Дело № 2-234/2024
73RS0001-01-2023-007231-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<данные изъяты>
08 февраля 2024 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,
при секретаре И.А. Канашкиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зудина Владислава Юрьевича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о включении периода службы в выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии
установил:
Зудин Владислав Юрьевич обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о включении периода службы в выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
Судом в качестве соответчика привлечено Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу».
Истец обоснование иска указал, что Зудин Владислав Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подполковник запаса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
Приказом Министра обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ № уволен в запас.
Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области при исчислении процентной надбавки за выслугу лет взяты только периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в календарном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев. Процентная надбавка за выслугу 20 лет составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.
Считает, что у ответчика не имелось законных оснований для исключения периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии.
Просил суд обязать ответчика включить период службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии, возложить обязанность произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседание истец на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Представитель ответчика Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором просил в иске отказать.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ОСФР по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав об отсутствии нарушений пенсионных прав истца со стороны ОСФР по Ульяновской области.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, личное дело военнослужащего, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).
Таким образом, суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и доводам сторон.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется в полном объеме судебная защита его прав и свобод.
Из данной нормы в ее взаимосвязи со ст. 17 Конституции РФ следует, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека в России и служит, в свою очередь, необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод, обеспечиваемых согласно ст. 18 Конституции РФ правосудием, признание, соблюдение и защита которых согласно ст. 2 Конституции РФ - обязанность государства.
В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.
В судебном заседании установлено, что Зудин Владислав Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Республики Казахстан.
Приказом Министра обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ № уволен в запас.
Истец является пенсионером по линии Министерства обороны, инвали<адрес> группы, заболевание получено в период военной службы.
Письмами от 20 и ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» разъяснил истцу порядок назначения и выплаты пенсии и денежного довольствия со ссылками на законодательство.
Истец не согласен с судью данных ответов, считает, что Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области при исчислении процентной надбавки за выслугу лет неправомерно взяты только периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в календарном исчислении составляет только 20 лет 5 месяцев. Процентная надбавка за выслугу 20 лет составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 с учетом специфики прохождения военной и иных видов государственной службы. В соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 данного Закона Российской Федерации пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, указанным в статье 1 названного Закона (в том числе лицам, уволенным с военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации), если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более. Пункт "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 закрепляет право указанных граждан на получение пенсии за выслугу лет на льготных условиях.
Правом на военную пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие определенный срок выслуги на соответствующей службе, в частности (ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, №):
- на военной службе в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военной службе по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, органах пограничной службы Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации (или бывшего СССР);
- на службе в органах внутренних дел Российской Федерации (бывшего СССР), Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной. системы, войсках национальной гвардии РФ и органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Для назначения пенсии за выслугу лет должно соблюдаться одно из следующих условий (ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1):
1) на день увольнения со службы лицо имеет не менее 20 лет выслуги на службе;
2) лицо достигло 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12,5 лет составляет служба, и увольняется по достижении им предельного возраста пребывания па службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При этом в общий трудовой стаж включаются (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1):
- трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до 01 января 2002 г.;
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий с 01 января 2002 г, до 01 января 2015 г.;
- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий с 01 января 2015 г.
В соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 действие данного Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства - участника Соглашения от 15.05.1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09.12.2009 года N 01-1/2-09".
Приведенное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, как было верно отмечено судом первой инстанции в решении, дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.
Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года для исчисления выслуги лет установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства: в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2).
При этом применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве - участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.
Вместе с тем, при определении в данном случае размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.
Закрепленное в Соглашениях от 14.02.1992 года и 15.05.1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.
Федеральный закон 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", определяя состав денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусматривает установление указанным лицам выплат, являющихся основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. К числу таких выплат федеральным законодателем отнесена и ежемесячная надбавка за выслугу лет, размер которой зависит от продолжительности выслуги лет, установленной в соответствии с правилами исчисления выслуги лет для назначения указанной ежемесячной надбавки, определяемыми Правительством Российской Федерации (части 13 и 14 статьи 2).
Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 года N 1074 утвердило Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, определившие в пункте 2 периоды службы, учитываемые в календарном исчислении, при установлении продолжительности выслуги лет, к числу которых отнесены и периоды военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Аналогичным образом указанный период учитывался и в соответствии с ранее действовавшим законодательством (пункт 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524).
Истец при увольнении со службы в республике Казахстан не был переведен в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации.
Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, предусмотрены Соглашением между государствами-участниками СНГ от 14 февраля 1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей". Однако в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 490-рп Российская Федерация участником данного соглашения не является, поэтому данный международный акт на территории Российской Федерации не действует и не применяется.
При этом статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода, который установлен пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" до 31 декабря 1994 года.
Как усматривается из материалов дела, истцу при исчислении процентной надбавки за выслугу лет засчитаны именно периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ до окончания переходного периода, установленного приведенной выше нормой- ДД.ММ.ГГГГ,
В календарном исчислении выслуга лет за указанный период составляет 20 лет 5 месяцев, в связи с чем процентная надбавка за выслугу 20 лет, правомерно определена как 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.
Ссылки истца на необходимость применения к возникшим правоотношениям соглашения между Российской Федерацией и Казахстаном - Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, суд не принимает во внимание, поскольку указанный договор не регламентирует порядок реализации пенсионных прав и порядок установления размера денежного довольствия, а направлен на развитие военного сотрудничества между странами, направления применения области соглашения указаны в ст.3 Договора.
Так же суд считает необходимым отметить, что ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон от N 93-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств"
Истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то есть после денонсации соглашений.
Таким образом, оснований для включения периода службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии не имеется, в связи с чем в иске в указанной части следует отказать.
Требования о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются производными от основного и так же не подлежат удовлетворению.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.
Руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Зудина Владислава Юрьевича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о включении периода службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии, возложить обязанность произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Л. Грачева