Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-195/2023 ~ М-186/2023 от 05.06.2023

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2023 года <адрес>

Кочевский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Шерстюкова И.В., при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием: прокурора ФИО6,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2,

представителя ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:

Западно – Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4,

МБУ «Кочевское ЖКХ» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кочевского района Пермского края к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, о возложении обязанности провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений, расположенных на реке Сеполь,

установил:

Прокурор Кочевского района Пермского края обратился в суд с иском к администрации Кочевского муниципального округа Пермского края, МБУ «Кочевское жилищно-коммунальное хозяйство» о возложении обязанности провести преддекларационное обследование гидротехнических сооружений, расположенных на реке Сеполь.

В обоснование заявленных требований указано следующее.

Прокуратурой Кочевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства исполнения законодательства, направленного на предотвращение негативного воздействия вод, в том числе в период весеннего паводка.

В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Кочевского муниципального округа находятся гидротехническое сооружение пруда на реке Сеполь, протяженностью 219 м., расположенное по адресу: с.Кочево Пермский край, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.01.2014. Имеется кадастровый номер объекта . Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ о передаче муниципального имущества на праве оперативного управления в МКУ «Кочевское ЖКХ» (в настоящее время преобразовано в МБУ «Кочевское ЖКХ») гидротехническое сооружение на р.Сеполь передано в оперативное управление МБУ «Кочевское ЖКХ». Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ, общих сведений от объекте ГТС следует, что оно представляет собой земляную плотину, длина сооружения 300 метров, высота сооружения 4,0 метра, ширина по гребню 60 метров; водосборное сооружение открытого типа, деревянный, ширина водосбора 16 метров. Вместе с тем, декларации безопасности гидротехнического сооружения не разработана и не представлена. Кроме того, органом местного самоуправления преддекларационное обследование гидротехнического сооружения не проведено, расчет вероятного вреда не произведен, декларация безопасности сооружения не разработана и в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлена.

Изложенное свидетельствует о нарушении действующего законодательства, и представляет угрозу жизни и здоровью населения, поскольку ненадлежащее обеспечение безопасности гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

В адрес главы муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства, по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

Западно-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ администрации Кочевского муниципального округа объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований . В отношении рассматриваемого объекта предложено провести регулярное обследование ГТС.

Просят обязать администрацию Кочевского муниципального округа обеспечить преддекларационное обследование гидротехнических сооружений расположенных на <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании прокурор ФИО6 исковые требования поддержала, уточнив наименование преддекларационного мероприятия, - «регулярное», установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители ответчика администрации Кочевского муниципального округа Пермского края исковые требования признали.

Представитель ответчика МБУ «Кочевское жилищно-коммунальное хозяйство» возражений относительно исковых требований не высказал, пояснил, что работа проводится.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору исковые требования поддержал.

Суд, исследовав материалы дела, заслушав пояснения лиц участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Согласно частей 2, 3 статьи 173 ГПК РФ суд разъяснил ответчику последствия признания иска о том, что при признании иска принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Право на признание иска является процессуальным правом лица, участвующего в деле, предусмотренным статьями 35, 39, 173 ГПК РФ.

В соответствии со статьей 173 ГПК РФ в случае признание иска ответчиком и принятии его судом, принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Признание иска не противоречит закону и не нарушает законных прав и интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. При указанных обстоятельствах, исходя из принципа состязательности гражданского процесса, исковые требования подлежат удовлетворению на основании положений статьи 173 ГПК РФ.

С учетом характера правоотношений, суд не ограничивается признанием иска ответчиком, учитывает при принятии решения следующим.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".

Исходя и положений статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно вышеуказанного федерального закона, гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении";

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.

Данным Федеральным законом также поименованы общие требования на основании которых осуществляется обеспечение безопасности гидротехнических сооружений: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня (статья 8).

Согласно статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны среди прочего: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно абзацев 1 и 2 статьи 10 вышеуказанного закона декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 N 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений" утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" (далее по тексту – Положение), Правила проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения (далее по тексту – Правила).

Положение устанавливает содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления на утверждение в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений (далее - орган государственного надзора).

Декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее - декларант).

Абзацем 4 Положения установлено, что собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация перед составлением и представлением в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларации безопасности при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса обеспечивают проведение регулярных обследований этого гидротехнического сооружения.

Для проведения регулярного обследования гидротехнического сооружения формируется комиссия с обязательным участием представителей органа государственного надзора и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В силу абзаца 7 Положения, декларация безопасности представляется декларантом в орган государственного надзора не реже одного раза в 5 лет со дня ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию.

В соответствии с абзацем 11 Положения, декларация безопасности, утвержденная органом государственного надзора, является основанием для внесения сведений о гидротехническом сооружении в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Согласно статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются среди прочего: невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений.

Как установлено судом и следует из материалов дела, администрация Кочевского муниципального округа, являющаяся правопреемником муниципального образования «Кочевское сельское поселение», является собственником гидротехнического сооружения протяженностью <данные изъяты> инвентарный , лит 1, адрес: <адрес>, кадастровый , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Согласно Договора от ДД.ММ.ГГГГ гидротехническое сооружение на <адрес> передано в оперативное управление МКУ «Кочевское жилищно-коммунальное хозяйство» (л.д. 26-28, 29, 30-31).

Прокуратурой Кочевского района проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления законодательства исполнения законодательства, о гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях, в том числе по вопросу безопасности гидротехнических сооружений.

В ходе проверки установлено, что в собственности администрации Кочевского муниципального округа находятся гидротехническое сооружение пруда на реке Сеполь, протяженностью 219 м., расположенное по адресу: <адрес>. Органом местного самоуправления преддекларационное обследование гидротехнического сооружения не проведено, расчет вероятного вреда не произведен, декларация безопасности сооружения не разработана и в Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору не представлена.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес главы муниципального округа внесено представление об устранении нарушений законодательства (л.д. 6-9).

Согласно ответа заместителя главы администрации по РИ и ЖКХ ФИО7 на представление от ДД.ММ.ГГГГ исходящий данное представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры, нарушения вынесены обосновано и рассмотрены для устранения. Проведение мероприятий по расчету вреда и декларирования гидротехнического сооружения в отношении объекта на <адрес> запланировано провести а 2023 году.

Западно-Уральским управлением Ростехнадзора в отношении Администрации Кочевского муниципального округа Пермского края объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено провести регулярное обследование в том числе, гидротехнического сооружения на <адрес> (л.д. 13-14).

Доказательств принятия администрацией муниципального округа должных мер после рассмотрения представления прокурора суду не представлено.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Согласно статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа. Федеральным законом от 29.05.2023 № 191-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений"(вступает в силу с ДД.ММ.ГГГГ за искл.отдельных положений) и статью 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации" абзац седьмой после слова "регулярных" дополнен словами "и преддекларационных". В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений» (в текущей редакции) к обязанностям собственника гидротехнического сооружения в том числе, относится «обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения».

Устанавливая баланс прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор, и органов местного самоуправления, суд, в первую очередь, исходит из необходимости обеспечения должного уровня безопасности жизни и здоровья людей и необходимости неукоснительной реализации публичных функций органов местного самоуправления, к числу которых относится организация мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, суд приходит к выводу, что требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.

Возложить обязанность на муниципальное образование «Кочевский муниципальный округ Пермского края» в лице администрацию Кочевского муниципального округа Пермского края, ИНН 5981007902, ОГРН 1205900002989, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, провести регулярное обследования гидротехнического сооружения <данные изъяты> в соответствии с требованиями Правил проведения государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнического сооружения, утвержденных в установленном законодательством порядке Постановлением Правительства РФ от 20.11.2020 № 1892 "О декларировании безопасности гидротехнических сооружений".

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Пермского краевого суда через Кочевский районный суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (с 09 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ).

    

Судья                                 И.В. Шерстюков

2-195/2023 ~ М-186/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Кочевского района
Ответчики
Администрация Кочевского муниципального округа Пермского края
Другие
МБУК "Кочевское жилищно-коммунальное хозяйство"
Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому,технологическому и атомному надзору
Суд
Кочевский районный суд Пермского края
Судья
Шерстюков Игорь Викторович
Дело на сайте суда
kochevsky--perm.sudrf.ru
05.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.06.2023Передача материалов судье
05.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023Дело оформлено
01.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее