Дело № 2-281/2023
УИД 23RS0005-01-2023-000322-54
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
16 февраля 2023 г. г. Апшеронск
Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Наумова СН.,
при секретаре Шатохиной А.С.,
с участием Щепащенко В.А. и его представителя Туркова А.С. по доверенности, представителя администрации муниципального образования Апшеронский район Головкова А.Г. по доверенности и помощника прокурора Апшеронского района Ходячих В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щепащенко Валерия Андреевича к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, администрации муниципального образования Апшеронский район о возложении на администрацию обязанности восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
у с т а н о в и л:
Щепащенко В.А.обратился в суд с иском к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, администрации муниципального образования Апшеронский район о возложении на администрацию обязанности восстановить в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В обоснование исковых требований указал, что с 1982 г. состоял на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении, его право на обеспечение жилым помещением, подтверждается вступившим в законную силу решением Апшеронского районного суда Краснодарского края от 13.05.1994г. по делу № 2 - 483-94, согласно резолютивной части которого, он был восстановлен в первую очередь на получения жилья, как многодетная семья. Также, он является нуждающимся в жилом помещении и по другим основаниям, в частности, по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов». Однако с момента постановки на учет и включения в список граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения в первой очереди (с 1982г.) до настоящего времени (2023г.), то есть в течение 40 лет жилое помещение ему не предоставлено. Принятого администрацией муниципального образовании Апшеронский район оспариваемое постановление от 16.11.2022г. №1020, которым он исключён из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории инвалиды, считает незаконным и не основанным на действующем жилищном законодательстве РФ, поэтому с учетом уточненных исковых требований просит признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода времени (с 1982г. по настоящее время) и обязать ответчика восстановить его в списке граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, а также возложить на ответчиков обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу предоставить ему и членам его семьи на территории города Апшеронска Краснодарского края благоустроенное, применительно к данному населенному пункту жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требований, правилам и нормам, по договору социального найма, жилой площадью не менее 52 кв.м., состоящее не менее чем из трёх жилых комнат.
В судебном заседании Щепащенко В.А. и его представитель Турков А.С. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме и просили их удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования Апшеронский район - Головков А.Г. в судебном заседание исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что принятое администрацией муниципального образования Апшеронский район постановление от 16.11.2022г. №1020 является законным, принятым уполномоченным органом власти в пределах предоставленных ему полномочий. Также указал, что требования Щепащенко В.А. о предоставление ему в натуре жилого помещения отвечающего санитарным и техническим требований, правилам и нормам, по договору социального найма, жилой площадью не менее 52 кв.м, состоящее не менее чем из трёх жилых комнат, не подлежат удовлетворению, поскольку свободных помещений, отвечающих заявленным требованиям у администрации не имеется, кроме того, в рамках реализации региональной программы по улучшению жилищных условий нуждающихся граждан, им предоставляется денежная выплата на приобретение жилых помещений.
Представитель администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района Горелкина А.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в заявлении в адрес суда просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признает и в их удовлетворении просит отказать, поскольку администрация Апшеронского городского поселения не является надлежащим ответчиком по данному спору.
Выслушав стороны и их представителей, прокурора поддержавшего требования Щепащенко В.А. в части признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязании администрации муниципального образования Апшеронский район восстановить его в списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов с 15.04.2004 г., в остальной части отказать, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, Щепащенко В.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является инвалидом второй группы бессрочно, ... вторая степень, общее заболевание, был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 22 февраля 1982 г., что следует из постановления главы администрации города Апшеронска Краснодарского края от 22 июня 1994 г. № 754 «О восстановлении в льготной очереди по п.39 «и» гр.».
С 15 апреля 2004 г. Щепащенко В.А. включён в список граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по категории инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Постановлениемадминистрации муниципального образования Апшеронский район от 16.11.2022г. №1020 «об исключении Щепащенко В.А. из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории инвалиды» истец - Щепащенко В.А. и члены его семьи, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, утратили основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Основанием принятого решения явилось то, что у истца и членов его семьи обеспеченность площадью жилого помещения на одного гражданина, принятого на учет превышает уровень 7,7 кв.м жилой площади и более. Также, согласно данному постановлению истец был исключен из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по отдельной категории - инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, в связи с утратой им оснований, относиться к указанной категории.
Суд приходит к выводу, что указанное постановление от 16.11.2022г. №1020, принятое администрацией муниципального образования Апшеронский район, является незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждому гарантируется право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с положениями "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 года" (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.06.2010) граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке».
Как следует из фактических обстоятельств дела, Щепащенко В.А. был поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по категории «инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» 15.04.2004 г., то есть до введение в действий Жилищного кодекса РФ (01.03.2005г.), в связи с чем, к спорным правоотношениях подлежит применению закон, действующий во времени, что, в частности, указано в ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до 1 марта 2005 г., установлены ч. 2 ст. 6 ФЗ от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ.
В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до 1 марта 2005г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 05.03.2009 N 376-О-П "По жалобе гражданина Алексеева Р.В. на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ", государство обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
По смыслу указанных выше положений закона, истец, поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1 марта 2005 г., подлежит снятию с учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до 1 марта 2005г., давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Доводы представителя администрации муниципального образования Апшеронский район о том, что Щепащенко В.А. и члены его семьи обеспечены жилым помещением, из расчёта суммарного размера площади жилых помещений для проживания - 129,08 кв.м, жилой площади на количество зарегистрированных лиц - 5 человек, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку документы подтверждающие в собственности недвижимого имущества у истца и членов его семьи на 2023 г. не представлено. Кроме того, суд обращает внимание, что указанные сведения представленные ответчиком, актуальны по состоянию на декабрь 2013 г.
Более того, основания считать Щепащенко В.А. и членов его семьи лицами, намеренно ухудшившими свои жилищные условия не имеется, поскольку в соответствии со ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Таким образом, данное ограничение действует в течение пяти лет и допустимо в том случае, когда гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, в результате которого такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Судом установлено, что в результате принятого администрацией муниципального образования Апшеронский район решения, было нарушено право истца на получение государственной поддержки.
Принимая во внимание, что Щепащенко В.А. по настоящее время не обеспечен жилым помещением, при этом, длительное время является нуждающимся в жилом помещение и состоял на соответствующем учёте, суд приходит к выводу, что за ним должно сохраняться право состоять на данном учете до получения жилого помещения по договору социального найма, в связи с чем, данные требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 17 Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.03.2015 N 229 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, бывших несовершеннолетних узников фашизма, инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, и семей, имеющих ВИЧ-инфицированных несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет, и признании утратившим силу постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 14 декабря 2012 года N 1512 "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, и признании утратившими силу отдельных постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края" утвержден порядок предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, и семьям, имеющим вич-инфицированных несовершеннолетних детей в возрасте до 18 лет.
Согласно п.1.2 Настоящий Порядок определяет порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность принятым в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях следующим категориям граждан: инвалидам; семьям, имеющим детей-инвалидов.
При этом, оснований для возложения на администрацию муниципального образования Апшеронский район обязанности предоставить Щепащенко В.А. и членам его семьи на территории города Апшеронска Краснодарского края благоустроенное, применительно к данному населенному пункту жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требований, правилам и нормам, по договору социального найма, жилой площадью не менее 52 кв.м, состоящее не менее чем из трёх жилых комнат не имеется, так как, мерами социальной поддержки в рамках реализации программ по обеспечению инвалидов жильём, предусмотрено федеральным бюджетом в виде субвенций.
Также, исковые требования Щепащенко В.А. к администрации Апшеронского городского поселения не подлежат удовлетворению, поскольку к полномочиям администрации не входит улучшение жилищных условий инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов (п.6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу пп.1 п.1 ст. 1 Закона Краснодарского края от 21.07.2008 N 1535-КЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями", органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Краснодарского края, а именно по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий".
Таким образом, требования к администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района в данной части подлежат отклонению.
Согласно ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Щепащенко Валерия Андреевича удовлетворить частично.
Признать Щепащенко Валерия Андреевича нуждающимся в улучшении жилищных условий с 1982 г. по настоящее время.
Обязать администрацию муниципального образования Апшеронский район восстановить Щепащенко Валерия Андреевича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по категории инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов с 15.04.2004 г.
В остальной части исковых требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд.
Мотивированное решение составлено 17 февраля 2023 г.
Судья
Апшеронского районного суда С.Н. Наумов