Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3275/2022 ~ М-2580/2022 от 11.05.2022

Гр. дело № 2-3275/16-2022

46RS0030-01-2022-004530-64

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2022 года город Курск

Ленинский районный суд г.Курска в составе:

председательствующего судьи Перфильевой К.А.,

при секретаре Захаровой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Судженко Аллы Николаевны к Курской таможне о взыскании пособия на погребение

УСТАНОВИЛ:

Судженко А.Н. через представителя Тагашеву О.В. обратилась к ответчику с иском о признании ее права на получение пособия на погребение в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ супруга Судженко Н.В., в получении которого ей ответчиком отказано. В обоснование требований указала, что супруг являлся сотрудником таможенных органов, ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена пенсия как сотруднику таможни, при этом, он продолжил работу в таможенных органах до дня своей смерти.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Курскую таможню о выплате пособия на погребение, однако ей было отказано на основании того, супруг утратил статус пенсионера таможенных органов в связи с тем, что являлся действующим сотрудником таможенных органов, кроме того, он не относится к категории погибшего(умершего) в связи с исполнением должностных обязанностей, а потому, к нему не применимы положения нормативных актов, регулирующих выплаты на погребение. Полагает, что данное утверждение основано на неверном понимании нормативных правовых актов, поскольку те нормативные правовые акты, на которые есть ссылки в письме Курской таможни, касаются именно оплаты ритуальных услуг и погребения, а не выплаты пособия на погребение. Если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена- в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460, на которое ссылается в письме Курская таможня, то тогда пособие на погребение не выплачивается. Если же похороны производились родственниками за свой счет, то положена выплата на погребение. Поскольку похороны супруга она проводила за свой счет, то имеет право на получение пособия на погребение.

Просила суд обязать Курскую таможню выплатить пособие на погребение супруга Судженко Н.В. в размере трехмесячной пенсии(доли пенсии), получаемой им ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством РФ.

Истец Судженко А.Н. в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель истца Судженко А.Н. - Тагашева О.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель ответчика Курской таможни по доверенности Воробьева О.А., она же как представитель по доверенности третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Центрального таможенного управления, исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Поддержала письменный отзыв, ранее представленный суду и доводы, изложенные в нем в обоснование возражений по иску.

По обстоятельствам дополнительно пояснила, что Судженко Н.В. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с таможенной службы и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в том числе, в период прохождения службы в качестве федерального государственного гражданского служащего Российской Федерации, являлся получателем пенсии за выслугу лет от таможенных органов Российской Федерации, а ДД.ММ.ГГГГ - поступил на таможенную службу, приобретя вновь статус сотрудника таможенных органов.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (то есть, на момент смерти) Судженко Н.В. являлся сотрудником таможенных органов и выплата назначенной пенсии ему была приостановлена в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Таким образом, Судженко Н.В. на период прохождения службы в качестве сотрудника утратил статус пенсионера таможенных органов и нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие вопросы социальной защиты пенсионеров таможенных органов, в частности, пункта 21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации», в данном случае - не применимы.

В связи с чем правовые основания для выплаты пособия на погребение Судженко Н.В., заявленного истцом, отсутствуют. Считала, что истец вправе была обратиться в органы пенсионного фонда для получения социального пособия, как лицо, осуществившее похороны, а при отказе ей следовало обжаловать действия указанных органов.

В силу положений пункта 2 статьи 50 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее - Закон № 114-ФЗ от 21.07.1997) организация пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов и членов их семей возлагается на пенсионную службу Федеральной таможенной службы.

Порядок назначения, перерасчет и выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат, а также оформление документов урегулирован Инструкцией о порядке пенсионного обеспечения сотрудников таможенных органов Российской Федерации и их семей, утвержденной Приказом ФТС России от 21.04.2011 №833 (далее - Инструкция).

В соответствии с данной Инструкцией общее руководство работой по пенсионному обеспечению в системе таможенных органов Российской Федерации и контроль за порядком пенсионного обеспечения осуществляет Главное финансово-экономическое управление ФТС России (далее - ГФЭУ).

Пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей осуществляется в системе таможенных органов РФ пенсионной службой ГФЭУ и отделами (отделениями) пенсионного обеспечения региональных таможенных управлений (далее - подразделения пенсионной службы) во взаимодействии с кадровыми, финансовыми, иными подразделениями таможенных органов, а также учреждений, находящихся в ведении ФТС России (далее - учреждения), структурными подразделениями ФТС России.

Назначение и перерасчет пенсий, пособий, компенсаций и иных выплат, предусмотренных законодательством РФ, организацию их выплат, приостановления (прекращения) выплат, контроль за правильностью выплат сотрудникам таможенных органов и членам их семей осуществляется соответствующими подразделениями пенсионной службы ФТС России.

В целях формирования в таможенных органах РФ единого подхода к организации работы по пенсионному обеспечению сотрудников таможенных органов и членов их семей были также разработаны Методические рекомендации по организации работы по пенсионному обеспечению сотрудников таможенных органов Российской Федерации и членов их семей (далее - Методические рекомендации).

В соответствии с положениями вышеприведенных нормативно-правовых актов и Методических рекомендаций пенсии, назначаемые сотрудникам таможенных органов, семьям, выплачиваются по месту жительства пенсионеров пенсионной службой России путем направления в учреждение Сбербанк России, с которым заключен договор об обмене в электронном виде документами по пенсионным выплатам, назначенным физическим лицам, проходившим службу в таможенных органах Российской Федерации членам их семей, разрешения на выплату пенсии.

В случае выявления обстоятельств, вследствие которых прекращается выплата пенсии до окончания срока действия разрешения на выплату пенсии, подраздел пенсионной службы направляет в учреждение Сбербанк России распоряжение о прекращении выплаты пенсии и запрашивает выписку из лицевого счета пенсионера таможенного органа.

Из вышеуказанного следует, что систематический контроль правильности получения пенсий, выплачиваемых с учетом условий, влияющих на размер пенсии или определяющих право на дальнейшее её получение, ведет подразделение пенсионной службы.

Пенсионное обеспечение сотрудников и членов их семей осуществляется подразделением пенсионной службы во взаимодействии с соответствующими структурными подразделениями таможенного органа, на которые возложена обязанность по формированию пакета документов, необходимого для назначения пенсий последующего его предоставления в подразделение пенсионной службы (в данном случае - Отдел пенсионного обеспечения Центрального таможенного управления).

Выслушав пояснения представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Судженко Николай Викторович, что подтверждается свидетельством о смерти IIIЖТ , выданного отделом ЗАГС <адрес>.

Судженко Н.В. приходился супругом истца Судженко А.Н., что подтверждается свидетельством о заключении брака II-ЖТ.

Из материалов дела установлено, что Судженко Николай Викторович при жизни являлся должностным лицом Курской таможни с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве сотрудника таможенных органов Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в качестве федерального государственного гражданского служащего Российской Федерации.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Судженко Н.В. занимал должность старшего инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля таможенного поста МАПП Суджа Курской таможни, имел специальное звание капитан таможенной службы.

ДД.ММ.ГГГГ согласно приказу Курской таможни от ДД.ММ.ГГГГ -к «О прекращении службы в таможенных органах Российской Федерации Н.В. Судженко» его служба в таможенных органах Российской Федерации была прекращена в соответствии с пунктом 1 статьи 48 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» в связи со смертью.

Истицу ответчиком отказано в выплате пособие на погребение супруга в размере трехмесячной пенсии, полученной пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, определенном в пункте 21 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации».

Разрешая данное требование, суд исходит из следующего.

Порядок погребения погибших (умерших) сотрудников таможенных органов Российской Федерации, оплаты ритуальных услуг определен Федеральным законом от 21 июля 1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников»; приказом ФТС России от 10.11.2014 № 2163 «Об утверждении Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников таможенных органов Российской Федерации, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников». В соответствии со статьей 52 выше указанного ФЗ №114-ФЗ от 21.07.1997, погребение сотрудников таможенных органов, погибших (умерших) в связи с исполнением должностных обязанностей или умерших после окончания службы в таможенных органах вследствие ранения (контузии), увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников» установлено, что за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение:

- военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы, должностных лиц таможенных органов, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания;

-погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы (службы в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции с должностей начальствующего состава) по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (службе), по состоянию здоровья или в связи с организационно штатными мероприятиями и имевших общую продолжительность военной службы (службы) 20 и более лет;

-должностных лиц таможенных органов, умерших после окончания службы в таможенных органах вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей; ветеранов военной службы; -участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).

Пунктом 2 Инструкции, утвержденной приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ , определен порядок организации погребения сотрудников таможенных органов Российской Федерации, погибших при прохождении службы или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания либо умерших после окончания службы в таможенных органах Российской Федерации вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных в связи с исполнением ими должностных обязанностей.

Из исследованных в судебном заседании материалов следует, что на основании свидетельства о смерти, медицинского свидетельства о смерти серия от ДД.ММ.ГГГГ смерть Судженко Н.В. ДД.ММ.ГГГГ г.р., наступила от асфиксии в результате повешения с неопределенными намерениями.

В своих заявленных требованиях, истец просит суд обязать Курскую таможню выплатить ей пособие на погребение, в размере трехмесячной пенсии, полученной пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, определенном в пункте 21 указанного выше постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 №941.

Согласно пункту 21 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 941, принятого во исполнение Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей», установлено, что в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится на основании специальных законов - Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно исполнительной системы, и их семей», которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Закон № 166-ФЗ) назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия (пунктом 1 статьи 5 Закона № 166-ФЗ).

Пункт 1 статьи 5 Закона № 166-ФЗ разграничивает как виды пенсионного обеспечения, так и категории граждан, имеющих право на каждый конкретный вид пенсии.

В силу пункта 2 указанной статьи правом на назначение пенсии по выслуге лет обладает, в том числе федеральный государственный служащий.

Согласно части первой статьи 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее - Закон № 4468-1) лицам, указанным в статье 1 данного закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, части первой статьи 14 и статьи 53 Закона № 4468-1, увольнение со службы является необходимым условием как назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.

Частью второй статьи 6 Закона № 4468-1 предусмотрено, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.

То есть, увольнение со службы является необходимым условием как для назначения пенсии за выслугу лет, так и выплаты назначенной пенсии.

Из представленных материалов усматривается, что Судженко Н.В. ДД.ММ.ГГГГ был уволен с таможенной службы и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе, в период прохождения службы в качестве федерального государственного гражданского служащего Российской Федерации) являлся получателем пенсии за выслугу лет от таможенных органов Российской Федерации, а ДД.ММ.ГГГГ - поступил на таможенную службу, приобретя вновь статус сотрудника таможенных органов.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (то есть на момент смерти) Судженко Н.В. являлся сотрудником таможенных органов и выплата назначенной пенсии ему была приостановлена в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1.

Таким образом, Судженко Н.В. на период прохождения службы в качестве сотрудника утратил статус пенсионера таможенных органов и нормы законодательства Российской Федерации, регламентирующие вопросы социальной защиты пенсионеров таможенных органов (в частности, пункта 21 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации»), в данном случае - не применимы.

Таким образом, суд считает, что, поскольку на момент смерти Судженко Н.В. не являлся пенсионером таможенных органов, то в отношении него не распространяется действие пунктов 21 и 23 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 941, по которому выплачивается пособие членам семьи на погребение в размере трех пенсий и единовременного пособия в размере месячной пенсии. В связи с чем правовые основания для выплаты пособия на погребение Судженко Н.В., заявленного истцом, отсутствуют.

По мнению суда, Судженко А.Н. имеет право на получение социального пособия на погребение от органа социальной защиты населения по месту жительства либо от территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что решение Управления социального обеспечения Администрации Суджанского района Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в такой выплате истцом обжаловано не было, что является ее процессуальным правом.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30.09.2022 ░.

░░░░░:     

2-3275/2022 ~ М-2580/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Судженко Алла Николаевна
Ответчики
Курская таможня
Другие
Центральное таможенное управление
Суд
Ленинский районный суд г. Курска
Судья
Костина Кристина Алексеевна
Дело на сайте суда
lensud--krs.sudrf.ru
11.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2022Передача материалов судье
16.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.06.2022Предварительное судебное заседание
02.08.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
10.08.2022Судебное заседание
08.09.2022Судебное заседание
23.09.2022Судебное заседание
30.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2023Дело оформлено
21.02.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее