Дело № 12-610/2022
УИД 21MS0059-01-2022-001137-93
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
24 июня 2022 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Сидорова И. Н., рассмотрев жалобу защитника ООО «ЛИДЕР ТРАНС» на постановление мирового судьи судебного участка ----- Ленинского района г. Чебоксары от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛИДЕР ТРАНС»,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка ----- Ленинского района г.Чебоксары от дата ООО «ЛИДЕР ТРАНС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с постановлением мирового судьи, защитник ООО «ЛИДЕР ТРАНС» Николаев Д. С. обратился с жалобой на предмет его отмены по мотивам незаконности и необоснованности, указав, что выводы суда первой инстанции строятся на предположениях инспектора территориального отдела госавтонадзора по Чувашской Республике Средне-Волжского МУГАДН. В материалах дела имеются сведения, исключающие виновность ООО «ЛИДЕР ТРАНС» в совершении административного правонарушения. Путевой лист ----- от 08 февраля 2022 года заполнен в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 11 сентября 2020 года № 368 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» и содержит все необходимые сведения. Должностным лицом АО «Авто ВАС» 08 февраля 2022 года был проведен предрейсовый контроль транспортного средства марки ------ с государственным регистрационным знаком -----. Кроме того, инспектором территориального отдела госавтонадзора фактически проведено административное расследование, не имея на то основания. При составлении протокола об административном правонарушении от 14 марта 2022 года нарушено их право на защиту, а именно инспектором было отказано в удовлетворении их ходатайства о предоставлении разумного времени для привлечения к участию в деле квалифицированного юриста.
ООО «ЛИДЕР ТРАНС», извещенное о месте и времени надлежащим образом, явку защитника не обеспечило.
Представители Средне- Волжского межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1, ФИО2, извещенные о месте и времени, в судебное заседание не явились, ранее, участвуя в судебном заседании, просили в удовлетворении жалобы отказать, постановление мирового судьи оставить без изменения.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном парвонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, ст. 26.11 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
На основании задания на проведение постоянного рейда от 07 февраля 2022 года ----- порученного ст. государственному инспектору ФИО1, государственному инспектору ФИО3 08 февраля 2022 года проведен постоянный рейд (маршрутный лист -----).
08 февраля 2022 года в 12 час. 15 мин. около адрес был проверен автобус марки ------ гос.рег.знак ------ ------ под управлением водителя ФИО4, перевозившего пассажиров в количестве 3 человек по регулярному межмуниципальному маршруту Чувашской Республики ------ при наличии посадочной ведомости от 08 февраля 2022 года ------ путевому листу от 08 февраля 2022 г. -----, выданному перевозчиком - юридическим лицом ООО «ЛИДЕР ТРАНС». В ходе проверки указанного автобуса были установлены факты нарушения законодательства, о чем составлен акт осмотра транспортного средства от 08 февраля 2022 г. -----, произведены фотоснимки и видеозапись.
Основанием для привлечения ООО «ЛИДЕР ТРАНС» к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ послужили изложенные в постановлении мирового судьи выводы о том, что ООО «ЛИДЕР ТРАНС», являясь перевозчиком, осуществляющим в порядке оказания услуг на коммерческой основе регулярную перевозку пассажиров автомобильным транспортом марки ------ гос.рег.знак ------ по межмуниципальному маршруту Чувашской Республики ------, осуществлял лицензируемый вид деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией. В частности, 08 февраля 2022 года в 12 час. 15 мин. около дома адрес ООО «ЛИДЕР ТРАНС» осуществлял перевозку пассажиров с использованием автобуса, не оснащенного работоспособной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, а также с нарушениями в заполнении путевого листа ----- от 08 февраля 2022 года: предрейсовый контроль технического состояния автобуса указанной марки не проводился, однако сведения о пройденном контроле технического состояния автобуса были указаны в путевом листе.
Так, согласно протоколу инструментального обследования от 08 февраля 2022 г., в ходе проведения инструментального обследования с использованием оборудования и государственной информационной системы «Автоматизированное рабочее место КИАСК-ТС-РВ» на предмет оснащения указанного автобуса аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS было установлено, что информация об автобусе в информационной системе КИАСК-ТС-РВ отсутствует, сведения об автобусе в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта не передаются.
Таким образом, по состоянию на 08 февраля 2022 г. автобус марки ------ с государственным регистрационным знаком ------ работоспособной аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS оснащен не был.
В соответствии с сообщениями АО «АвтоВАС» от 17 февраля 2022 года -----, от 22 февраля 2022 года -----, ИП ФИО5 от 17 февраля 2022 года -----, договору от 31 декабря 2021 года ----- на оказание услуг охраняемой автостоянки между АО «АвтоВАС» и ООО «ЛИДЕР ТРАНС», в период с 07 февраля 2022 года по 08 февраля 2022 года автобус марки ------ гос.рег.знак ------ размещался на парковке (парковочном месте) автовокзала ------.
Между тем, согласно информации с тахографа о работе водителя ФИО4 и времени управления автобусом марки ------ гос.рег.знак ------ 21 за 08 февраля 2022 года, в указанный день управление автобусом (движение автобуса) водителем началось в 08 час. 22 мин. (05 час 22 мин UTC).
Согласно информационному сообщению АО «АвтоВАС» от 22 февраля 2022 года -----, 08 февраля 2022 года автобус марки ------ с государственным регистрационным знаком ------ выехал с территории автовокзала ------ в 08 час. 23 мин. Согласно информационному сообщению МВД по Чувашской Республике от 17 февраля 2022 г. ------ о прохождении транспортным средством рубежей контроля, работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотофиксации, первое за 08 февраля 2022 г. движение указанного автобуса зафиксировано в 08 час. 27 мин. 46 сек., место фиксации – дом адрес, в направлении (встречное) - выезда из г.Чебоксары в сторону ------.
Таким образом, письменное сообщение начальника центрального автовокзала г.Чебоксары АО «АвтоВАС» от 22 февраля 2022 года ----- не соответствует данным с тахографа о работе водителя на дату 08 февраля 2022 года и данным о прохождении транспортным средством рубежей контроля, работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотофиксации.
Следовательно, 08 февраля 2022 года на территорию автовокзала «------, для проведения предрейсового контроля технического состояния автобус марки ------ гос.рег.знак ------ не заезжал, фактически предрейсовый контроль технического состояния указанного автобуса не проводился.
08 февраля 2022 года в 07 час. 35 мин. (согласно журналу предрейсового контроля технического состояния транспортных средств), в 07 час. 45 мин. (согласно путевому листу от 08 февраля 2022 года -----) предрейсовый контроль технического состояния автобуса марки ------ гос.рег.знак ------ не проводился. Сведения о пройденном контроле технического состояния автобуса в журнале предрейсового контроля технического состояния транспортных средств (07 час. 35 мин.) и в путевом листе от 08 февраля 2022 года ----- (07 час. 45 мин.) указаны без проведения предрейсового контроля технического состояния автобуса.
08 февраля 2022 года в 07 час. 45 мин., несмотря на то, что предрейсовый контроль технического состояния автобуса марки ------ гос.рег.знак ------ не проводился, сведения о пройденном контроле технического состояния автобуса были указаны в путевом листе от 08 февраля 2022 года ------.
Сведения о пройденном контроле технического состояния автобуса указываются в путевом листе в том случае, если при контроле не выявлены несоответствия требованиям. Так как 08 февраля 2022 года предрейсовый контроль технического состояния автобуса не проводился, то в путевом листе от 08 февраля 2022 года ------ не должны быть указаны сведения о контроле.
Частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 настоящего Кодекса, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами определяет Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утв. постановлением Правительства РФ от 07 октября 2020 года № 1616, вступившее в силу с 1 января 2021 года и действующее до 1 сентября 2026 года.
В разделе III указанного Положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами предусмотрены требования к лицензиатам. Среди них: заполнять путевые листы в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (подпункт «г» пункта 8); допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS (подпункт «д» пункта 8).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Федерального закона РФ от 08 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11 сентября 2020 года № 368.
Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: 1) наименование и номер путевого листа; 2) сведения о сроке действия путевого листа; 3) сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; 4) сведения о транспортном средстве; 5) сведения о водителе; 6) сведения о перевозке (пункт 1 приказа Минтранса России № 368).
В соответствии с пунктом 4 приказа Минтранса России № 368 сведения о транспортном средстве включают, в том числе: дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства (если обязательность его проведения предусмотрена законодательством Российской Федерации) (подпункт 4 пункта 4).
Согласно п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой «выпуск на линию разрешен» и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.
Таким образом, если предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства не проводился, то в путевом листе не должны быть указаны сведения о контроле.
Порядок организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее - Порядок), утв. приказом Минтранса России от 15 января 2021 г. № 9, устанавливает требования к организации и проведению предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств (далее - контроль) с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств.
Оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS подлежат, в том числе автомобильные транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров (пп. «г» п. 1 постановления Правительства РФ от 25 августа 2008 года № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS»).
Порядок оснащения транспортных средств, отнесенных в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011) (далее - технический регламент) к транспортным средствам категорий М2, М3 и транспортным средствам категории N, используемых для перевозки опасных грузов (далее - транспортные средства), аппаратурой спутниковой навигации в целях обеспечения повышения эффективности управления движением транспортных средств и уровня безопасности перевозок пассажиров, опасных грузов устанавливаются Правилами, утв. постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2020 г. № 2216.
Оснащение транспортных средств аппаратурой спутниковой навигации обеспечивается их собственниками (владельцами) в соответствии с технической документацией производителей аппаратуры спутниковой навигации (п. 2 Правил от 22 декабря 2020 г. № 2216).
Транспортные средства подлежат оснащению работоспособной аппаратурой спутниковой навигации, отвечающей требованиям, в том числе: б) обеспечивания определения по сигналам не менее 2 действующих глобальных навигационных спутниковых систем, одной из которых является глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС, передачу информации о географической широте и долготе местоположения транспортного средства, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения транспортного средства с интервалом передачи не более 30 секунд через Государственную автоматизированную информационную систему «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее - система) в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (п. 3 Правил от 22 декабря 2020 г. № 2216).
Как установлено судом, перевозчиком, осуществляющим перевозки пассажиров и иных лиц автобусами на основании лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от 06 мая 2020 года серии ------ является ООО «ЛИДЕР ТРАНС».
Учитывая, что требования, содержащиеся в названных нормах, отнесены к условиям, предусмотренным лицензией, их несоблюдение (нарушение) перевозчиком образовывает объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ. В действиях ООО «ЛИДЕР ТРАНС» установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.2 КоАП РФ.
На основании ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
У ООО «ЛИДЕР ТРАНС» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что путевой лист ----- от 08 февраля 2022 года заполнен в соответствии с требованиями закона и содержит все необходимые сведения, должностным лицом АО «АвтоВАС» был проведен предрейсовый контроль автобуса являются несостоятельными и, как указано выше, опровергаются материалами дела.
Договором ------ на проведение технического контроля транспортных средств от 10 января 2022 года, заключенным между АО «АвтоВАС» и ООО «ЛИДЕР ТРАНС», предусмотрено, что АО «АвтоВАС» принимает на себя обязательство оказать услугу по проведению ежедневного предрейсового контроля технического состояния транспортных средств ООО «ЛИДЕР ТРАНС», несет ответственность за достоверность проведенного контроля технического состояния транспортных средств; услуга оказывается на территории АО «АвтоВАС»: адрес. Срок действия договора по 31 декабря 2022 года.
В выписке из журнала предрейсового контроля технического состояния автотранспортных средств, предоставленной АО «АвтоВАС», имеется запись о проведении проверки технического состояния автобуса марки ------ с гос.рег.знаком ------ 08 февраля 2022 года в 07 час. 35 мин. Однако в путевом листе автобуса ----- от 08 февраля 2022 года время прохождения предрейсового контроля указано как 07 час. 45 мин.
Указанное расхождение во времени проведения проверки технического состояния транспортного средства заявителем не объяснено.
Кроме того, согласно информации с тахографа водитель ФИО4 начал управление автобусом вышеуказанной марки 08 февраля 2022 года в 08 час. 22 мин. Затем, согласно письму АО «АвтоВАС» ----- от 22 февраля 2022 года, в 08 час. 23 мин. автобус выехал с территории автовокзала ------. Между тем, из сведений, предоставленных МВД по Чувашской Республике, о прохождении транспортным средством рубежей контроля, работающих в автоматическом режиме стационарных специальных технических средств, имеющих функции фотофиксации, 08 февраля 2022 года первое движение автобуса марки ------ с гос.рег.знаком ------ зафиксировано в 08 час. 27 мин. около адрес.
Таким образом, вина ООО «ЛИДЕР ТРАНС» нашла свое подтверждение, его действия правильно квалифицированы по ч. 3 ст.14.1.2 КоАП РФ как осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта с нарушением условий, предусмотренных лицензией, за исключением случаев, предусмотренных статьей 11.23 КоАП РФ.
Факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении, заданием на проведение постоянного рейда, актом осмотра транспортного средства, фотоматериалом контрольного мероприятия, журналом предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, путевым листом, лицензией, информацией с тахографа и другими доказательствами.
Доводы жалобы о нарушении права на защиту при составлении протокола об административном правонарушении нельзя признать обоснованными. Ходатайство законного представителя ООО «ЛИДЕР ТРАНС» о предоставлении времени для получения квалифицированной юридической помощи и отложении даты и времени составления протокола об административном правонарушении рассмотрено должностным лицом с соблюдением требований статьи 24.4 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее определение с приведением мотивов, по которым должностное лицо не нашел оснований для удовлетворения ходатайства, выводы являются правильными. Общество было осведомлено о дате и времени составления протокола об административном правонарушении заблаговременно и имело реальную возможность до назначенной даты привлечь к участию в деле защитника для оказания юридической помощи.
Право на защиту в ходе производства по делу ООО «ЛИДЕР ТРАНС» реализовано, защитник принимал участие при рассмотрении дела мировым судьей, пользовался процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
Доводы о том, что в отношении ООО «ЛИДЕР ТРАНС» определение о проведении административного расследования не выносилось, при этом административное расследование фактически проводилось, не могут повлечь отмену судебного акта, о недопустимости собранных по делу доказательств они не свидетельствуют. Документов, свидетельствующих о проведении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в материалах дела не имеется, имеющиеся в материалах дела документы не свидетельствуют и не подтверждают факт проведения по делу административного расследования.
Нарушений процессуального порядка производства по делу об административном правонарушении, установленного административным законодательством, из материалов дела не усматривается, наказание назначено в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 3.1, ст. 4.1 КоАП РФ с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, правовые основания для отмены или изменения обжалуемого постановления отсутствуют.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого постановления, не установлено, оснований для удовлетворения жалобы заявителя по изложенным в ней доводам судья не находит.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление мирового судьи судебного участка ----- Ленинского района г.Чебоксары от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЛИДЕР ТРАНС» и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.Н. Сидорова