Дело №
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Сочи 16 декабря 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе:
судьи Круглова Н.А.,
при секретаре судебного заседания Козловой К.В.,
с участием: истца Старостиной Т.М., представителя ответчика ГУ УПФР в городе-курорте Сочи Краснодарского края Солодухиной Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Старостиной Т. М. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края о включении в страховой стаж период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя,
установил:
Старостина Т.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края о включении в страховой стаж период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в котором просит признать включить в страховой стаж, необходимый для назначения Старостиной Т.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховой пенсии по старости периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и обязать ГУ-УПФР по городу-курорту Сочи произвести перерасчет начисленной пенсии по старости, с учетом включения в страховой стаж периода деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований указала, что с 19.12.2018г. по достижении пенсионного возраста, решением ГУ УПФР в городе-курорте Сочи ей была назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты, в порядке ст. ст. 16, 17 ФЗ «О страховых пенсиях». Однако, как выяснилось после назначения пенсии, в страховой стаж, дающий право на получении пенсии, ответчиком не были включены периоды ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1998 года по 2001 год. С целью учета указанных периодов ее деятельности в страховой стаж, и, соответственно, проведения перерасчета назначенной ей страховой пенсии по старости, она обратилась в ГУ-УПФР по городу-курорту Сочи с заявлением от 03.04.2020г. В ответе на ее заявление от 17.04.2020г. ответчик указал, что для подтверждения полноты и своевременности оплаты ею, зарегистрированной в качестве ИП, страховых взносов за период с 1998г. по 2001г., УПФР был направлен запрос в Межрайонную ИФМС России № по Краснодарскому краю о периоде предпринимательской деятельности, вмененном доходе с разбивкой помесячно и сумме уплаченного ЕНВД. Согласно базы данных ИФНС, она являлась индивидуальным предпринимателем в период с 02.02.1998г. по 21.01.2020г., сведения о системе налогообложения и сумме фактически полученного предпринимателем дохода за период с 02.02.1998г. по 31.12.2001г. инспекция не располагает. В результате указанного, в перерасчете назначенной ей страховой пенсии ГУ УПФР было отказано. Считает, что период её деятельности в качестве ИП с 02.02.1998г. по 31.12.2001г. подлежит включению в страховой стаж в судебном порядке.
Истец Старостина Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ УПФР в г.Сочи Краснодарского края Солодухина Р.А. исковые требования не признала, пояснив, что страховая пенсия по старости в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначена Старостиной Т. М. с 19.12.2018г. Заявительницей были представлены, в том числе, документы об осуществлении трудовой деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до ДД.ММ.ГГГГг., серия 23 №, выданное МИФНС России по г. Сочи Министерства Российской Федерации по налогам и сборам; свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей серия 23 №, выданное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю. В результате проверки документов, имеющихся в распоряжении управления, установлено, что Старостина Т.М. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, не производящего выплат и иных вознаграждений физическим лицам, с 28.01.1998г. по настоящее время (рег. №). Для подтверждения полноты и своевременности оплаты страховых взносов был направлен запрос в межрайонную ИФНС России № о периоде предпринимательской деятельности, вменённом доходе с разбивкой помесячно и сумме уплаченного единого налога на вменённый доход. Справка об уплате страховых взносов может быть выдана индивидуальному предпринимателю только за тот период времени, по которому есть данные налоговых органов о фактически полученном доходе и при условии полного расчёта индивидуального предпринимателя с ПФР по страховым взносам. Начисление и оплата по страховым взносам за 2002-2003г.г. произведена в 2003-ем году, за 2004-2005г.г. - в 2007-ом году. Таким образом, в страховой стаж Старостиной Т.М. могут быть включены только те периоды, в которых произведена оплата взносов, т. е. с 01.01.2003г. по 31.12.2003г. и с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Документы, подтверждающие факт уплаты обязательных платежей за периоды предпринимательской деятельности с 28.01.1998г. по 31.12.2001г., в пенсионном деле Старостиной Т.М. отсутствуют, за данный период подтвердить стаж не представляется возможным, в связи с этим просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.
На основании ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица.
Выслушав доводы истца, возражения представителя ответчика, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с Приложением №, право на назначение пенсии по старости имеют женщины, достигшие в 2019г. возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (55 лет для женщин) с прибавлением к нему 12 месяцев.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с положениями статей 3, 4, 11 Федерального закона Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до ДД.ММ.ГГГГ документом территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, определяемом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а за периоды с ДД.ММ.ГГГГ - документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложение №.
В соответствии с нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) страхователи, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (в том числе индивидуальные предприниматели), за период до ДД.ММ.ГГГГ обязаны были представлять в орган ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета на себя. При этом прием сведений индивидуального (персонифицированного) учета от физического лица, самостоятельно уплачивающего страховые взносы в ПФР, за периоды до ДД.ММ.ГГГГ возможен только при условии полного расчета с ПФР по страховым взносам, начисленным за соответствующий период (то есть, при условии уплаты страховых взносов в ПФР в полном объеме исходя из полученного этим лицом дохода по данным налогового органа).
С ДД.ММ.ГГГГ, в связи с вступлением в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регистрация страхователей является обязательной, сведения о страховом стаже и страховых взносах отражаются на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Таким образом, период осуществления предпринимательской деятельности до ДД.ММ.ГГГГ учитывается в трудовой стаж на основании справки, подтверждающей уплату страховых взносов в ПФР, после ДД.ММ.ГГГГ по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» судам следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до ДД.ММ.ГГГГ, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона №173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 2 статьи 29 Федерального закона 173-ФЗ).
Судом установлено, что Старостина Т.М. зарегистрирована в качестве ИП и вела предпринимательскую деятельность в период с 02.02.1998г. по 21.01.2020г., что подтверждается сведениями, указанными в выписке из ЕГРИП.
19.12.2018г. по достижении пенсионного возраста, решением ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи Старостиной Т.М. была назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты, в порядке ст. ст. 16, 17 ФЗ «О страховых пенсиях», при этом в страховой стаж, дающий право на получении пенсии, ГУ-УПФР в городе-курорте Сочи не были включены периоды ее деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 1998 года по 2001 год.
03.04.2020г. с целью учета указанных периодов деятельности в страховой стаж, и проведения перерасчета назначенной страховой пенсии по старости, Старостина Т.М. обратилась в ГУ-УПФР по городу-курорту Сочи с заявлением.
В ответе на заявление от 17.04.2020г. ответчик ГУ-УПФР по городу-курорту Сочи указал, что согласно выписке от ДД.ММ.ГГГГ № из ЕГРИП Старостина Т.М. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. За период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ оплачены страховые взносы в сумме 467,00 руб., размер тарифа в 1998 г. составлял 20,6 %, предполагаемый доход по страховым взносам в размере 2267, 00 руб. Согласно базы данных Инспекции сведениями о системе налогообложения и сумме фактически полученного предпринимателем Старостиной Т.М. дохода за период с 02.02.1998г. по 31.12.2001г. инспекция не располагает. В результате указанного, в перерасчете назначенной Старостиной Т.М. страховой пенсии ГУ УПФР было отказано.
Согласно сведением Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Старостина Т.М. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по 21.01.2020г. Иными сведениями инспекция не располагает.
Согласно сведениям Межрайонной ИФНС России № по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ Старостина Т.М. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в период с ДД.ММ.ГГГГ по 21.01.2020г. Дополнительно сообщено, что сведения об уплате налогоплательщиком страховых взносов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в налоговом органе отсутствуют. Страховые взносы за указанный период Инспекцией не администрировались.
Учитывая установленные обстоятельства, оценив их в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Между тем, в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлено достоверных доказательств, подтверждающих его доводы.
Доводы возражений ответчика о том, что документы, подтверждающие факт уплаты обязательных платежей за периоды предпринимательской деятельности с 28.01.1998г. по 31.12.2001г., в пенсионном деле Старостиной Т.М. отсутствуют, являются необоснованными, поскольку ответчик в своем ответе от 17.04.2020г. указывает, что ИФНС не располагает сведениями о системе налогообложения и сумме фактически полученного предпринимателем дохода за период с 02.02.1998г. по 31.12.2001г. Однако, при этом, период деятельности Старостиной Т.М. в качестве ИП с 02.02.1998г. по 31.12.1998г. включен в страховой стаж, дающий право на назначение пенсии, так как в указанный период страховые взносы были оплачены.
Кроме того, достоверно установлено, что в спорный период Старостина Т.М. вела предпринимательскую деятельность и своевременно оплачивала все предусмотренные действующим законодательством налоги и сборы, что подтверждается дополнительными документами, а именно карточкой регистрации ККМ № от 09.02.1998г, паспортом ККМ №З2765 с отметками о проверках.
Как предусмотрено ст. 18 ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч. 7 указанной нормы Закона, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии у истца права для включения в страховой стаж периода деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Старостиной Т. М. к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края о включении в страховой стаж период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, удовлетворить.
Включить в страховой стаж, необходимый для назначения Старостиной Т. М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страховой пенсии по старости периоды деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе-курорте Сочи Краснодарского края произвести перерасчет начисленной Старостиной Т. М. пенсии по старости, с учетом включения в страховой стаж периода деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Центрального
районного суда г.Сочи Н.А. Круглов