Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-45/2023 ~ М-22/2023 от 15.02.2023

УИД № 65RS0006-01-2023-000028-27

Дело № 2-45/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 марта 2023 года                                                                                         г. Курильск

Курильский районный суд Сахалинской области в составе:

председательствующего судьи Якина С.А.,

при помощнике судьи Ивановой И.М.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя истца ФИО4,

представителей ответчика ГБУЗ «Курильская ЦРБ» ФИО5, ФИО6,

помощника прокурора <адрес> ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГБУЗ «Курильская ЦРБ» о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, судебных расходов, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

    ФИО1 обратилась в суд с иском к ГБУЗ «Курильская ЦРБ» о восстановлении на работе в должности врача функциональной диагностики ГБУЗ «Курильская ЦРБ»; взыскании с ответчика в ее пользу среднего заработка за время вынужденного прогула с ДД.ММ.ГГГГ и расходов на оплату юридических услуг в размере 40 000 рублей; компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей.

    В дальнейшем истец дополнил исковые требования требованием о признании приказа ГБУЗ «Курильская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ -лс об увольнении врача функциональной диагностики (с неполным рабочим временем, 0,25 ставки) ФИО1 незаконным.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО4 исковые требования поддержали полностью с учетом дополнения.

Представители ответчика ФИО5 и ФИО6 исковые требования не признали.

Заслушав объяснения истца, представителей сторон, показания свидетеля ФИО7, заключение прокурора, полагавшего исковое требование о восстановлении на работе обоснованным и подлежащим удовлетворению, ознакомившись с письменными доказательствами, суд пришел к следующему.

Конвенцией о правах инвалидов (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, ратифицирована Российской Федерацией ДД.ММ.ГГГГ) признается право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на защиту прав инвалидов наравне с другими на справедливые и благоприятные условия труда, включая равные возможности и равное вознаграждение за труд равной ценности, безопасные и здоровые условия труда, включая защиту от домогательств, и удовлетворение жалоб (п. 1, подп. «b» ст. 27 названной Конвенции).

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), закрепляет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37, ч. 3), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41). Данные конституционные положения конкретизируются в федеральных законах, в том числе в Трудовом кодексе Российской Федерации.

В числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации - свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; равенство прав и возможностей работников; обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абз. 2 ч. 1 ст. 21 ТК РФ).

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров (абз. 2 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

В соответствии со ст. 72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Одним из случаев изменения определенных сторонами условий трудового договора является перевод работника на другую работу в соответствии с медицинским заключением (ст. 73 ТК РФ).

Работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с его письменного согласия работодатель обязан перевести на другую имеющуюся у работодателя работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья (ч. 1 ст. 73 ТК РФ).

Если работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, то работодатель обязан на весь указанный в медицинском заключении срок отстранить работника от работы с сохранением места работы (должности). В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).

Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (ч. 3 ст. 73 ТК РФ).

Абзац пятый ч. 1 ст. 76 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя отстранить от работы работника при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором.

Пункт 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ предусматривает возможность прекращения трудового договора в случае отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы (ч.ч. 3 и 4 ст. 73 названного Кодекса).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, возможность прекращения трудового договора в случае отказа работника от постоянного или временного (на срок более четырех месяцев) перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы направлена на охрану здоровья работника. Необходимость перевода работника на другую работу должна быть установлена специализированным органом и зафиксирована в медицинском заключении, выданном в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что предполагает использование объективных критериев при установлении указанного факта и исключает произвольное применение данного основания прекращения трудового договора (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -О-О и 1114-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан).

Согласно п. 10 ст. 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность – это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинской экспертизой является проводимое в установленном порядке исследование, направленное на установление состояния здоровья гражданина, в целях определения его способности осуществлять трудовую или иную деятельность, а также установления причинно-следственной связи между воздействием каких-либо событий, факторов и состоянием здоровья гражданина.

В числе таких экспертиз, проводимых в Российской Федерации, - экспертиза профессиональной пригодности и экспертиза связи заболевания с профессией (п. 5 ч. 2 ст. 58 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в целях определения соответствия состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ (ч. 1 ст. 63 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Экспертиза профессиональной пригодности проводится врачебной комиссией медицинской организации с привлечением врачей-специалистов по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров. По результатам экспертизы профессиональной пригодности врачебная комиссия выносит медицинское заключение о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ (ч. 2 ст. 63 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности, форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 3 ст. 63 закона об основах охраны здоровья граждан).

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н утверждены Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности и форма медицинского заключения о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ (далее – Порядок проведения экспертизы профессиональной пригодности).

Согласно п. 2 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности экспертиза профессиональной пригодности проводится по результатам предварительных медицинских осмотров и периодических медицинских осмотров в отношении работников, у которых при проведении обязательного медицинского осмотра выявлены медицинские противопоказания к осуществлению отдельных видов работ.

Экспертиза профессиональной пригодности проводится в медицинской организации или структурном подразделении медицинской организации либо иной организации независимо от организационно-правовой формы, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности по экспертизе профессиональной пригодности (п. 3 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности).

Для проведения экспертизы профессиональной пригодности в медицинской организации формируется постоянно действующая врачебная комиссия (п. 4 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности).

В п. 8 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности указано, что врачебная комиссия медицинской организации на основании результатов обязательного медицинского осмотра выносит одно из следующих решений: о признании работника пригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ; о признании работника временно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ; о признании работника постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

В случае вынесения решения о временной непригодности по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ указывается обоснование данного решения и сроки временной непригодности с рекомендациями о проведении дополнительных исследований (лабораторных, инструментальных исследований) и (или) соответствующего лечения.

Решение врачебной комиссии оформляется в виде протокола (п. 9 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности).

На основании протокола врачебной комиссии уполномоченный руководителем медицинской организации медицинский работник оформляет медицинское заключение о пригодности или непригодности к выполнению отдельных видов работ по форме, предусмотренной приложением к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н (п. 12 Порядка проведения экспертизы профессиональной пригодности).

Из приведенных нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации об обстоятельствах, являющихся основанием для прекращения трудового договора с работником по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, в их взаимосвязи с нормативными предписаниями законодательства в сфере охраны здоровья граждан, позицией Конституционного Суда Российской Федерации следует, что в целях соблюдения гарантий по обеспечению прав работника на труд и охрану здоровья с письменного согласия работника, нуждающегося в переводе на другую работу в соответствии с медицинским заключением, работодатель обязан перевести его на другую имеющуюся у него работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья. Такой перевод может быть временным или постоянным. В случае, когда работник, нуждающийся в соответствии с медицинским заключением во временном переводе на другую работу на срок до четырех месяцев, отказывается от перевода либо соответствующая работа у работодателя отсутствует, работодатель обязан отстранить такого работника от работы с сохранением места работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. Если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор с работником прекращается по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. При этом невозможность выполнения работником трудовой функции по занимаемой им должности и необходимость перевода такого работника по состоянию здоровья на другую работу должны быть установлены специализированной медицинской организацией и зафиксированы в медицинском заключении о соответствии состояния здоровья работника возможности выполнять им отдельные виды работ (профессиональной пригодности работника), выданном в установленном порядке, то есть специализированной медицинской организацией по результатам экспертизы профессиональной пригодности. Такая экспертиза проводится для определения пригодности или непригодности работника к выполнению им отдельных видов работ в соответствии с предписаниями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ н.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Бюро – филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда ФИО1 установлена бессрочно вторая группа инвалидности по причине военной травмы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдана индивидуальная программа реабилитации инвалида, разработанная повторно и бессрочно, в которой указаны степени ограничений основных категорий жизнедеятельности: способность к самообслуживанию – вторая; способность к передвижению – вторая; способность к трудовой деятельности – вторая. В рекомендации по трудоустройству указано, доступна работа в специально созданных условиях.

На основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и приказа ГБУЗ «Курильская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ -лс ФИО1 принята на должность врача функциональной диагностики поликлиники ГБУЗ «Курильская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ, на одну ставку.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору ФИО1 установлена сокращенная продолжительность рабочей недели 35 часов в связи с наличием у нее второй группы инвалидности и отнесением ее к ветеранам боевых действий.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору и приказом от ДД.ММ.ГГГГ -лс ФИО1 переведена на должность врача функциональной диагностики с сокращенной продолжительностью рабочего времени (0,25 ставки).

ДД.ММ.ГГГГ комиссией по проведению специальной оценки условий труда ГБУЗ «Курильская ЦРБ» составлена карта специальной оценки условий труда врача функциональной диагностики, согласно которой класс условий труда биологического фактора производственной среды и трудового процесса составил 3.1, параметра световой среды – 2, тяжести трудового процесса – 2, напряженности трудового процесса – 2. Итоговый класс условий труда – 3.1.

Приказом главного врача ГБУЗ «Курильская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ -лс в соответствии со ст. 76 ТК РФ, заключением ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>», индивидуальной программой реабилитации инвалида, результатами специальной оценки условий труда, врач функциональной диагностики ФИО1 отстранена от работы с 9 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 ознакомлена работодателем со списком вакантных должностей, не противопоказанных ей по состоянию здоровья: уборщик служебных помещений 1 квалификационного разряда поликлинического отделения; кухонный рабочий 2 квалификационного разряда; гардеробщик 1 квалификационного разряда с сокращенной продолжительностью рабочего времени 0,5 ставки. Согласия на перевод на предложенные должности ФИО1 не выразила.

Приказом ГБУЗ «Курильская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ -лс приказ от ДД.ММ.ГГГГ -лс дополнен пунктом 6, согласно которому ФИО1 предложено пройти внеочередной периодический медицинский осмотр на базе ГБУЗ «Курильская ЦРБ» в период с 13 по ДД.ММ.ГГГГ и представить заключение о наличии либо отсутствии медицинских противопоказаний к осуществлению трудовой деятельности не позднее ДД.ММ.ГГГГ специалисту по охране труда.

ДД.ММ.ГГГГ медицинской комиссией ГБУЗ «Курильская ЦРБ» дано заключение по результатам периодического медицинского осмотра врача функциональной диагностики ФИО1, согласно которому по результатам медицинского осмотра выявлены медицинские противопоказания к работе с вредными и/или опасными веществами и производственными факторами. По результатам периодического медицинского осмотра ФИО1 временно негодна, нуждается в определении профессиональной пригодности.

ДД.ММ.ГГГГ ГБУЗ «Курильская ЦРБ» составлен заключительный акт по результатам проведенного внеочередного периодического медицинского осмотра врача функциональной диагностики ФИО1, в соответствии с которым она признана временно профнепригодной к работе с вредными и (или) опасными веществами и производственными факторами, к видам работ; нуждающейся в обследовании в центре профпатологии; нуждающейся в диспансерном наблюдении. Работодателю рекомендованы: санитарно-профилактические и оздоровительные мероприятия и т.п.; отстранить работника от выполнения им работы во вредных условиях труда; запросить материалы освидетельствования работника на МСЭ для уточнения диагноза и принятия экспертного решения; направить в центр профпатологии для решения вопроса о профпригодности.

Приказом ГБУЗ «Курильская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ -лс ФИО1 уволена с работы по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации). В качестве основания увольнения указаны справка об инвалидности, выписка из индивидуальной программы реабилитации инвалида, уведомление с предложением вакантных должностей, отказ работника от перевода на предложенные должности, заключение по результатам периодического медицинского осмотра, письмо ГИТ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

    С учетом установленных по делу обстоятельств, норм Трудового кодекса Российской Федерации, определяющих основания и порядок увольнения работника по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, и нормативных правовых актов, устанавливающих правила проведения медицинской экспертизы о соответствии состояния здоровья работника возможности выполнения им отдельных видов работ и порядок выдачи медицинского заключения о пригодности или непригодности работника к выполнению отдельных видов работ, принимая во внимание то, что справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, не содержат сведений о ее профессиональной непригодности занимаемой должности врача функциональной диагностики, а доказательств, подтверждающих наличие медицинского заключения о пригодности или непригодности ФИО1 к выполнению отдельных видов работ, ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о незаконности приказа ГБУЗ «Курильская ЦРБ» об увольнении ФИО1 с работы по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и о восстановления ее в ГБУЗ «Курильская ЦРБ» в должности врача функциональной диагностики (с неполным рабочим временем, 0,25 ставки) с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня, следующего за днем ее увольнения (ДД.ММ.ГГГГ).

Доводы ответчика о том, что справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданные ФИО1 по результатам проведения медико-социальной экспертизы, являются тем медицинским заключением, которое позволяет работодателю уволить работника по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, противоречит приведенному выше правовому регулированию спорных отношений и сделано без учета норм материального права, определяющих цели и задачи медико-социальной экспертизы, а также предназначение выдаваемых гражданину по ее результатам документов.

Согласно ч. 1 ст. 60 Закона об основах охраны здоровья граждан медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов (ч. 2 ст. 60 Закона об основах охраны здоровья граждан).

Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, согласно его преамбуле определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон о социальной защите инвалидов).

В статье 2 названного Закона приведено понятие социальной защиты инвалидов.

Социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ч. 1 ст. 2 Закона о социальной защите инвалидов).

Социальная поддержка инвалидов - это система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения (ч. 2 ст. 2 Закона о социальной защите инвалидов ).

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов).

Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 1 Закона о социальной защите инвалидов).

В ч. 1 ст. 7 Закона о социальной защите инвалидов приведено понятие медико-социальной экспертизы, согласно которому медико-социальная экспертиза - это признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (ч. 2 ст. 7 Закона о социальной защите инвалидов).

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально защиты населения (ч. 1 ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов).

В числе функций федеральных учреждений медико-социальной экспертизы - установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (п. 1 ч. 3 ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов), разработка индивидуальных программ реабилитации, абилитации инвалидов (п. 2 ч. 3 ст. 8 Закона о социальной защите инвалидов).

Согласно ч. 1 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - это комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 2 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов).

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом (ч. 5 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (действовало на дату установления ФИО1 II группы инвалидности – ДД.ММ.ГГГГ) утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила признания лица инвалидом), которыми определены порядок проведения медико-социальной экспертизы, основания (критерии) для признания гражданина инвалидом, а также документы, которые выдаются по результатам медико-социальной экспертизы гражданину, признанному инвалидом, - справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

Из изложенного следует, что цели проведения экспертизы профессиональной пригодности и медико-социальной экспертизы различны. В отличие от экспертизы профессиональной пригодности работника, которая направлена на определение пригодности или непригодности работника к выполнению им отдельных видов работ, целью проведения медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей гражданина в мерах социальной защиты и мерах социальной поддержки на основе оценки ограничения его жизнедеятельности, вызванной стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, на которые в том числе возлагаются функции по установлению гражданину инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, разработке индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов. Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает комплекс реабилитационных мероприятий для инвалида, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. При этом выдаваемые гражданину, признанному инвалидом, документы по результатам медико-социальной экспертизы (справка об инвалидности, индивидуальная программа реабилитации инвалида) не содержат выводов о признании такого гражданина пригодным (временно или постоянно) по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.

Таким образом, ответчик, инициируя вопрос увольнения ФИО1 с занимаемой должности, неправильно определил цели и задачи экспертизы профессиональной пригодности и медико-социальной экспертизы, а также предназначение индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалидов, ошибочно полагая, что справка об установлении инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида являются единственными документами, выдаваемыми учреждением медико-социальной экспертизы по результатам проведения такой экспертизы, позволяющими работодателю уволить работника по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Ответчик, полагающий о наличии у него оснований для прекращения с ФИО1 трудового договора по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ в связи с признанием ФИО1 инвалидом и наличием у нее программы реабилитации инвалида, содержащей в том числе определенные рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности, не принял во внимание, что, по смыслу ч.ч. 2, 5 ст. 11 Закона о социальной защите инвалидов, индивидуальная программа реабилитации инвалида, являющаяся обязательной для исполнения в том числе организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в случае ее представления гражданином, признанным инвалидом, для самого такого гражданина имеет рекомендательный характер и гражданин, признанный инвалидом, вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Ответчиком не приведены нормы закона, на основании которых им мог быть сделан вывод о том, что состояние здоровья ФИО1 и наличие в ее индивидуальной программе реабилитации определенных рекомендаций, касающихся ее трудовой деятельности, являлись препятствием к выполнению ФИО1 трудовой функции по должности врача функциональной диагностики.

Доказательств, подтверждающих то, что ответчиком были предприняты действия по созданию ФИО1 условий труда согласно рекомендациям, изложенным в ее индивидуальной программе реабилитации инвалида, либо об отсутствии у работодателя объективной возможности по созданию таких условий труда для ФИО1, ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Довод ответчика об исполнении им возложенной на него ст. 73 ТК РФ обязанности по предложению ФИО1 всех имеющихся у него вакантных должностей, которые она могла бы занимать по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением, со ссылкой на то, что от замещения предложенных работодателем вакантных должностей (уборщик служебных помещений, кухонный рабочий, гардеробщик) ФИО1 отказалась, а имевшаяся у работодателя на момент увольнения ФИО1 должность медицинской сестры врача общей практики амбулатории <адрес> не соответствует ее образованию и квалификации, несостоятелен, поскольку доказательства, подтверждающие этот довод, суду не представлены.

В силу ч. 2 ст. 394 ТК РФ орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Особенности порядка исчисления средней заработной платы, предусмотрены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Порядок)

Представленный ответчиком расчет среднего дневного заработка ФИО1 за период с января по декабрь 2022 года в размере 1402 рубля 06 копеек суд находит правильным, поскольку он соответствует требованиям ст. 139 ТК РФ и вышеуказанного Порядка, в связи с чем может принять в качестве основы для определения заработной платы истца за время вынужденного прогула. Кроме того данный расчет истцом в судебном заседании не оспаривался.

Исходя из дней вынужденного прогула за период с 20 января (день, следующий днем незаконного увольнения) по 10 марта (день принятия судом решения о восстановлении истца на работе) 2023 года (33 дня) и размера среднего дневного заработка (1402 рубля 06 копеек) заработная плата за время вынужденного прогула составляет 46 267 рублей 98 копеек (1402,06*33), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу ФИО1

В соответствии ч. 7 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Согласно п. 63 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Суду при определении размера компенсации морального вреда в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объем их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др. (п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Ввиду незаконности увольнения истца с работы, истец, будучи человеком пожилого возраста (57 лет) и инвали<адрес> группы, на протяжении полутора месяца была лишена возможности реализовывать свое право, предусмотренное Конституцией РФ (ст. 37), и потребность в труде по избранной профессии, возможности получать заработную плату, необходимую для ее существования, удовлетворения своих бытовых потребностей.

Незаконность увольнения, по мнению истца, причинила ей нравственные страдания, опустошило и унизило ее. С ДД.ММ.ГГГГ она является ветераном боевых действий, более 30 лет работает в медицинской сфере, желает приносить пользу <адрес> и его жителям. Ее сын является участником СВО, которому до увольнения она оказывала материальную поддержку за счет получаемого заработка. Однако в связи с увольнением она лишена такой возможности. Ей необходимо работать, чтобы материально помогать внуку (сыну сына, ушедшего на СВО). Работодатель увольнением фактически лишил ее профессии, вынудил доказывать свою правоту в суде. У нее ухудшились настроение и сон, что мешает ей полноценно жить.

Таким образом, учитывая объем и характер причиненных ФИО1 нравственных страданий, степень вины работодателя, имевшего возможность с учетом обстоятельств дела не допустить незаконное увольнение истца и связанное с ним нарушение ее трудовых прав, принимая во внимание длительность допущенного ответчиком нарушения трудовых прав истца, а также требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, размер которой определить в 30 000 рублей, считая заявленное истцом требование о компенсации морального вреда в размере 200 000 рублей с учетом приведенного судом обоснования чрезмерно завышенным.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят, в том числе из издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.

Исходя из п. 11 данного Постановления, разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (ч. 4 ст. 1 ГПК РФ).

Из материалов дела следует, что истец уплатила представителю – адвокату ФИО4 вознаграждение за оказание юридических услуг по представлению ее интересов в суде в размере 40 000 рублей, что подтверждается ордером адвоката от ДД.ММ.ГГГГ на представление интересов ФИО1 в суде первой инстанции, квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ .

Принимая во внимание сложность дела, затраченное на его рассмотрение время, степень участия в нем представителя, совокупность представленных сторонами в подтверждение своей правовой позиции доказательств и фактические результаты рассмотрения заявленных требований, а также то, что сторона ответчика не заявила возражений и не представила доказательств чрезмерности заявленных истцом требований в данной части, исходя из принципов разумности и справедливости, суд пришел к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов на оплату услуг представителя в размере 30 000 рублей.

С учетом заявленных истцом требований имущественного (о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула) и неимущественного (о признании увольнения незаконным и восстановлении на работе, компенсации морального вреда) характера в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ГБУЗ «Курильская ЦРБ» подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования «Курильский городской округ» в размере 2188 рублей 40 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

    Признать приказ ГБУЗ «Курильская ЦРБ» (ИНН 6511003080) от ДД.ММ.ГГГГ -лс об увольнении врача функциональной диагностики (с неполным рабочим временем, 0,25 ставки) ФИО1 (паспорт гражданина РФ серии 6420 ) незаконным.

    Восстановить ФИО1 на работе в ГБУЗ «Курильская ЦРБ» в должности врача функциональной диагностики (с неполным рабочим временем, 0,25 ставки) с ДД.ММ.ГГГГ.

    Взыскать с ГБУЗ «Курильская ЦРБ в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере 46 267 рублей 98 копеек, компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, расходы на оплату юридических услуг в размере 30 000 рублей.

    Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

    Взыскать с ГБУЗ «Курильская ЦРБ» в бюджет муниципального образования «Курильский городской округ» государственную пошлину в размере 2188 рублей 40 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий                                                                                   С.А. Якин

Копия верна

Судья                                                                                                                 С.А. Якин

2-45/2023 ~ М-22/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Демянишина Людмила Васильевна
Ответчики
ГБУЗ "Курильская ЦРБ"
Суд
Курильский районный суд Сахалинской области
Судья
Якин Степан Андреевич
Дело на странице суда
kurilskiy--sah.sudrf.ru
15.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2023Передача материалов судье
22.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
10.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее