дело №
УИД 91RS0№-18
РЕШЕНИЕ
26 февраля 2024 года город Симферополь
Судья Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым Благодатная Е.Ю. рассмотрев жалобу защитника ФИО1 на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Спортивная школа №» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> УЗССР, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: <адрес> Республики Крым, <адрес>, проживающего по адресу: <адрес> Республики Крым, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № директор ГБДО РК «Спортивная школа №» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе заявитель просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО2 прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указано, что ФИО2 не мог допустить искажение показателей бухгалтерской отчетности, так как ее ведение не входит в его должностные обязанности, такие обязанности возложены на главного бухгалтера. Также указано, что в постановлении по делу об административном правонарушении датой совершения административного правонарушения указана ДД.ММ.ГГГГ, хотя подписание бухгалтерской отчетности имело место ДД.ММ.ГГГГ, соответственно правонарушение не могло быть совершено ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании ФИО2 доводы жалобы поддержал.
Защитник ФИО2 -ФИО6 указал на несогласие с привлечением ФИО2 к административной ответственности по ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, привел доводы, изложенные в жалобе. Просил оспариваемое постановление отменить и направить материал на новое рассмотрение.
ФИО3 административного органа Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО7 возражала против удовлетворения жалобы.
ФИО3 <адрес> о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей, правомочным рассматривать жалобу.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
В соответствии с ч.4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как установлено судом, ФИО3 <адрес> по информации Управления Федерального казначейства по <адрес> проводилась проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности ГБУ ДО РК «СШ №», в ходе которой установлено, что в нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», ГБУ ДО РК «СШ №» в годовой бухгалтерской отчетности государственного бюджетного учреждения («Баланс государственного (муниципального) учреждения» (форма 0503730) допущено искажение бухгалтерской отчетности, выраженное в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, обязательствах, финансовом результате, а именно: ГБУ ДО РК «СШ №» не отражены на счёте 106.11 «Вложение в основные средства - недвижимое имущество учреждения» работы и оборудование, принятые по контракту № на сумму 57 897 859,87 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя прокурора ФИО3 <адрес> ФИО8 в отношении директора ГБУ ДО РК «СШ №» ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью - статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Во исполнение определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ ГБУ ДО РК «СШ №» представлен сопроводительным письмом от ДД.ММ.ГГГГ № и №, следующий пакет документов: копия баланса государственного (муниципального) учреждения на ДД.ММ.ГГГГ (форма 0503730); копия должностной инструкции (либо иной документ, на основании которого должностное лицо - ФИО2 исполняет обязанности директора ГБУ ДО РК «СШ - 5» (действующая по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ); копия приказа о назначении на должность директора ГБУ ДО РК «СШ №» ФИО2; копия трудового договора, заключенного с ФИО2 по должности директора ГБУ ДО РК «СШ №»; копия контракта, заключенного между ГБУ ДО РК «СШ №» и ООО «Профкосмо» от ДД.ММ.ГГГГ №, копии документов о приемке по форме КС - 2, копии платежных поручений.
Между ГБУ ДО РК «СШ №» в лице директора ФИО2 и Министерством спорта Республики Крым, в рамках национального проекта «Демография» федерального проекта «Спорт - норма жизни» регионального проекта «Спорт - норма жизни» подпрограммы «Развитие физической культуры и массового спорта в <адрес>» Государственной программы развития физической культуры и спорта в <адрес>, на основании Соглашения о предоставлении субсидии из Федерального бюджета, бюджету субъекта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, заключено Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым ГБУ РК «Спортивная школа №» от ДД.ММ.ГГГГ 28-12/2020-63 (далее - Соглашение).
В целях реализации обозначенного Соглашения, между ГБУ ДО РК «СШ №» в лице директора ФИО2 и ООО «Профкосмо» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № на «Строительство физкультурно-оздоровительного комплекса ГБУ ДО РК «СШ №» в <адрес> ФИО3 <адрес> Республики Крым» (далее - Контракт) на сумму 2726726,00 рублей.
Приказом ГБУ ДО РК «СШ №» от ДД.ММ.ГГГГ № (с дополнениями и вменениями от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена Учетная политика для целей бухгалтерского учета (далее - Учетная политика).
Бухгалтерский учет ведется с использованием Рабочего плана счетов Приложение № к Учетной политике) (далее - Рабочий план счетов), разработанного в соответствии с Инструкцией №н и Инструкцией №н.
В соответствии с Рабочим планом счетов «Вложение в основные средства - недвижимое имущество учреждения» следует отражать на 106.11 счете.
Пунктом 2.13. Учетной политики предусмотрено, что при приобретении и (или) создании основных средств за счет средств, полученных от разных видов деятельности, сумма вложений, сформированных на счете КБК X. 106.00.000, переводится на код вида деятельности 4 «субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».
В 2021 году по Контракту № ГБУ ДО РК «СШ №» актами о приемке выполненных работ (по форме КС-2) приняты работы и оборудование на общую сумму 57 897 859,87 рублей.
Указанные работы и оборудование на счете «106.11» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не отражены ГБУ ДО РК «СШ №».
Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ № директор ГБУ ДО РК «СШ №» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения должностным лицом ФИО2 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 22.06.2023г., Соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Республики Крым от 23.12.2019г., отчет о расходах бюджета субъекта РФ на осуществление мероприятий государственной программы субъекта РФ, источником финансирования обеспечения которых является субсидия за январь 2021г., Контракт № от 13.04.2021г., акты о приемке выполненных работ, приказ 371 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского учета», Устав ГБУ РК «Спортивная школа №», Должностная инструкция директора, и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований закона, их допустимость и достоверность сомнений не вызывает, доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение данные доказательства, не имеется.
Бухгалтерский учет в силу статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
На основании части 2 статьи 2 Федерального закона N 402-ФЗ его положения применяются при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни. В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона N 402-ФЗ экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Данные бухгалтерского учета и сформированная на их основе отчетность субъектов учета формируются с учетом существенности фактов хозяйственной жизни, которые оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения и имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Поскольку, как следует из материалов дела, ГБУ ДО РК «СШ №» не отражены на счёте 106.11 «Вложение в основные средства - недвижимое имущество учреждения» работы и оборудование, принятые по контракту № на сумму 57 897 859,87 рублей, допущенное нарушение надлежит квалифицировать как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, выразившееся в допущении искажения показателей бухгалтерской отчетности, выраженных в денежном измерении, которое привело искажению информации об активах, обязательствах, финансовом результате, в составе Баланса по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (подпункт 2 пункт 4 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ).
В соответствии части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского отчета и хранение документов бухгалтерского отчета организуется руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством.
Согласно Устава ГБУ ДО РК «СШ №», утвержденного Министерством спорта Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-ОД, ГБУ ДО РК «СШ №» ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Крым; непосредственное управление всей деятельностью ГБУ ДО РК 2СШ №» осуществляет директор, который, в том числе, обеспечивает выполнение государственного задания в полном объеме; обеспечивает составление и утверждение отчета о результатах деятельности ГБУ ДО РК «СШ №» и об пользовании закрепленного за ним на праве оперативного управления имущества; директор несет персональную ответственность за достоверность учета и отчетности, также за соблюдение финансовой дисциплины несет ответственность за соблюдение и исполнение законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3.6, 3.20, 3.22, 3.24 должностной инструкции директора ГБУ ДО РК «СШ №», директор спортивной школы исполняет следующие обязанности: обеспечивает своевременное составление, утверждение, представление отчетной документации; организует контроль за рациональным использованием материалов и финансовых средств спортивной школы; обеспечивает контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка оформления финансово-хозяйственных операций; организует подготовку отчетов учредителю о поступлении и расходованию финансовых и материальных средств.
Из собранных по делу материалов следует, что вина ФИО2, как должностного лица, выражается в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, им не приняты меры, направленные на соблюдение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, не обеспечено надлежащее составление (наличие) первичных учетных документов.
Виновным лицом не проявлена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него при исполнении должностных обязанностей, из материалов дела, не усматривается, что должностным лицом приняты все меры, направленные на соблюдение требований законодательства.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия объективных препятствий для соблюдения требований законодательства, что свидетельствует о наличии вины в действиях (бездействии) ФИО2
Такие действия (бездействие) должностного лица с учетом положений статьи 2.4 КоАП РФ, указывают на наличие события и состава административного правонарушения по части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ.
Соответственно, ФИО2, совершивший административное правонарушение, предусмотренное диспозицией части 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, несет административную ответственность, как должностное лицо.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере бюджетного (бухгалтерского) учета.
Ответственность за совершенное правонарушение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, составляет 2 года и на момент вынесения настоящего постановления не истек.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Вывод должностного лица основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана по правилам, предусмотренным действующим доказательством.
При назначении ФИО2 административного наказания должностным лицом требования ст. ст. 3.1, 3.8, гл. 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены, наказание назначено в пределах санкции ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначенное наказание является обоснованным и справедливым, в полной мере отвечающим задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания.
Доводы, поданной жалобы, направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, не содержат каких-либо правовых аргументов, которые могли бы являться основанием для отмены обжалуемого постановления.
Заявитель ссылается на наличие нескольких возбужденных дел об административных правонарушения в результате проведенной проверки.
Согласно части 1 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.
Действительно, в соответствии с частью 5 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
При этом, осуществляя надзор, органы ФИО3 не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (пункт 2 статьи 21, пункт 2 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О ФИО3 Российской Федерации»).
В случае получения ФИО3 материалов и обращений о нарушениях в сферах, где функции контроля (надзора) осуществляют иные государственные или муниципальные органы, по требованию прокурора соответствующими органами по поступившей в ФИО3 информации проводится внеплановая проверка, контрольное (надзорное) мероприятие, предусматривающее взаимодействие с работодателем (пункты 1, 4 статьи 22 Закона о ФИО3, пункт 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), пункт 4 части 1 статьи 57, часть 1 статьи 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Закон №248-ФЗ).
Деятельность органов ФИО3 по осуществлению прокурорского надзора не относится к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю, которые регулирует Закон №248-ФЗ (пункт 7 части 3 статьи 1 указанного Закона).
Также не применяются (за некоторым исключением) в отношении прокурорских проверок нормы Закона №294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок в определенных сферах (пункт 3 части 3 статьи 1, часть 1 статьи 26.3 Закона №294-ФЗ).
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, по смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации и основанных на них правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, осуществляемая ФИО3 Российской Федерации функция надзора за исполнением законов является самостоятельной (обособленной) формой реализации контрольной функции государства, в рамках которой обеспечивается - путем своевременного и оперативного реагирования органов ФИО3 на ставшие известными факты нарушения субъектами права законов различной отраслевой принадлежности - неукоснительное соблюдение Конституции Российской Федерации и законов, действующих на территории России, в том числе теми государственными органами, на которые возложены функции специального (ведомственного) государственного контроля (надзора).
Данный контроль осуществляется в случаях и порядке, установленных Законом №294-ФЗ.
При этом, согласно пункту 3 части 3 статьи 1 Закона №294-ФЗ, указанный закон не применяется при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Как усматривается из материалов дела, ФИО3 <адрес> по информации Управления Федерального казначейства по <адрес> проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства в деятельности ГБУ ДО РК «СШ №», по результатам которой вынесено два постановления о возбуждении двух дел об административном правонарушении.
Рассматриваемое дело не было возбуждено по результатам проведения какого-либо контрольного (надзорного) мероприятия государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, а деятельность органов ФИО3 по осуществлению прокурорского надзора не относятся к государственному, муниципальному контролю (надзору).
Исследовав доводы жалобы, оценив в совокупности доказательства по делу, пояснения участников процесса, учитывая, что нарушение охраняемым интересам общества и государства заключается в несоблюдении лицом, в отношении которого возбуждено настоящее административное дело, публично-правовых обязанностей, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, суд находит обжалуемое постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5 № от 04.08.2023по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Спортивная школа №» ФИО2, подлежит оставлению без изменения, а жалоба без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Центрального районного суда <адрес> Республики Крым,
РЕШИЛ:
Постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по <адрес> ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьей 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Республики Крым «Спортивная школа №» ФИО2, - оставить без изменения, а жалобу защитника ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Е.Ю. Благодатная