Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
(резолютивная часть)
«16» марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи АрсланФИО8,
при секретаре с/з ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МБДОУ « Начальная школа – Детский сад №» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации медосмотра и обеспечении его финансирования,
руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации медосмотра и обеспечении его финансирования, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №».
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.
Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
ФИО3 Арсланалиев
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
«16» марта 2023 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в составе
председательствующего судьи АрсланФИО8,
при секретаре с/з ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заместителя прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МБДОУ « Начальная школа – Детский сад №» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации медосмотра и обеспечении его финансирования,
установил:
Заместитель прокурора города старший советник юстиции ФИО4 обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц, который был мотивирован тем, что в прокуратуре <адрес> рассмотрено обращение председателя Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Гаджиева Р.Р. о нарушениях действующего законодательства при прохождении медицинского осмотра работниками учреждений образования городского округа.
Установлено, что МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №» (далее – МБДОУ «Детский сад №») соглашения с медицинскими учреждениями об оказании услуг, связанных с медицинским осмотром работников, не заключались, необходимые на указанные цели денежные средства в бюджете городского округа не предусмотрены, что противоречит действующему законодательству.
Так, необходимость проведения обязательных медицинских осмотров установлена статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которой в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры; работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований законодательства сотрудники МБДОУ «Детский сад №» профилактический медицинский осмотр не прошли.
Просит суд с учетом уточнений:
- признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №»;
- обязать МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №» в 2023 году в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников.
Помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования с уточнениями полностью поддерживает. Прокуратурой после обращения в суд была проведена дополнительная проверка и было установлено, что сотрудники МБДОУ «Детский сад №» прошли медосмотр, но за счет личных средств, поскольку в 2022 г. не было финансирования из бюджета Администрации <адрес>, что является нарушением закона. Сотрудникам учреждения эти средства до сих пор не компенсированы, а потом намеревается внести представление в Администрацию <адрес>. Поэтому просит на 2023 г. заложить в бюджет <адрес> и выделить финансовые средства на прохождение медосмотра всеми сотрудниками учреждения. Медосмотры обязаны проходить все сотрудники ежегодно.
Представитель Администрации <адрес> ФИО6 иск не признает, учреждение было обязано за счет собственных средств обеспечить прохождение медосмотра своими сотрудниками, а не ждать выделение этих средств Администрацией <адрес>. На 2023 г. необходимые средства предусмотрены, в подтверждение представила письмо финансового управления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. То, что средства в 2022 <адрес> не были выделены детским учреждениям города в 2022 г., - признает. Не согласна в части требования об обязании детсада в течение 2 месяцев после получения соответствующих денежных средств принятия мер по проведению медицинского осмотра сотрудников, поскольку даже прокурор солидарен с тем, что проведение медосмотра в течение 2 месяцев после получения средств не является правильным.
Представитель МБДОУ «Детский сад №» ФИО7 в судебное заседание не явилась.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав мнения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее N 273-ФЗ), педагогические работники обязаны проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
На основании ст. 220 ТК РФ, работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. Порядок прохождения такого освидетельствования, его периодичность, а также виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно Приложению N 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 342н к видам деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование, относится, в том числе, и педагогическая деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и деятельность по присмотру и уходу за детьми.
Исходя из ст. 214 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить: в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организацию проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов с сохранением за работниками места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;
На основании пп. 1, 3 п. 1 ст. 9 N 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В силу ст. 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.
Согласно п. 1.5 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – Детский сад №», учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых Учреждение создано.
Согласно п. 1.7 Устава (далее – Устав) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная школа – Детский сад №», учредителем и собственником имущества учреждения является муниципальное образование городской округ с внутригородским делением «<адрес>».
П. 1.8 Устава предусмотрено, что органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций и полномочий учредителя и собственника имущества Учреждения в соответствии с Постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № является Администрация городского округа с внутригородским делением «<адрес>»
Председателем Махачкалинской городской организации профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации Гаджиевым Р.Р. было направлено обращение в прокуратуру <адрес> о нарушениях действующего законодательства при прохождении медицинского осмотра работниками учреждений образования городского округа.
В ответ на обращение прокуратурой <адрес> в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний была проведена соответствующая проверка и установлены нарушения законодательства.
Законодательством Российской Федерации во избежание возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний предусмотрено, что работники отдельных профессий, производств и организаций при выполнении своих трудовых обязанностей обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические профилактические медицинские осмотры.
К материалам дела приложен Заключительный акт от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенного периодического медицинского осмотра (обследования) работников МБДОУ «Детский сад №» за 2022 г.
В материалах дела имеются копии медицинских книжек, подтверждающих прохождение сотрудниками детского сада медицинского осмотра.
Но проведенной прокуратурой дополнительной проверкой было установлено, что сотрудники МБДОУ «Детский сад №» прошли медосмотр, но за счет личных средств, поскольку в 2022 г. не было финансирования из бюджета Администрации <адрес>, что является нарушением закона. Факт невыделения средств в 2022 г. на проведение медосмотра Администрацией ГОсВД «<адрес>» признается ее представителем – ФИО6 Кроме того, к материалам дела приложена копия письма Финансового управления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за №.08-367/23, направленного Начальнику Правового управления Администрации <адрес> ФИО8 в ответ на его запрос, проведение медицинского осмотра сотрудников образовательных учреждений в бюджете <адрес> на 2023 год предусмотрены средства в сумме 12292,7 рублей, за 2022 год финансирование на вышеуказанные цели не производилось.
Своих собственных средств у МБДОУ «Детский сад №» для прохождения медосмотра, - не имеется.
Учредителем и собственником МБДОУ «Детский сад №», являющегося некоммерческой организацией, является Администрация ГОсВД «<адрес>», на которой и лежит бремя финансирования и выделения денежных средств учреждениям на прохождение медицинского осмотра их сотрудниками. Таким образом, выделение денежных средств на прохождение сотрудниками учреждения медицинского осмотра является расходным обязательством Администрации ГОсВД «<адрес>», возникающим в связи с осуществлением Администрацией полномочий по вопросам местного значения. Имеет место наличие причинно-следственной связи между виновным действием (бездействием) ответчика Администрации ГОсВД «<адрес>» в виде необеспечения выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра и последствием, выразившемся в непрохождении сотрудниками МБДОУ «Детский сад №» медицинского осмотра за счет средств местного бюджета.
Доводы же представителя Администрации ГОсВД «<адрес>» ФИО6 о том, что учреждения обязаны за счет собственных средств обеспечить прохождение медосмотра сотрудниками, - следует признать несостоятельными.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии оснований признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Детский сад №».
По фактам необеспечения выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра, прокуратурой <адрес> были поданы многочисленные иски к Администрации ГОсВД «<адрес>» и детским садам <адрес>, с требованием обязать детсады в 2023 году в течение 2 месяцев после получения денежных средств принять меры по проведению медицинского осмотра сотрудников. Данное требование прокуратуры <адрес> суд находит необоснованным и нецелесообразным, поскольку в разных детсадах периодические медосмотры запланированы и проводят в разное время (разные периоды), детсады были учреждены не в одно и то же время, имеют годовые учебные планы и графики, а удовлетворение требования привело бы к нарушению относительной автономии муниципальных образовательных учреждений и вмешательству в их деятельность. К тому же, вина МБДОУ «Детский сад №» судом не установлена, как следует из позиции помощника прокурора ФИО5, сотрудниками учреждения медосмотр был пройден, но за счет личных средств.
Учитывая все вышеизложенное, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
По изложенным основаниям и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГОсВД «<адрес>» и МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по организации медосмотра и обеспечении его финансирования, - удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации ГОсВД «<адрес>», выразившееся в необеспечении в 2022 году выделения денежных средств для прохождения медицинского осмотра работниками МБДОУ «Начальная школа – Детский сад №».
В удовлетворении остальной части исковых требований, - отказать.
Мотивированное решение изготовлено «23» марта 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Советский районный суд <адрес> Республики Дагестан в течение месяца со дня составления в окончательной форме.
Председательствующий А.Х. Арсланалиев