Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-234/2024 (2-6286/2023;) ~ М-6222/2023 от 04.12.2023

Дело № 2-234/2024

73RS0001-01-2023-007231-17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

08 февраля 2024 г.                                                                 г. Ульяновск

    Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе судьи Т.Л. Грачевой,

при секретаре И.А. Канашкиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зудина Владислава Юрьевича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному    военному округу» о включении периода службы в выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии

установил:

Зудин Владислав Юрьевич обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» о включении периода службы в выслугу лет, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.

Судом в качестве соответчика привлечено Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному    военному округу».

Истец обоснование иска указал, что Зудин Владислав Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подполковник запаса с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Приказом Министра обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас.

Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области при исчислении процентной надбавки за выслугу лет взяты только периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в календарном исчислении составляет 20 лет 5 месяцев. Процентная надбавка за выслугу 20 лет составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Считает, что у ответчика не имелось законных оснований для исключения периода службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии.

Просил суд обязать ответчика включить период службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии, возложить обязанность произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседание истец на иске настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.

Представитель ответчика Федеральное казённое учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному    военному округу» в судебном заседании не присутствовал, представил письменный отзыв, в котором просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Министерства обороны Российской Федерации, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором просил в иске отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ОСФР по Ульяновской области, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, указав об отсутствии нарушений пенсионных прав истца со стороны ОСФР по Ульяновской области.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, личное дело военнослужащего, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые были представлены сторонами и исследовались в судебном заседании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам (ч.2 ст. 150 ГПК РФ).

Таким образом, суд рассматривает дело по имеющимся доказательствам и доводам сторон.

Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется в полном объеме судебная защита его прав и свобод.

Из данной нормы в ее взаимосвязи со ст. 17 Конституции РФ следует, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека в России и служит, в свою очередь, необходимой гарантией осуществления всех других прав и свобод, обеспечиваемых согласно ст. 18 Конституции РФ правосудием, признание, соблюдение и защита которых согласно ст. 2 Конституции РФ - обязанность государства.

В соответствии со ст.19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе, независимо от рода и места деятельности.

В судебном заседании установлено, что Зудин Владислав Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в Вооруженных Силах СССР, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

Приказом Министра обороны Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас.

Истец является пенсионером по линии Министерства обороны, инвали<адрес> группы, заболевание получено в период военной службы.

Письмами от 20 и ДД.ММ.ГГГГ Федеральное казённое учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области» разъяснил истцу порядок назначения и выплаты пенсии и денежного довольствия со ссылками на законодательство.

Истец не согласен с судью данных ответов, считает, что Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Ульяновской области при исчислении процентной надбавки за выслугу лет неправомерно взяты только периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в календарном исчислении составляет только 20 лет 5 месяцев. Процентная надбавка за выслугу 20 лет составляет 30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 с учетом специфики прохождения военной и иных видов государственной службы. В соответствии с пунктом "а" части первой статьи 13 данного Закона Российской Федерации пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, указанным в статье 1 названного Закона (в том числе лицам, уволенным с военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации), если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более. Пункт "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 закрепляет право указанных граждан на получение пенсии за выслугу лет на льготных условиях.

Правом на военную пенсию за выслугу лет обладают лица, имеющие определенный срок выслуги на соответствующей службе, в частности (ст. ст. 1, 3, 4, п. «а» ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ):

- на военной службе в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военной службе по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ, органах пограничной службы Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации (или бывшего СССР);

- на службе в органах внутренних дел Российской Федерации (бывшего СССР), Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной. системы, войсках национальной гвардии РФ и органах принудительного исполнения Российской Федерации.

Для назначения пенсии за выслугу лет должно соблюдаться одно из следующих условий (ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1):

1) на день увольнения со службы лицо имеет не менее 20 лет выслуги на службе;

2) лицо достигло 45-летнего возраста, имеет общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12,5 лет составляет служба, и увольняется по достижении им предельного возраста пребывания па службе, состоянию     здоровья     или     в     связи     с     организационно-штатными мероприятиями.

При этом в общий трудовой стаж включаются (ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. №4468-1):

- трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до 01 января 2002 г.;

- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий с 01 января 2002 г, до 01 января 2015 г.;

- страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий с 01 января 2015 г.

В соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 действие данного Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения от 13 марта 1992 года.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств в консультативном заключении от 09.12.2009 года N 01-1/2-09 "О толковании применения положений статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15.05.1992 года" разъяснил, что при переезде пенсионера - бывшего военнослужащего из одного государства - участника Соглашения от 15.05.1992 года на постоянное место жительства в другое государство-участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет. При определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.

Аналогичные выводы содержатся в Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19.03.2012 года "О разъяснении консультативного заключения от 09.12.2009 года N 01-1/2-09".

Приведенное толкование ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года, как было верно отмечено судом первой инстанции в решении, дано Экономическим судом Содружества Независимых Государств, созданным в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений, в рамках полномочий, закрепленных п. 5 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением Совета глав государств СНГ от 06.07.1992 года, и является официальным.

Таким образом, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года для исчисления выслуги лет установлены отдельные правила относительно применяемого национального законодательства: в одном случае - для определения права на пенсию (ч. 1), в другом случае - для определения размера денежного довольствия (ч. 2).

При этом применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве - участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету по новому месту жительства не подлежит.

Вместе с тем, при определении в данном случае размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе для определения процентной надбавки за выслугу лет, выслуга лет исчисляется по ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 года по нормам законодательства государства нового места жительства.

Закрепленное в Соглашениях от 14.02.1992 года и 15.05.1992 года положение о сохранении государствами - участниками Содружества уровня пенсионного обеспечения не ниже уровня ранее установленных прав и льгот подразумевает принятие этими государствами нормативных актов, в которых должны быть определены конкретный вид и фактический размер пенсии в соответствии с национальным законодательством.

Федеральный закон 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", определяя состав денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, предусматривает установление указанным лицам выплат, являющихся основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы. К числу таких выплат федеральным законодателем отнесена и ежемесячная надбавка за выслугу лет, размер которой зависит от продолжительности выслуги лет, установленной в соответствии с правилами исчисления выслуги лет для назначения указанной ежемесячной надбавки, определяемыми Правительством Российской Федерации (части 13 и 14 статьи 2).

Во исполнение указанного предписания Правительство Российской Федерации постановлением от 21 декабря 2011 года N 1074 утвердило Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, определившие в пункте 2 периоды службы, учитываемые в календарном исчислении, при установлении продолжительности выслуги лет, к числу которых отнесены и периоды военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Аналогичным образом указанный период учитывался и в соответствии с ранее действовавшим законодательством (пункт 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 года N 524).

Истец при увольнении со службы в республике Казахстан не был переведен в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы Российской Федерации.

Взаимные обязательства стран Содружества о социальных и правовых гарантиях в отношении военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, предусмотрены Соглашением между государствами-участниками СНГ от 14 февраля 1992 года "О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей". Однако в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 15 июля 2011 года N 490-рп Российская Федерация участником данного соглашения не является, поэтому данный международный акт на территории Российской Федерации не действует и не применяется.

При этом статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4455-1 "О воинской обязанности и военной службе" было предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода, который установлен пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года N 4457-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" до 31 декабря 1994 года.

Как усматривается из материалов дела, истцу при исчислении    процентной надбавки за выслугу лет засчитаны именно периоды службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ до окончания переходного периода, установленного приведенной выше нормой- ДД.ММ.ГГГГ,

В календарном исчислении выслуга лет за указанный период составляет 20 лет 5 месяцев, в связи с чем процентная надбавка за выслугу 20 лет, правомерно определена как    30% от должностного оклада и оклада по воинскому званию.

Ссылки    истца на необходимость применения к возникшим правоотношениям соглашения между Российской Федерацией и Казахстаном - Договор между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о военном сотрудничестве, суд не принимает во внимание, поскольку указанный договор не регламентирует порядок реализации пенсионных прав и порядок установления размера денежного довольствия, а направлен на развитие    военного сотрудничества между странами, направления применения области соглашения указаны в ст.3 Договора.

Так же суд считает необходимым отметить, что ДД.ММ.ГГГГ принят Федеральный закон от N 93-ФЗ "О денонсации Российской Федерацией Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств и Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих Пограничных войск, членов их семей и государственного страхования военнослужащих Пограничных войск государств - участников Содружества Независимых Государств"

Истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ, то есть после денонсации соглашений.

Таким образом, оснований для включения периода службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии не имеется, в связи с чем в иске в указанной части следует отказать.

Требования о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являются производными от основного и так же не подлежат удовлетворению.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, согласно ч.1 ст. 123 Конституции РФ суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

Руководствуясь ст.ст.12, 56,194-198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Зудина Владислава Юрьевича к Федеральному казённому учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», Федеральному казённому учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному    военному округу» о включении периода службы в вооруженных силах Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в выслугу лет для назначения пенсии, возложить обязанность произвести перерасчет пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                           Т.Л. Грачева

2-234/2024 (2-6286/2023;) ~ М-6222/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зудин В.Ю.
Ответчики
ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу».
ФКУ "Военный комиссариат Ульяновской области"
Другие
Министерство обороны РФ
ОСФР по Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Грачева Т. Л.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.12.2023Передача материалов судье
06.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2023Подготовка дела (собеседование)
22.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2024Судебное заседание
01.02.2024Судебное заседание
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее