Дело № 2-554/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 мая 2012 года с. Толбазы
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.,
при секретаре Амирхановой М.Т., с участием помощника прокурора Аургазинского района РБ Батталовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ о признании бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Аургазинского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ о признании бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан незаконным.
В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения законодательства при рассмотрении обращений и жалоб граждан в деятельности сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан от 12.12.2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан сельским поселением Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ не разработаны и в установленном порядке не утверждены, соответственно анализ разрешенных обращений не производится, информация в сети «Интернет» и в печатных изданиях не публикуется
По мнению прокурора, отсутствие указанных нормативных правовых актов в сфере рассмотрения обращений граждан является коррупционным фактором
В судебном заседании прокурор Батталова Р.Р., поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.
В судебное заседание представитель ответчика не явился. Суд, считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в соответствии с п.4 ст. 167 ГПК РФ, т.к. о месте и времени судебного заседания представитель ответчика был надлежащим образом извещен лично, копия искового заявления ему была вручена своевременно, об отложении заседания по делу представитель ответчика не просил, возражений на исковые требования не заявил.
Выслушав представителя истца - помощника прокурора Аургазинского района РБ Батталову Р.Р., суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 3 ст. 91 Закона Республики Башкортостан от 12.12.2006 № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» органы местного самоуправления осуществляют анализ рассмотрения обращений граждан за полугодие и истекший год. Указанный анализ содержит информацию о количестве поступивших, переадресованных и рассмотренных письменных обращений, обращений в форме электронного документа, о местах, днях и часах приема граждан, о количестве граждан, принятых на личном приеме, об уполномоченных лицах по личному приему граждан, о тематике обращений, о принятых по результатам рассмотрения обращений мерах, в том числе о принятых нормативных правовых и иных актах. Порядок осуществления анализа рассмотрения обращений граждан устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа.
Анализ рассмотрения обращений граждан за полугодие и истекший год размещается органами местного самоуправления сельских поселений соответственно не позднее 1 сентября и 1 марта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации или обнародуется иным образом. Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечениядоступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о Деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
В соответствие с требованиями ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ, в том числе, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).
Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.
Бездействие органа местного самоуправления в части не проведения анализа обращений и не размещения его в сети «Интернет» и в печатных изданиях, свидетельствует о том, что в сельском поселении Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан не принимаются надлежащие меры по исполнению законодательства об обращениях граждан, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ и получение информации о деятельности органов местного самоуправления.
Кроме того, бездействие в сфере исполнения органами местного самоуправления действующего законодательства в сфере противодействия коррупции влечет неисполнение требований государственной антикоррупционной политики, что в результате подрывает авторитет государственных и муниципальных органов, создает препятствия в искоренении коррупции в целом.
Согласно справке по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства при рассмотрении обращений и жалоб граждан от 24.04.2012 г., проведенной прокуратурой Аургазинского района РБ проверкой установлено, что ответчик - администрация сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ, не исполняет требования выше вышеперечисленных федерального и республиканского законодательства, а именно в не разработан Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан и в установленном порядке не утвержден, в связи с чем анализ разрешенных обращений не производится, информация в сети «Интернет» и в печатных изданиях не публикуется. Представитель ответчика с данной справкой ознакомлен, копия справки ему вручена.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ о признании бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан незаконным в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан по не разработке и не принятию нормативного правового акта, регламентирующего Порядок осуществления анализа рассмотрения обращений граждан и Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан.
Обязать администрацию сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий Порядок осуществления анализа рассмотрения обращений граждан и Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан.
Обязать администрацию сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан организовать работу по обобщению анализа рассмотрения обращений граждан и опубликовать указанный анализ в сети «Интернет», на сайте сельского поселения, либо на сайте администрации района.
Взыскать с администрации сельского поселения Кебячевский сельсовет муниципального района Аургазинский район в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья подпись
Решение по состоянию на 04.06.2012 г. не вступило в законную силу