Дело №
(УИД 26RS0№-12)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Пятигорский городской суд <адрес>
в составе судьи Бондаренко М.Г.,
при секретаре ФИО6,
с участием:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО1 – адвоката ФИО8 (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ), действующей на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО2 – адвоката ФИО9 (удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ), действующего на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: нотариус Пятигорского городского нотариального округа <адрес> ФИО3, ФИО4,
о восстановлении срока для принятия наследства, признании наследника принявшим наследство, признании свидетельств о праве на наследство недействительными, определении доли в наследственном имуществе, признании права собственности в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее отец ФИО7
После смерти наследодателя открылось наследство в виде 1/18 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:65, расположенный по адресу: <адрес>, и 1/18 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:143, расположенный по адресу: <адрес>.
Как указывает истец, о смерти отца ей стало известно только в ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, по утверждению истца, родственники, в том числе сестра отца ФИО2, длительное время не поддерживают с ней никаких отношений и скрыли от нее факты смерти наследодателя и открытия наследства.
В то же время, истец отмечает, что по данным Единого государственного реестра недвижимости после смерти ее отца именно за ФИО2 зарегистрированы доли в праве общей собственности на жилые дома по <адрес>, в связи с чем, по мнению истца, ответчиком после смерти ее отца оформлены наследственные права на обозначенное имущество.
На основании изложенного, уточнив заявленные исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец просит суд восстановить срок для принятия наследства после смерти отца ФИО7, признать ее наследником, принявшим наследство после смерти отца ФИО7, признать свидетельства о праве на наследство по закону, выданные нотариусом после смерти наследодателя ФИО7, недействительными, установить ее долю в наследстве равной 1/18, признать за ней право собственности на 1/18 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:65, расположенный по адресу: <адрес>, и 1/18 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:143, расположенный по адресу: <адрес>.
Третьи лица нотариус Пятигорского городского нотариального округа <адрес> ФИО3,, ФИО4, извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явились, при этом от ФИО4 в адрес суда поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором он также выразил согласие с правовой позицией истца ФИО1
Дело рассматривается в отсутствие неявившихся третьих лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель адвокат ФИО8 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Ответчик ФИО2, ее представитель адвокат ФИО9 исковые требования не признали, просили отказать в удовлетворении иска, ссылаясь, в том числе, на пропуск истцом срока обращения в суд с требованием о восстановлении срока принятия наследства.
Заслушав стороны и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ст. 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации временем открытия наследства является момент смерти гражданина.
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (п. 1 ст. 1142 ГК РФ).
Если нет наследников первой очереди, наследниками второй очереди по закону являются полнородные и неполнородные братья и сестры наследодателя, его дедушка и бабушка как со стороны отца, так и со стороны матери (п. 1 ст. 1143 ГК РФ).
В свою очередь, из взаимосвязанных положений ст.ст. 1152, 1153, 1154 ГК РФ следует, что для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (ст. 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Относительно данных норм в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что споры, связанные с восстановлением срока для принятия наследства и признанием наследника принявшим наследство, рассматриваются в порядке искового производства с привлечением в качестве ответчиков наследников, приобретших наследство (при наследовании выморочного имущества – Российской Федерации либо муниципального образования, субъекта Российской Федерации), независимо от получения ими свидетельства о праве на наследство.
Требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности следующих обстоятельств:
а) наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам. К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом. Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.;
б) обращение в суд наследника, пропустившего срок принятия наследства, с требованием о его восстановлении последовало в течение шести месяцев после отпадения причин пропуска этого срока. Указанный шестимесячный срок, установленный для обращения в суд с данным требованием, не подлежит восстановлению, и наследник, пропустивший его, лишается права на восстановление срока принятия наследства.
Таким образом, предусматривая возможность восстановления в судебном порядке срока для принятия наследства, законодатель исходит из наличия объективных обстоятельств, не позволивших наследнику своевременно реализовать свои наследственные права.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО7, после смерти которого открылось наследство в виде 1/18 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:65, расположенный по адресу: <адрес>, и 1/18 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:143, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается материалами наследственного дела №, открытого к имуществу наследодателя.
Единственным наследником ФИО7 по закону, принявшим указанное наследство, является его полнородная сестра ФИО2, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
В то же время, после смерти ФИО7 у истца, как дочери наследодателя, также возникло право на наследование по закону.
По общему правилу каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
Обращаясь в суд, истец ссылается на то, что о факте смерти наследодателя ей не было известно до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку данный факт скрывался от нее как ответчиком, так и иными родственниками.
Однако, разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что допустимых, достоверных и достаточных доказательств наличия причин, не позволявших истцу узнать о смерти наследодателя, открытии наследства и об уважительности причин пропуска срока для вступления в права наследования в материалы дела не представлено.
Так суд отмечает, что, даже проживая с начала 2000-х годов на территории другого района <адрес>, истец, при должной степени внимания и наличии интереса к судьбе отца ФИО7, даже при отсутствии у последнего средств дистанционной связи, не была лишена возможности периодически навещать его, приобретя тем самым возможность своевременно узнать о смерти наследодателя и реализовать свои наследственные права путем обращения с заявлением о принятии наследства в предусмотренном порядке и в установленный законом срок, что истцом не сделано.
Отсутствие контактов с родственниками по линии отца препятствием к поддержанию родственной связи с самим отцом не является.
Однако, как пояснено самим истцом в судебном заседании, последний раз она непосредственно встречалась с отцом в 2004 или 2005 году, общалась с ним по телефону в 2007 году.
Следовательно, обстоятельства дела свидетельствуют о том, что на протяжении длительного периода времени истец фактически не поддерживала семейные отношения с наследодателем, не интересовалась его жизнью, при этом объективные причины, которые препятствовали ей в этом, суду не обосновала.
Показания свидетеля ФИО10, допрошенной в ходе судебного разбирательства по ходатайству истца, согласно которым о смерти ФИО7 его дочери ФИО11 она сообщила в январе 2022 года, изложенные выводы суда не опровергают.
Довод истца о том, что факт смерти наследодателя был скрыт от нее ответчиком, а потому срок на принятие наследства пропущен ею по уважительной причине, отклоняется судом как бездоказательный.
В данной связи, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности истцом имеющих значение для дела обстоятельств, что, соответственно, влечет отказ в удовлетворении как основного требования о восстановлении срокв для принятия наследства после смерти отца ФИО7, так и производных от него требований о признании ее наследником, принявшим наследство после смерти отца ФИО7, признании свидетельств о праве на наследство по закону, выданных нотариусом после смерти наследодателя ФИО7, недействительными, установлении ее доли в наследстве равной 1/18, признании за ней права собственности на 1/18 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:65, расположенный по адресу: <адрес>, и 1/18 доли в праве общей собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:33:230105:143, расположенный по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 о восстановлении срока для принятия наследства, признании наследника принявшим наследство, признании свидетельств о праве на наследство недействительными, определении доли в наследственном имуществе, признании права собственности в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Пятигорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.<адрес>
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.