Дело № 2-3442/2022 УИД 76RS0014-01-2022-002424-78 изг. 16.08.2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2022 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Ляминой К.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федоровой Наталии Юрьевны к мэрии города Ярославля, Муниципальному казенному учреждению «Агентство по строительству» города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о понуждении к изъятию недвижимого имущества путем предоставления возмещения,
установил:
Федорова Н.Ю. обратилась в суд с иском к мэрии города Ярославля, Муниципальному казенному учреждению «Агентство по строительству» города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о понуждении к изъятию недвижимого имущества путем предоставления возмещения. В обоснование исковых требований указала, что является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, кадастровый № и № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №. Многоквартирный жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что снос аварийного многоквартирного жилого дома не осуществлен, 25.07.2019 года мэрией г. Ярославля принято постановление № 829 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка с описанием местоположения: Российская Федерация, Ярославская область, городской округ <адрес>, жилых и нежилых помещений». Постановлением мэрии г. Ярославля от 22.08.2016 № 1314 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля, муниципальных казенных учреждений города Ярославля при расселении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции)» определен механизм взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу. На основании п.п. 8 -10 вышеуказанного порядка МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля в течение 10 дней со дня принятия постановления об изъятии направляет его копию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, а также правообладателям изымаемого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении с соблюдением требований действующего законодательства. Агентство в течение 3 месяцев со дня принятия постановления об изъятии обеспечивает проведение работ по оценке изымаемого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства. В течение 10 рабочих дней со дня получения отчета об оценке Агентство готовит соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и организовывает его подписание руководителями ДГ и КУМИ. Подписанные соглашения Агентство в течение 10 рабочих дней вручает собственникам лично. Истец обращалась в МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля с заявлением о направлении ей проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества, однако до настоящего времени проект соглашения ей не направлен, сотрудники Агентства сообщили ей, что в связи с отсутствием в бюджете г. Ярославля денежных средств на расселение нежилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных жилых домах, заключение соглашения об изъятии принадлежащих ей объектов недвижимого имущества невозможно. Истец обратилась к независимому оценщику в ЗАО «Ярославский центр недвижимости», в соответствии с которым размер убытков, причиненный ей в связи с изъятием принадлежащих ей нежилых помещений и доли в праве собственности на земельный участок составит 5 759 000 руб., из которых стоимость нежилых помещений- 4 917 000 руб., стоимость доли в праве собственности на земельный участок- 1 237 000 руб., убытки, связанные с изъятием объектов недвижимого имущества- 47 000 руб. (40 000 руб. услуги риэлтора по подбору иного нежилого помещения, по сопровождению сделки, 2000 руб.- оплата государственной пошлины за регистрацию сделки, 5000 руб.- услуги грузчиков по перевозке мебели, техники и иного оборудования).
Полагая, что уклонением от заключения соглашения об изъятии объектов недвижимого имущества нарушатся ее права, истец просит взыскать с мэрии г. Ярославля возмещение за изымаемое для муниципальных нужд недвижимое имущество в размере 5 759 000 руб., судебные издержки, прекратить право собственности Федоровой Н.Ю. в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества с признанием права муниципальной собственности г. Ярославля после выплаты присужденного возмещения.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Егорова М.В, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени рассмотрения дела, дело рассмотрено в их отсутствие.
От представителя ответчика КУМИ мэрии г. Ярославля поступили письменные возражения на исковое заявление, в которых представитель ответчика просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что законодательством не установлен срок сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, установление срока сноса и расселения граждан является компетенцией органа местного самоуправления. Постановлением мэрии г. Ярославля от 25.07.2019 № 829 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка с описанием местоположения: Российская Федерация, Ярославская область, городской округ <адрес> жилых и нежилых помещений» срок расселения нежилых помещений не определен, в связи с чем срок для заключения с истцом соглашения об изъятии принадлежащих ей объектов недвижимости не наступил, и требования истца являются преждевременными.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Материалами дела установлено, что Федорова Н.Ю. является собственником нежилых помещений, расположенных по адресу <адрес>, кадастровый № и № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №.
25.07.2019 года мэрией г. Ярославля принято постановление № 829 «Об изъятии для муниципальных нужд города Ярославля земельного участка с описанием местоположения: Российская Федерация, Ярославская область, городской округ <адрес> жилых и нежилых помещений», в соответствии с которым принадлежащие ФИО1 объекты недвижимого имущества нежилые помещения, расположенные по адресу <адрес>, кадастровый № № долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый № подлежат изъятию для муниципальных нужд.
На основании пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В силу подпункта 3.2 пункта 2 статьи 235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2).
Согласно пункту 2 статьи 239.2 ГК РФ в случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с данной статьей осуществляются одновременно.
Согласно пункту 3 статьи 239.2 ГК РФ отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 6 статьи 279 ГК РФ установлено, что сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Поскольку правовые последствия признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу для собственников нежилых помещений законодательством прямо не урегулированы, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 6 ГК РФ к указанным отношениям подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности положения статьи 32 ЖК РФ.
Согласно пункту 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае, согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ, применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Как следует из подпункта 4 пункта 2 статьи 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 статьи 56.3 ЗК РФ, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.
Постановлением мэрии г. Ярославля от 22.08.2016 № 1314 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля, муниципальных казенных учреждений города Ярославля при расселении многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (реконструкции)» определен механизм взаимодействия структурных подразделений мэрии г. Ярославля с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
На основании п.п. 8 -10 вышеуказанного порядка МКУ «Агентство по строительству» города Ярославля в течение 10 дней со дня принятия постановления об изъятии направляет его копию в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, а также правообладателям изымаемого земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества заказным письмом с уведомлением о вручении с соблюдением требований действующего законодательства. Агентство в течение 3 месяцев со дня принятия постановления об изъятии обеспечивает проведение работ по оценке изымаемого имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства. В течение 10 рабочих дней со дня получения отчета об оценке Агентство готовит соглашение об изъятии недвижимости для муниципальных нужд и организовывает его подписание руководителями ДГ и КУМИ. Подписанные соглашения Агентство в течение 10 рабочих дней вручает собственникам лично.
До настоящего времени соглашение об изъятии объектов недвижимого имущества с истцом не заключено.
По мнению суда, признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу лишает Федорову Н.Ю. возможности использовать принадлежащее ей имущество, нарушает права истца, в связи с чем исковые требования о взыскании с мэрии г. Ярославля выкупной цены за изымаемое недвижимое имущество подлежат удовлетворению.
Согласно представленному истцом заключению эксперта ЗАО «Ярославский центр недвижимости» размер убытков, причиненный Федоровой Н.Ю. в связи с изъятием принадлежащих ей нежилых помещений и доли в праве собственности на земельный участок составит 5 759 000 руб., из которых стоимость нежилых помещений- 4 917 000 руб., стоимость доли в праве собственности на земельный участок- 1 237 000 руб., убытки, связанные с изъятием объектов недвижимого имущества- 47 000 руб.
Доказательств, опровергающих представленное истцом доказательство, ответчиками не представлено.
Оснований не доверять выводам заключения ЗАО «Ярославский центр недвижимости» суд не усматривает, поскольку выводы эксперта мотивированы, основаны на анализе предложений о продаже объектов недвижимого имущества, аналогичных изымаемым.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные судебные расходы пропорционально удовлетворенной части требований.
Поскольку истцом при обращении в суд истцом заявлены исковые требования имущественного характера- о взыскании возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости, оплачена государственная пошлина по исковым требованиям имущественного характера, с ответчика в пользу истца подлежит ко взысканию возврат госпошлины в размере 36 995 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░ 7601001234, ░░░░ 1027600683824 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ № ░░░░░ <░░░░░> <░░░░░> ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 760-006, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №, ░ ░░░░░░░ 5 759 000 ░░░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 12 000 ░░░., ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 ░░░., ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 36 995 ░░░., ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 5 822995 ░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░.░░.░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ 760-006 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ № ░ 119/2155 ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░ |
░.░.░░░░░░░░ |