Дело № 2-339/2024 (2-30712023;)
УИД 26RS0012-01-2023-004873-20
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19февраля 2024 года г. Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Зацепиной А.Н.,
при секретаре судебного заседания Шутенко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 ГУ МЧС России по <адрес>, ФИО6 управлениюРосимущества в <адрес> о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
истцы обратились в Ессентукский городской суд <адрес> с исковым заявлением к ГУ МЧС России по <адрес>, ТУ Росимущества в <адрес> о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права собственности в порядке приватизации, указывав в обоснование требований, что вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда СК от <дата> по делу ***** за ФИО4 и членами его семьи закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: СК, <адрес>; - на условиях договора социального найма.
Приказом Южного регионального центра МЧС России от <дата> ***** жилое помещение, предоставленное ФИО4, расположенное по адресу: СК, <адрес>; - отнесено к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, где также приказано начальнику ГУ МЧС России по СК заключить договор социального найма указанного жилого помещения. Указанный приказ зарегистрирован в органах, осуществляющих государственную регистрацию с внесением записи в ЕГРН.
ФИО4 и члены его семьи заключили договор социального найма от <дата> ***** с ГУ МЧС России по <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>.
<дата> в п. 2 приказа МЧС России от <дата> ***** были внесены изменения, в частности, было установлено, что учет спасателей МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищной комиссией, создаваемой в Главном управлении МЧС России по <адрес> для учета спасателей МЧС России, работающих в учреждениях и организациях МЧС России, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
ФИО4 обратился в адрес МЧС России и жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. ФИО4 и членыего семьи в приватизации не участвовали.
Ответом от <дата> № ***** МЧС России рекомендовало обратиться в ГУ МЧС России по СК.
Протоколом заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК от <дата> ***** ФИО4 было отказано в передаче в собственность жилого помещения в порядке приватизации в связи с отсутствием полномочий.
При этом решение об отказе было принято, не смотря на заявление ответчиков об отсутствии у них полномочий.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от <дата> N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане РФ, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
<дата> родился ФИО3, зарегистрированный по месту жительства родителей по адресу: СК <адрес>. Супруга истца, ФИО12 и его совершеннолетняя дочь ФИО12, 2003 года не желают участвовать в приватизации, чтобы не утратить свое однократное право на бесплатную приватизацию согласно действующему законодательству РФ.
Просил с учетом уточненных исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФпризнать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес>, отображенное в протоколе от <дата> *****, незаконным.
Признать права собственности в порядке приватизации за ФИО4, <дата> года рождения, ФИО5, 2006 года рождения, и ФИО3, 2015 года рождения на жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес> равных долях по 1/3.
Прекратить право собственности Российской Федерации, право оперативного управления ГУ МЧС России по <адрес>, на жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>.
В судебное заседание истцы не явились, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, просят исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ФИО4 по доверенности ФИО11 в судебное заседание не явился, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика Главного управления МЧС России по СК в судебное заседание не явился, при этом от представителя Главного управления МЧС России по СК по доверенности ФИО9 поступили письменные возражения на иск, в которых просит в удовлетворении заявленных требований оказать в полном объеме,и заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Представитель ответчика ТУ Росимущества в судебное заседание не явился, при этом от Врио руководителя ТУ Росимущества в СК поступили письменные возражений, из которых следует, что объект недвижимого имущества расположенный по адресу: СК, <адрес>находится в реестре федерального имущества и закреплен на праве оперативного управления за ГУ МЧС России по <адрес> и считают, что являются ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, просят в удовлетворении заявленных требований оказать в полном объеме.
3-и лица ФИО12, ФИО12 в судебное заседание не явились, представили суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
На основании ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствие со ст.12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Из ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, во взаимосвязи со ст.ст. 17, 18, 19 и 120 Конституции Российской Федерации, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, следует, что участники судопроизводства имеют право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Реализация права на судебную защиту предполагает правильное и своевременное рассмотрение дела, на что указывается и в ст. 2 ГПК РФ, закрепляющей задачи и цели гражданского судопроизводства.
В условиях состязательности процесса (ст. 123, ч. 3 Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (ч.1 ст. 56 ГПК РФ), и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В соответствии с положениями п.1 ч,1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.
Положениями ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2). Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным настоящим разделом (ч.3).
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан. В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92- 98 ЖК РФ. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения.
В силу ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как установлено в судебном заседании вступившим в законную силу решением Пятигорского городского суда СК от <дата> по делу ***** за ФИО4 и членами его семьи закреплено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: СК, <адрес>; - на условиях договора социального найма.
Приказом Южного регионального центра МЧС России от <дата> ***** жилое помещение, предоставленное ФИО4, расположенное по адресу: СК, <адрес>; - отнесено к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, где также приказано начальнику ГУ МЧС России по СК заключить договор социального найма указанного жилого помещения.
Указанный приказ зарегистрирован в органах, осуществляющих государственную регистрацию с внесением записи в ЕГРН.
ФИО4 и члены его семьи заключили договор социального найма от <дата> ***** с ГУ МЧС России по <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>.
<дата> в п. 2 приказа МЧС России от <дата> ***** были внесены изменения, в частности, было установлено, что учет спасателей МЧС России, нуждающихся в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется жилищной комиссией, создаваемой в Главном управлении МЧС России по <адрес> для учета спасателей МЧС России, работающих в учреждениях и организациях МЧС России, расположенных на территории Северо-Кавказского федерального округа.
ФИО4 обратился в адрес МЧС России и жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК о передаче указанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. ФИО4 и члены его семьи в приватизации не участвовали.
Ответом от <дата> № ***** МЧС России рекомендовало обратиться в ГУ МЧС России по СК.
На заседании жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК было принято решение об отказе в приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: СК, <адрес>, отображенное в протоколе заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК от <дата> *****.
Приказом Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ***** от <дата> во исполнение постановления Управления ФССП России по <адрес>, а также протеста военной прокуратуры Южного военного округа ***** от <дата> жилые помещения, занимаемые сотрудниками МЧС России и членами их семей были исключены из специализированного жилищного фонда и отнесены к фонду жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма.
Данным приказом ЮРЦ спорное жилое помещение, занимаемое истцами, также исключено из специализированного жилого фонда и отнесено к жилищному фонду, предоставляемому по договорам социального найма, что подтверждается выпиской из ЕГРН от <дата>
Таким образом, указанный приказ ЮРЦ ***** от <дата> был издан позднее приказа Северо-Кавказского регионального центра МЧС России ***** от <дата> и приказа Южного регионального центра МЧС России ***** от <дата>.
Сведений об отмене приказа ***** от <дата> и отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду изданием нового приказа суду не представлено.
Из материалов дела следует, что жилое помещение имеет правообладателя и закреплено на соответствующем вещном праве за Главным Управлением МЧС России по <адрес>.
А при таких обстоятельствах, решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес> от <дата> ***** об отказе в передаче в собственность ФИО4 в порядке бесплатной приватизации занимаемого им жилого помещения по договору социального найма, является незаконным.
В связи с этим требования истцов о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес>, отображенное в протоколе от <дата> *****, н подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 7 Закона ***** передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым: органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
При этом право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Нормы Закона ***** не предусматривают необходимость получения предварительного согласия собственника (органа, осуществляющего его полномочия) на передачу гражданам жилого помещения в собственность.
Кроме того, согласно постановлению Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Согласно пункту 8 Постановления *****, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона *****, гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Таким образом, заключение договора передачи жилых помещений, закрепленных за соответствующими федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, должно приниматься и осуществляться такими организациями самостоятельно без обращения в Росимущество (его территориальные органы).
А при таких обстоятельствах, в удовлетворении исковых требований к ФИО6 Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество) надлежит отказать.
При этом, указанные требования к ГУ МЧС России по <адрес> как к лицу, владеющему спорным жилым помещением на праве оперативного управления, подлежат удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданам РФ, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, предоставлено право с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в постановлении № 8 от 24.08.1993 года «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 21.12.1993 №11, от 25.10.1996 г. №10, от 06.02.2007 г. №6, от 02.07.2009 г. №14) в соответствии со ст.22 ГПК РФ и ч.3 ст.8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судам подведомственны дела, возникающие в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации занимаемых ими жилых помещений (в том числе забронированных) в государственном и муниципальном фонде, включая ведомственный жилищный фонд (жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений).
В соответствии с абз. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех, имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии сост. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых, передан жилищный фонд.
Как установлено в судебном заседании <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве оперативного управления ГУ МЧС России по <адрес> на основании распоряжения о закреплении недвижимого федерального имущества за ГУ МЧС России по <адрес> ***** от <дата>.
Судом также установлено, что истцы правом однократной приватизации не пользовались и в собственности иного жилого помещения не имеют, что подтверждается материалами дела, не оспаривается ответчиками, и доказательств обратного суду не представлено.
В пункте 8 Пленума Верховного Суда РФ указано, что исходя из смысла преамбулы и ст.ст.1,2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно статьям 17 и 28 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В условиях состязательности процесса ответчики не привели доказательств, опровергающих доводы истцов, в связи с чем, в силу положений ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, суд находит требования истцов о признании за ними права собственности в порядке приватизации на занимаемую им <адрес>, расположенную в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, корпус 3 в равных долях по 1/3 каждомузаконными, обоснованными и подлежащими удовлетворению как нашедшими свое подтверждение в суде и не противоречащими требованиям Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО4, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 ГУ МЧС России по <адрес>, ФИО6 управлению Росимущества в <адрес> о признании решения жилищной комиссии незаконным, признании права собственности в порядке приватизации, - удовлетворить частично.
Признать решение жилищной комиссии ГУ МЧС России по <адрес>, отображенное в протоколе от <дата> *****, незаконным.
Признать права собственности в порядке приватизации за ФИО4, 1978 года рождения, ФИО5, 2006 года рождения, и ФИО3, 2015 года рождения на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: СК, <адрес> равных долях по 1/3 доли за каждым.
Прекратить право собственности Российской Федерации, право оперативного управления ГУ МЧС России по <адрес>, на жилое помещение - квартиру, расположенное по адресу: СК, <адрес>.
В удовлетворении исковых требований ФИО4, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО5, ФИО2 ФИО6 Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> (Росимущество) о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>, - отказать.
Настоящее решение является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.
Председательствующий, судья Зацепина А.Н.