Дело №2а-690/2024
73RS0003-01-2024-000693-44
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Ульяновск 19 марта 2024 года
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Надршиной Т.И.,
при секретаре Галицкой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-690/2024 по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении обязанностей по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства,
у с т а н о в и л :
Исполняющий обязанности Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о возложении обязанностей по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В обоснование административного иска указано, что в ходе проведения анализа исполнения законодательства об отходах производства и потребления, Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой было установлено, что администрацией МО «город Ульяновск» контейнерная площадка на территории города Ульяновска, расположенная на пересечении улиц <адрес>, не оборудована.
Указанная площадка внесена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Названная контейнерная площадка не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (площадка ограждена частично лишь с двух сторон), твердое (бетонное) покрытие не имеет уклона для отведения талых и дождевых вод.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (охрана окружающей среды — это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Согласно ст. 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу содержания пунктов 1,3,4 ст. 13.4 Закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра. В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 «СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 28.01.2021 № 3, предусмотрено, что на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П «Об утверждении Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области» утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, согласно п. 4.4 которого контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон высотой не менее 1 метра.
По данному факту Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой 17.11.2023 главе Администрации муниципального образования «город Ульяновск» внесено представление об устранении нарушений закона, однако в нарушение статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нарушение не устранено, контейнерная площадка в соответствии с требованиями действующего законодательства не оборудована, что подтверждается материалами проверки, в том числе актом осмотра от 31.01.2024.
В связи с чем, административный истец просил суд признать бездействие администрации МО «город Ульяновск» по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной на пересечении улиц Ленина и Автодорожной в с. Белый Ключ г. Ульяновска, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, незаконным; возложить на администрацию МО «город Ульяновск» обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной на пересечении улиц Ленина и Автодорожной в с. Белый Ключ г. Ульяновска ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, твердым (бетонным) покрытием с Уклоном для отведения талых и дождевых вод в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 №91-П.
В судебном заседании представитель административного истца помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Патшина Е.В., заместитель прокурора Родионов Р.Р. административные исковые требования поддержали в полном объеме, указали, что до настоящего времени нарушения со стороны ответчика не устранены.
Представитель административного ответчика администрации города Ульяновска Грачёва А.Ю. в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором заявленные административные исковые требования не признала. Указала, что администрация города Ульяновска не отстраняется от выполнения работ по обустройству контейнерных площадок. В ДД.ММ.ГГГГ году администрацией города Ульяновска выполнены работы по обустройству 44 контейнерных площадок на общую сумму <данные изъяты>, в ДД.ММ.ГГГГ - 48 площадок на общую сумму <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ - 48 площадок на общую сумму <данные изъяты>. В бюджете муниципального образования «город Ульяновск» на ДД.ММ.ГГГГ на данные цели предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме <данные изъяты>. Адресный перечень контейнерных площадок, подлежащих обустройству в ДД.ММ.ГГГГ, будет сформирован в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных на данные цели в текущем году. В настоящий момент в отношении администрации города Ульяновска возбуждено 19 исполнительных производств с требованием обязать оборудовать контейнерные площадки, которые будут обустроены в ДД.ММ.ГГГГ в первоочередном порядке. Финансовое обеспечение деятельности администрации города Ульяновска осуществляется исключительно за счет доходов бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Ввиду тяжелой социально-экономической обстановки, вызванной рядом геополитических факторов, наблюдается дефицит бюджета муниципального образования «город Ульяновск». Просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ), при этом обязанность доказывания нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца возложена на лицо, обратившееся в суд (часть 11 статьи 226КАС РФ).
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1 статьи 84 КАС РФ).
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со статьями 21 и 26 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Закона №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
В силу содержания пунктов 1, 3, 4 ст. 13.4 Закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года №3 утверждены санитарные правила и нормы СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 указанных санитарных правил и норм, предусмотрено, что контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 03 марта 2017 года № 91-П утвержден Порядок накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
Согласно пункту 4.4 указанного Порядка, контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.
Из материалов дела следует, что контейнерная площадка, расположенная на пересечении улиц <адрес>, не оборудована в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (площадка ограждена частично лишь с двух сторон), твердое (бетонное) покрытие не имеет уклона для отведения талых и дождевых вод.
Распоряжением администрации города Ульяновска указанная площадка внесена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск».
Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Администрации муниципального образования «город Ульяновск» внесено представление об устранении нарушений закона.
Однако, до настоящего времени конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона не принято, нарушение не устранено, контейнерная площадка в соответствии с требованиями действующего законодательства не оборудована, что подтверждается материалами проверки, в том числе актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обратного суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в силу вышеприведенных норм действующего законодательства, обязанность по содержанию указанных контейнерных площадок лежит на администрации г. Ульяновска, как на органе местного самоуправления.
При этом, указанная контейнерная площадка должна отвечать требованиям в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Между тем, как следует из представленных административных истцом в дело доказательств, в нарушение требований пункта 3 санитарных правил и норм ДД.ММ.ГГГГ-21 и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, вышеназванная контейнерная площадка не имеет ограждения с трех сторон высотой не менее 1 метра, которое обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (площадка ограждена частично лишь с двух сторон), твердое (бетонное) покрытие не имеет уклона для отведения талых и дождевых вод.
Данные обстоятельства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, наносит вред здоровью человека и приводит к загрязнению грунтовых вод, поверхностных почвы и заражению окружающей местности вредными веществами.
Указанное свидетельствуют о ненадлежащим исполнении администрацией г. Ульяновска требований части 4 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
В связи с этим, в целях соблюдения требований действующего законодательства, регулирующего порядок обращения с отходами потребления, а также восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд считает необходимым возложить на администрацию г. Ульяновска обязанность по оборудованию вышеназванных контейнерных площадок в соответствии с требованиями пункта 3 СанПиН № и пункта 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Ульяновска о возложении обязанностей по оборудованию мест (площадок) для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями действующего законодательства - удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «город Ульяновск» по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной на пересечении улиц Ленина и Автодорожной в <адрес>, в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН № «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №-П, незаконным.
Возложить на администрацию МО «город Ульяновск» обязанность по оборудованию контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, расположенной на пересечении улиц Ленина и Автодорожной в <адрес> ограждением с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерных площадок, твердым (бетонным) покрытием с Уклоном для отведения талых и дождевых вод в соответствии с требованиями п. 3 СанПиН № «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» и п. 4.4 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. Надршина