Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-325/2024 от 27.05.2024

Судья Новикова И.В. УИД 11RS0001-01-2024-004095-30

Дело № 21-325/2024 (№ 12-349/2024)

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., рассмотрев 05 июня 2024 года в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми жалобу главы муниципального района «Корткеросский» - руководителя администрации Сажина К.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального района «Корткеросский» - руководителя администрации Сажина К.А. ,

установил:

постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. от 26 февраля 2024 года <Номер обезличен> должностное лицо – глава муниципального района «Корткеросский» - руководитель администрации муниципального района «Корткеросский» Сажин К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Выражая несогласие с постановлением административного органа, Сажиным К.А. подана жалоба, по результатам рассмотрения которой решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года постановление руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми Честновой Л.И. от 26 февраля 2024 года <Номер обезличен> о привлечении главы муниципального района «Корткеросский» - руководителя администрации муниципального района «Корткеросский» Сажина К.А. к административной ответственности по части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, Сажин К.А. просит отменить состоявшиеся по делу решением, производство по делу прекратить.

Сажин К.А., извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьями 25.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствии Сажина К.А.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться как в форме умысла, так и неосторожности.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Положениями статей 6, 129, пункта 1 части 1 статьи 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации; межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в том числе, в форме иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации. Иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в случае софинансирования, в том числе в полном объеме, расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не урегулированных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что МО МР «Корткеросский» в лице администрации МР «Корткеросский» является участником республиканской адресной программы. Администрация МО МР «Корткеросский» является получателем бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Коми.

15 февраля 2022 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и администрацией МО МР «Корткеросский» заключено Соглашение № 4 о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми местному бюджету МО МР «Корткеросский» субсидии на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда.

24 июня и 23 ноября 2022 года, 16 февраля и 26 апреля 2023 года между Министерством и Администрацией заключены дополнительные соглашения № № 1, 2, 3, 4 к Соглашению, увеличивающие общий объём бюджетных ассигнований.

Денежные средства в виде субсидии в рамках Соглашения представлены бюджету МР «Корткеросский». Получателем бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Коми является администрация МР «Корткеросский».

В соответствии пунктом 2.1 Соглашения (в редакции от 16 февраля 2023 года) общий объём бюджетных ассигнований, предусматриваемых на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, составляет в 2022 году не более ... рублей, в 2023 году – ... рублей.

Согласно Республиканской программе переселения муниципальному району «Корткеросский» по этапу 2022 года необходимо переселить 432 человека, расселить 190 жилых помещений общей площадью ... кв.м.

Пунктом 4.3.3 Соглашения на Администрацию возложена обязанность обеспечить достижение значений результатов использования субсидии, установленных в соответствии с приложением № 2 к Соглашению.

Согласно приложению № 2 к Соглашению (в редакции от 26 апреля 2023 года) в 2023 году необходимым значением результатов использования субсидии является расселение 430 человек, подлежащих расселению из аварийного жилищного фонда.

В ходе проведения Прокуратурой Корткеросского района проверки соблюдения требований законодательства при исполнении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного фонда в 2019-2025 годах» установлено, что в целях реализации этапа 2022 года Республиканской программы переселения на 22 января 2024 года администрацией МР «Корткеросский» переселено только 100 человек из 46 жилых помещений общей площадью ... кв.м, что не соответствует установленному Соглашением показателю.

Таким образом, Администрацией не достигнут показатель результативности использования в 2023 году средств субсидии - 430 расселенных граждан.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для привлечения должностного лица – главы МР «Корткеросский» - руководителя администрации МР «Корткеросский» Сажина К.А. постановлением руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Коми от 26 февраля 2024 года к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства инкриминируемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, в числе которых постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 января 2024 года, копией Соглашения от 15 февраля 2022 года № 4 о предоставлении из республиканского бюджета субсидии бюджету МО МР «Корткеросский» на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда, заключенного между Минстроем Республики Коми и администрацией МО МР «Корткеросский» с приложениями, копией дополнительного соглашения от 24 июня 2022 года № 1, заключенного между Минстроем Республики Коми и администрацией МО МР «Корткеросский» в лице Сажина К.А. о предоставлении субсидий, копией дополнительного соглашения от 23 ноября 2022 года № 2, заключенного между Минстроем Республики Коми и администрацией МО МР «Корткеросский» в лице Сажина К.А. о предоставлении субсидий, копией дополнительного соглашения от 16 февраля 2023 года № 3, заключенного между Минстроем Республики Коми и администрацией МО МР «Корткеросский» в лице Сажина К.А. о предоставлении субсидий, копией дополнительного соглашения от 26 апреля 2023 года № 4, заключенного между Минстроем Республики Коми и администрацией МО МР «Корткеросский» в лице Сажина К.А. о предоставлении субсидий, письменными объяснениями Сажина К.А. от 29 января 2024 года, копией решения от 28 декабря 2020 года № VII-4/1 об избрании Сажина К.А. главой МО МР «Корткеросский».

Рассматривая жалобу на указанное выше постановление, судья городского суда пришёл к выводу о доказанности наличия в действиях должностного лица Сажина К.А. состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, отсутствии нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Указанные выводы являются верными.

Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.

Действия главы МР «Корткеросский»– руководителя администрации МО МР «Корткеросский» Сажина К.А., являющегося в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом, квалифицированы по части 3 статьи 15.15.3 названного Кодекса в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и бюджетного законодательства.

В силу части 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением среди прочего признается совершенное высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией), финансовым органом, главным администратором (администратором) бюджетных средств, государственным (муниципальным) заказчиком: нарушение положений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; нарушение условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.

Выражая несогласие с привлечением к административной ответственности, Сажин К.А. полагал ошибочным вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, поскольку, по мнению лица, в отношении которого ведется производство по делу, со стороны администрации МР «Корткеросский» предприняты все необходимые меры для исполнения плановых показателей в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении из республиканского бюджета Республики Коми субсидий бюджету МО МР «Корткеросский» на обеспечение мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда от 15 февраля 2022 года.

Кроме того, указано, что по IV этапу 2022 года Программы переселению до 31 декабря 2023 года из аварийного жилищного фонда подлежало 432 человека из 190 жилых помещений общей площадью ... кв.м.

По IV этапу Программы администрацией всего введено в эксплуатацию 110 новых жилых помещений площадью ... кв.м, переселение граждан из жилых помещений аварийного жилищного фонда было обусловлено обстоятельствами, не зависящими от действий администрации, а именно в части приостановления государственной регистрации права муниципальной собственности по введенным в эксплуатацию многоквартирным домам.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 21 июля 20007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в числе прочего перечень многоквартирных домов, признанных до 01 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; планируемые показатели выполнения указанной программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, из которого предусмотрено переселение граждан программой в целом и каждым ее этапом.

Пунктом 5 части 2 статьи 16 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, - часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

Полученные за счёт средств Государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма.

В соответствии с частью 3.1 статьи 19 Федерального закона № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда перечисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и используются субъектом Российской Федерации в соответствии с договором, заключенным между Фондом и субъектом Российской Федерации. Типовые условия договора, заключаемого между Фондом и субъектом Российской Федерации, в том числе в части ответственности сторон, определяются Фондом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства.

Решением правления госкорпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ» от 02 марта 2021 года (протокол № 1052) «О новой редакции Типовых условий договора о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на переселение граждан из аварийного жилищного фонда» установлены обязательные требования об обеспечении выполнения региональной адресной программы (этапов программы) в установленные сроки; обеспечении достижения целевых показателей реализации региональной адресной программы, установленных в соответствии с правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральным проектом «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».

Постановлением Правительства Республики Коми от 31 марта 2019 года № 160 «Об утверждении республиканской адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019 - 2025 годах» утверждена региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно Приложению № 5 к постановлению № 160 для МО МР «Корткеросский» установлены показатели переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года с использованием средств Фонда.

Постановлением Правительства Республики Коми от 31 октября 2019 года № 520 «О Государственной программе Республики Коми «Развитие строительства, обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан» утверждены Правила предоставления и распределения из республиканского бюджета Республики Коми субсидий на реализацию мероприятий по расселению непригодного для проживания жилищного фонда.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 4 Приложения 2.5 к Правилам обязательным условием для предоставления субсидий местным бюджетам является заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми и муниципальным образованием о предоставлении субсидии.

Согласно пункта 9 Приложения 2.5 к Правилам соглашение заключается в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Республики Коми, и должно содержать условия в соответствии с подпунктами 9 и 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми от 06 сентября 2019 года № 422, а также содержащего иные обязательства для муниципального образования, предусмотренные договором о предоставлении и использовании финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда от 28 мая 2019 года № 48/ПС с учётом изменений, в том числе обязательства, аналогичные установленным для Республики Коми.

Согласно пункту 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий местным бюджетам из республиканского бюджета Республики Коми, утверждённых постановлением Правительства Республики Коми № 422, соглашения должны содержать значения результатов использования субсидии, которые должны соответствовать значениям результатов региональных проектов или контрольным точкам результатов региональных проектов в случаях предоставления субсидий в целях достижения результатов региональных проектов; значениям показателей (индикаторов) государственных программ Республики Коми и их структурных элементов (при наличии значений таких показателей (индикаторов) в указанных программах) в случае предоставления субсидий на реализацию мероприятий государственных программ, не относящихся к региональным проектам; обязательство муниципального образования по достижению результатов использования субсидий.

МО МР «Корткеросский» в лице администрации МР «Корткеросский» является участником республиканской адресной программы.

Администрация МО МР «Корткеросский» является получателем бюджетных ассигнований из республиканского бюджета Республики Коми.

Из материалов дела следует, что Администрацией не достигнут показатель результативности использования в 2023 году средств субсидии - 430 расселенных граждан. В целях реализации этапа 2022 года Республиканской программы переселения на 22 января 2024 года администрацией переселено только 100 человек из 46 жилых помещений общей площадью ... кв.м.

Учитывая изложенное, Сажин К.А., являясь главой муниципального района «Корткеросский» - руководителем администрации МР «Корткеросский», подписавший от имени администрации Соглашение № 4 от 15 февраля 2022 года и дополнительные соглашения к нему несёт ответственность за нарушение порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов.

По условиям Соглашения от 15 февраля 2022 года администрация МО МР «Корткеросский» в силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации выступает получателем межбюджетного трансферта, на которого возложена обязанность соблюдения порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов, при этом именно нарушение последних допущено Сажиным К.А. как должностным лицом получателя средств бюджета.

Таким образом, в нарушение требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Соглашения от 15 февраля 2022 года (с учётом дополнительных к нему соглашений от 24 июня 2022 года, 23 ноября 2022 года, 16 февраля 2023 года, 26 апреля 2023 года) администрацией МО МР «Корткеросский» не исполнено условие предоставления из федерального бюджета в 2022 году бюджету муниципального образования межбюджетного трансферта на финансовое обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья по этапу адресной республиканской программы в 2023 году в части количества расселенных граждан.

В обжалуемых актах указано, в чём состоит неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей главой МР «Корткеросский» - руководителем администрации Сажиным К.А., являясь ответственным должностным лицом за выполнение возложенных на администрацию МО МР «Корткеросский» задач и функций, нарушил условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, выразившиеся в не достижении целевого показателя по количеству расселяемых граждан в 2023 году, установленных в соответствии с Соглашением от 15 февраля 2022 года по состоянию на 22 января 2024 года.

Доводы подателя жалобы по сути направлены на переоценку выводов административного органа, при этом являлись предметом его рассмотрения, получили надлежащую оценку, с которой соглашается суд.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица и судьи городского суда о доказанности вины Сажина К.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено Сажину К.А. в пределах санкции статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учётом требований статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом, с учётом установленных по делу обстоятельств, чрезмерно суровым не является.

Доводы жалобы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, поскольку нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи городского суда, не установлено.

Руководствуясь статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 апреля 2024 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы муниципального района «Корткеросский» - руководителя администрации Сажина К.А. оставить без изменения, жалобу Сажина К.А. - без удовлетворения.

Судья В.М. Соболев

Копия верна, судья Соболев В.М.

21-325/2024

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Сажин Константин Анатольевич
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

ст.15.15.3 ч.3 КоАП РФ

Дело на сайте суда
vs--komi.sudrf.ru
27.05.2024Материалы переданы в производство судье
27.05.2024Материалы переданы в производство судье
05.06.2024Судебное заседание
06.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.06.2024Дело оформлено
07.06.2024Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее