 соглашения).
Пунктом 4.3.11 предусмотрена обязанность получателя гранта обеспечивать полноту и достоверность сведений, предоставляемых в Министерство в соответствии с соглашением.
В случае нарушения условий, целей, порядка предоставления гранта, в том числе не достижения установленных значений целевых показателей результативности, средства гранта подлежат перечислению в доход бюджета Мурманской области в течение 10 дней с даты получения соответствующего требования Министерства в объеме, указанном в таком требовании (пункт 5.3 соглашения).
Пунктом 6.1.1 соглашения предусмотрено, что грант подлежит возвращению в доход бюджета Мурманской области в том числе в случаях нарушения условий предоставления гранта. В таком случае получатель гранта возвращает средства гранта в областной бюджет согласно пункту 8.3 Порядка (пункт 6.1.2 соглашения).
Пунктом 6.1.6 соглашения предусмотрено, что получатель гранта несет ответственность за достоверность предоставляемых документов и выполнение условий, целей и порядка предоставления гранта.
Представленной истцом в материалы дела копией платежного поручения от 11.05.2022 №** подтверждается, что сумма гранта перечислена ответчикув размере 420000 руб. (л.д.67). Как следует из искового заявления сумма гранта была перечислена ответчику за вычетом налога на доходы физических лиц.
Таким образом, судом установлено, что с Малюгиным Д.О., как победителем конкурса, в соответствии с вышеприведенным Порядком было заключено соглашение о предоставлении гранта, в соответствии с которым из областного бюджета ответчику перечислена сумма гранта на реализацию кинопроекта «Документальный фильм «Помор» в размере 420000 руб.
На основании плана контрольных мероприятий Министерства культуры Мурманской области на 2023 год, а также пунктов 4.1.6, 4.1.7 соглашения о предоставлении из областного бюджета грантов в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 27.04.2022 №**, заключенного с Малюгиным Д.О. на реализацию кинопроекта «Документальный фильм «Помор» Министерством проведана проверка соблюдения порядка и условий предоставления ответчику гранта, результаты которой оформлены актом проверки использования средств гранта Малюгиным Д.О. от 17.04.2023 (л.д.104-110).
Согласно названному акту в ходе проверки Министерством установлено, что ответчиком своевременно представлен отчет о расходах и о достижении значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления гранта. Вместе с тем в нарушение пунктов 6.10.1 и 6.10.3 Порядка ответчиком не представлены документы, подтверждающие использование средств гранта на покупку получателем гранта услуг продюсера, операторов, звукооператора, услуг постпродакшена, в частности не представлены платежные документы, подтверждающие перечисление получателем гранта средств гранта физическим лицам по договорам гражданско-правового характера (услуг продюсера, операторов, звукооператора, услуг постпродакшена).
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Малюгиным Д.О., в нарушение пункта 1.4 Порядка, факт наличия у него исключительных прав на кинопроект «Документальный фильм «Помор» не подтвержден, соответствующие документы, свидетельствующие о наличии у ответчика исключительных прав на кинопроект, в том числе результат творческой деятельности автора сценария, режиссёра-постановщика, композитора, являющегося автором музыкального произведения, специально созданного для аудиовизуального произведения, или соответствующих разрешений от правообладателя не представлен.
При этом, в ходе проверки Министерством установлено, что автором сценария и режиссёром документального фильма «Помор» является гр.М, ему же принадлежат исключительные права на фильм. В частности в ходе проверочных мероприятий установлено, что в титрах фильма «Помор», размещенного в сети Интернет на сайтах по адресам:<адрес>, гр.М указан в качестве автора фильма. Кроме того, в титрах указанного фильма содержатся сведения о том, что фильм создан при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Сведений о том, что Малюгину Д.О. принадлежат авторские права на фильм и, что фильм снят при поддержке Министерства культуры Мурманской области, в титрах фильма не приведено.
Кроме того, от Президентского фонда культурных инициатив Министерством получена информация о том, что документальный фильм «Помор» является первым фильмом в рамках альманаха «***», который создан индивидуальным предпринимателем гр.М, в том, числе за счет средств, выделенных указанным фондом. Вместе с тем, в финансово-экономическом обосновании, представленным ответчиком вместе с заявлением об участии в конкурсе, сведений о софинансировании фильма индивидуальным предпринимателем гр.М или Президентским фондом культурных инициатив не указаны.
Таким образом, в ходе проверочных мероприятий Министерством установлено, что информация, изложенная ответчиком в заявлении на участие в конкурсе на предоставление гранта Губернатора Мурманской области о том, что он является автором сценария и режиссёром документального фильма «Помор», что ему принадлежат исключительные права на кинопроект (соответствующее разрешение правообладателя), является недостоверной. При получении гранта ответчиком был нарушен Порядок, в части соблюдения пунктов 1.4, 6.10.1, 6.10.3 Порядка и пунктов 4.3.11, 6.1.6, 6.1.9 соглашения, в связи с чем сумма гранта в размере 420000 руб. подлежит возврату в бюджет мурманской области.
25.04.2023 Министерством в адрес ответчика Малюгина Д.О. заказным письмом направлено требование о возврате денежных средств, которое в соответствии с пунктом 8.2 Порядка считается полученным ответчиком 05.05.2023. В срок до 15.05.2023 (по истечении 10 дней с даты получения требования) и до настоящего времени сумма гранта ответчиком в бюджет Мурманской области ответчиком не возвращена.
Принимая во внимание, что при получении гранта ответчиком была предоставлена недостоверная информация о принадлежности ему исключительных прав на документальный фильм «Помор», заявленный им к участию в конкурсе, о том, что он является автором сценария и режиссером данного фильма, т.е. были нарушены пункты 1.4, 6.10.1 и 6.10.3 Порядка, суд приходит к выводу о том, что требования Министерства о взыскании с ответчика в бюджет Мурманской области суммы гранта в размере 420000 руб. обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как разъяснено в пункте 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", сумма процентов, подлежащих взысканию по правилам статьи 395 ГК РФ, определяется на день вынесения решения судом исходя из периодов, имевших место до указанного дня. Проценты за пользование чужими денежными средствами по требованию истца взимаются по день уплаты этих средств кредитору. Одновременно с установлением суммы процентов, подлежащих взысканию, суд при наличии требования истца в резолютивной части решения указывает на взыскание процентов до момента фактического исполнения обязательства (пункт 3 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом день фактического исполнения обязательства, в частности уплаты задолженности кредитору, включается в период расчета процентов.
Принимая во внимание, что ответчиком в установленный вышеприведенным Порядком и соглашением, заключенным с Министерством, срок сумма гранта в размере 420000 руб. в бюджет Мурманской области не возвращена требования истца о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2023 по 15.05.2024 (дату подачи искового заявления в суд) в размере 55089 руб. 65 коп. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Представленный истцом расчет процентов за пользование чужими денежными средствами произведен истцом в соответствии с требованиями статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом действующей в соответствующие периоды ключевой ставки Банка России, данный расчет проверен судом, является арифметически и методологически верным, ответчиком альтернативный расчет не представлен.
Обращаясь с требованиями о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец просил суд взыскать их, в том числе, с 16.05.2024 до дня фактического исполнения обязательства, начисленных на сумму задолженности в размере 420000 руб.
Принимая во внимание вышеприведенные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что право требования процентов за неисполнение обязательств сохраняется за истцом по день фактической уплаты суммы гранта, которые подлежат взысканию исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующие периоды исходя из суммы основного долга.
Вместе с тем, принимая во внимание, что ходе исполнения решения суда невыплаченная часть суммы гранта вследствие ее частичной оплаты ответчиком может составлять сумму менее 420000 руб., учитывая положения статьи 395 Гражданского кодекса суд приходит к выводу о том, что проценты за пользование чужими денежными средствами подлежат исчислению исходя из невыплаченной суммы остатка средств гранта.
Поскольку на дату рассмотрения гражданского дела судом фактически невыплаченная ответчиком сумма гранта составляет 420000 руб. суд приходит к выводу о том, что удовлетворение судом требований Министерства о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2024 до дня фактического исполнения обязательства исходя из суммы задолженности по уплате гранта, не влияет на вывод суда о том, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.
Оценив представленные истцом доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности, а также учитывая достаточность представленных доказательств для разрешения спора по существу и их взаимную связь в совокупности, принимая во внимание нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Министерства культуры Мурманской областик Малюгину Д.О. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами обоснованными и подлежащими удовлетворению в соответствии вышеприведенными суждениями.
В соответствии со статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобождён, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворённых исковых требований, если ответчик не освобождён от уплаты государственной пошлины.
Согласно статье 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
При подаче искового заявления к Малюгину Д.О. Министерство культуры Мурманской области в соответствии с положениями подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина не уплачивалась. Поскольку судом исковые требования Министерства культуры Мурманской области удовлетворены, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика Малюгина Д.О., не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Принимая во внимание положения 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации и исходя из абз. 4 пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом объема удовлетворенных требований (при цене иска 475 089 руб. 65 коп.), с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 7950 руб. 90 коп. (5200 руб. + (475 089 руб. 65 коп. – 200000 руб.) х1/100).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199, 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Министерства культуры Мурманской области (ОГРН 1025100839576) к Малюгину Д.О. о взыскании денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворить.
Взыскать с Малюгина Д.О. в пользу бюджета Мурманской области денежные средства, выплаченные в качестве гранта, в размере 420000 (четыреста двадцать тысяч) руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2023 по 15.05.2024 в сумме 55089 (пятьдесят пять тысяч восемьдесят девять) руб. 65 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 16.05.2024 по день фактической уплаты задолженности, исчисленные на сумму задолженности по уплате гранта, исходя из ключевой ставки Банка России, действующей в соответствующие периоды.
Взыскать сМалюгина Д.О. государственную пошлину в бюджет в размере 7950 (семь тысяч девятьсот пятьдесят) руб.90 коп..
Ответчик вправе при наличии оснований, предусмотренных статьей 242 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подать в Полярнозоринский районный суд Мурманской области, вынесший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Полярнозоринский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья К.М.Буткевич