Дело № 12-268/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
г.Пермь 25.12.2023
Судья Кировского районного суда г.Перми Сирина Е.Г., с участием защитника Фалеева Д.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника на постановление административной комиссии Кировского района г.Перми от 20.09.2023 № 1812/23 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение», <адрес>
установила:
20.09.2023 административной комиссией вынесено постановление, которым ООО «УК «Домовладение» признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», и ему назначено наказание в виде административного штрафа, с учетом положений ч. 2 ст. 4.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) руб.
Не согласившись с названным постановлением коллегиального органа, защитник ООО «УК «Домовладение» Фалеев Д.Г. обратился с жалобой в Кировский районный суд г.Перми, в которой просит названное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на процессуальные нарушения, выразившиеся в неизвещении юридического лица о времени и месте рассмотрения дела.
В судебном заседании защитник Фалеев Д.Г. доводы жалобы поддержал, представил дополнения к жалобе.
Законный представитель ООО «УК «Домовладение» о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайство об отложении не заявил. Представитель коллегиального органа участия в судебном заседании не принимал. С учетом положений ч. 3 ст. 25.4, пп. 2, 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав позицию стороны защиты, прихожу к следующим выводам.
За невыполнение или выполнение с нарушением установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления сроков работ по подготовке к сезонной эксплуатации зданий, инженерных сооружений и коммуникаций, объектов коммунального назначения установлена административная ответственность по статье 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
Основанием для составления протокола об административном правонарушении и последующего привлечения ООО «УК «Домовладение» к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», послужило то обстоятельство, что общество в срок до 22.08.2023 согласно плану-графику не подготовило (не представило документы) к отопительному периоду многоквартирный дом <адрес>, не обеспечив, тем самым, готовность жилого дома к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024гг., что является нарушением пп. 3, 5.3 постановления администрации г. Перми от 10.03.2023 № 187 «О подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы города Перми к эксплуатации в осенне-зимний период 2023-2024 годов».
Действия ООО «УК «Домовладение» квалифицированы по статье 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае».
Вместе с тем постановление коллегиального органа нельзя признать законным по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 данной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о том, что основным условием возбуждения дела в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, является надлежащее и заблаговременное извещение этого лица о времени и месте составления протокола, а также предоставление ему возможности реализовать свои права. Следовательно, извещения должны направляться с тем расчетом, чтобы обеспечить их получение адресатом заблаговременно до начала их проведения.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, должно быть проинформировано заблаговременно и таким образом, чтобы иметь реальную возможность явиться для составления протокола об административном правонарушении, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов этого лица.
Из содержания протокола об административном правонарушении от 07.09.2023 № 137 следует, что он был составлен без участия законного представителя ООО «УК «Домовладение», при этом должностное лицо признало, что последний был надлежащим образом извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, ссылаясь на уведомление от 28.08.2023 № (л.д. 19-20).
Однако данные выводы должностного лица нельзя признать правильными, поскольку установлено, что уведомление от 28.08.2023 № о времени и месте составления протокола об административном правонарушении 07.09.2023 в 17 час. 00 мин. направлено ООО «УК «Домовладение» 30.08.2023 почтовой связью с присвоением почтового идентификатора № (л.д. 24, 25) и согласно данным с сайта Почта России данное отправление было вручено адресату 07.09.2023 в 15 час. 34 мин., то есть менее, чем за полтора часа до составления протокола об административном правонарушении (л.д. 26). При этом из материалов дела не следует, что должностным лицом были приняты исчерпывающие меры, а также использованы возможные способы к доведению заблаговременно до сведения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, сведений о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Вместе с тем, следует учитывать, что поступление извещения о месте и времени составления протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, день в день нельзя признать надлежащим, поскольку лишает его возможности подготовиться и осуществить защиту своих прав.
Кроме того, исходя из материалов дела, можно заключить, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, на дату составления протокола 07.09.2023 наличие или отсутствие доказательств о вручении извещений ООО «УК «Домовладение» проверены не были, т.к. отчет с сайта Почта России был сформирован 14.09.2023 в 16 час. 22 мин., то есть спустя 7 дней после осуществления процессуального действия (составления протокола).
Изложенные факты подтверждают то обстоятельство, что на момент составления протокола об административном правонарушении общество не извещено надлежащим образом о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, данный протокол составлен в отсутствие законного представителя или защитника с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлекли нарушение права на защиту юридического лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу постановления коллегиального органа.
В настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Допущенные нарушения являются безусловным основанием в силу приведенных правовых норм для отмены вынесенного по делу постановления коллегиального органа и прекращении производства по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При установленном основании к прекращению производства по делу, в оценку иных заявленных доводов защитника судья не входит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда
решила:
постановление административной комиссии Кировского района г.Перми от 20.09.2023 № 1812/23, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.6 Закона Пермского края от 06.04.2015 № 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае», в отношении общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Домовладение» отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Кировский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Е.Г.Сирина