№ 12-117/2022

РЕШЕНИЕ

2 июня 2022 года                                                                                                       г. Нариманов

Судья Наримановского районного суда Астраханской области Успанова Г.Т.,

с участием представителя ООО «Луна-Строй» Матвеева М.С.,

старшего помощника Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Айриян М.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «Луна-Строй» Матвеева М.С. на постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ в отношении юридического лица – ООО «Луна-Строй»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года юридическое лицо – ООО «Луна-Строй» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Кроме того, 17 июля 2020 года старшим государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области Бродской Я.А. в адрес юридического лица ООО «Луна-Строй» внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Не согласившись постановлением, а также внесенным в адрес ООО «Луна-Строй» представлением, представитель ООО «Луна-Строй» Матвеев М.С. обратился в суд с жалобой, в которой просил признать незаконным и отменить представление и постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года в отношении ООО «Луна-Строй», производство по делу об административном правонарушении просил прекратить.

В обоснование доводов жалобы представитель указал, что ООО «Луна-Строй» на основании контракта № 36 от 3 декабря 2019 года является подрядчиком по выполнению заказчика ФГБУ «Астраханмелиоводхоз» обязательства по «Реализации нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка Яндыковского канала, Яндыко-Промысловского канала, Промысловского канала в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК 48+00». В постановлении должностного лица не приведена, содержащаяся в письме Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КаспНИРХ») от 22 мая 2020 года № 01-16/1334 информация о том, что Яндыковский канал не входит в перечень «Документированной информации о категориях водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства», утвержденный Приказом Росрыболовства № 682 от 5 августа 2010 года. До настоящего времени Яндыковский канал не отнесен к какой- либо категории водных объектов, как место обитания, размножения, зимовки, нагула, путей миграции водных биологических ресурсов. Данный объект является искусственно возведенным и в силу своего назначения относится к системе сельскохозяйственного орошения угодий, а не к среде обитания, следовательно, у ООО «Луна-Строй» отсутствует необходимость соблюдения требований части 2 статьи 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и Постановления Правительства РФ № 384 от 30 апреля 2013 года «О согласовании Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания».

Представитель ООО «Луна-Строй» Матвеев М.С. в судебном заседании поддержал доводы жалобы, просил постановление должностного лица от 17 июля 2020 года в отношении юридического лица ООО «Луна-Строй» отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании части 4 статьи 2.1 КоАП РФ. Также представитель заявил ходатайство о снижении размера штрафа в соответствии с положениями статьи 4.1.2 КоАП РФ.

Представитель Волго-Каспийского территориального управления Росрыболовства в судебное заседание не явился, направил в суд возражение по доводам жалобы, в котором просил постановление от 17 июля 2020 года оставить без изменения, в обоснование доводов возражения указал, что Олинская насосная станция, находясь более 30 км. от Яндыковского канала закачивает воду из реки Бахтемир в искусственные каналы, связанные с системой естественных Западных подстепных ильменей, наполняемых также за счет весеннего паводка, что и определяет их рыбохозяйственное значение как одних из самых высокопродуктивных нерестилищ.

Старший помощник прокурора Астраханского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Айриян М.К. в судебном заседании доводы жалобы не признал, указав, что представление и постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года в отношении ООО «Луна-Строй» являются законными и обоснованными. Оснований для прекращения дела об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Луна-Строй» в соответствии с частью 4 статьи 2.1 КоАП РФ не усматривает. Разрешение ходатайства о снижении штрафа, назначенному юридическому лицу оставил на усмотрение суда.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Согласно части 1 статья 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Административная ответственность по части 2 статьи 8.48 КоАП РФ предусмотрена за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В силу части 1 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В силу части 1 статьи 32 Федерального закона от 10 января 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Порядок проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, ее основные принципы, этапы и требования к материалам по оценке установлены Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденного приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года N 372.

Согласно пункту 2.2 Положения от 16 мая 2000 года N 372, проведение оценки воздействия на окружающую среду обязательно на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность до ее представления на государственную экологическую экспертизу (принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы).

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, являющейся объектом экологической экспертизы, входят в состав документации, представляемой на экспертизу.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2013 № 380 мерами по сохранению биоресурсов и среды их обитания являются оценка воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания.

Пунктом 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания от 29 апреля 2013 № 380 предусмотрено, что при установлении по результатам оценки воздействия планируемой деятельности на биоресурсы и среду их обитания, указанной в подпункте "б" пункта 2 настоящего Положения, прямого или косвенного негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, предусматривают в проектной документации, а также документации, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, которая может оказать негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, осуществление мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных подпунктами "в" - "з" пункта 2 настоящего Положения.

Частями 2 и 3 статьи 50 Федерального закона от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» предусмотрено, что деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания, порядок их осуществления определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 4 вышеуказанных Правил согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2013 № 384 предусмотрено, что юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, для согласования деятельности представляют в Федеральное агентство по рыболовству, заявку о согласовании, в которой указывают сведения: о заявителе: полное и сокращенное (при наличии) наименования юридического лица, его организационно-правовая форма и место нахождения, о документации, прилагаемой к заявке.

На основании пункта 5 Правил согласования, к заявке подлежит приложению документация при согласовании внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящих Правил - копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

Материалами дела установлено, что ООО «Луна-Строй» в рамках контракта № 36 от 3 декабря 2019 года, заключенного с ФГБУ «Астраханмелиоводхоз» приняло обязательство по выполнению в период с 1 марта 2020 года по 30 октября 2020 года работ по «Реализации нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по расчистке мелиоративных каналов и водных трактов по объекту: «Расчистка Яндыковского канала, Яндыко-Промысловского канала, Промысловского канала в Лиманском районе Астраханской области с ПК00+00 по ПК 48+00».

Во исполнение обязательств по контракту подрядчиком разработан проект производства работ, согласованный с заказчиком ФГБУ «Астраханмелиоводхоз».

По условиям пункта 5.3.2 контракта, подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с требованиями технического задания, технологических регламентов, ТУ, СНиП, государственных стандартов, предписаний и нормативных актов, требований согласующих органов, требований и указаний заказчика, а также в соответствии с условиями, изложенными в настоящем контракте.

Как следует из материалов дела, ООО «Луна-Строй», обязанное в соответствии с контрактом согласовать деятельность по расчистке Яндыковского канала, не получив согласование органов Росрыболовства выполняло вышеуказанную деятельность.

Согласно письму Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («КаспНИРХ») от 22 мая 2020 года , направленному в адрес природоохранного прокурора Яндыковский канал не входит в перечень «Документированной информации о категориях водных объектов рыбохозяйственного значения и особенностей добычи (вылова) водных биологических ресурсов, обитающих в них и отнесенных к объектам рыболовства», утвержденный Приказом Росрыболовства от 05 августа 2010 года. Яндыковский канал имеет прямую гидравлическую связь с водным объектом второй категории рыбохозяйственного значения – Шуралинским водохранилищем, при использовании дноуглубительной технички при расчистке канала возможен ущерб водным биологическим ресурсам вследствие повреждения нерестовых площадей, повреждения дна водоемов (гибель кормовых организмов зообентоса), образование шлейфов мутности (гибель кормовых организмов зоопланктона, зообентоса, икры, личинок и ранней молоди рыб, снижение продуктивности фитопланктона), водозабор (гибель фито-, зоопланктона, икры, личинок и ранней молоди).

Факт проведения юридическим лицом ООО «Луна-Строй» работ по расчистке Яндыковского канала в отсутствие согласования органов Росрыболовства подтвержден исследованными в судебном заседании материалами дела.

Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для внесения в отношении юридического лица ООО «Луна-Строй» представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Учитывая изложенное, также учитывая, что процедура и сроки внесенного должностным лицом представления в адрес юридического лица ООО «Луна-Строй» не нарушены, суд полагает, представление должностного лица административного органа от 17 июля 2020 года, является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах, должностное лицо, оценив представленные доказательства, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, пришло к обоснованному выводу о виновности юридического лица ООО «Луна-Строй» в совершении административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 8.48 КоАП РФ.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел. Процессуальных нарушений не допущено.

При этом, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении, суд не усматривает, в силу следующего.

Согласно части 4 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

По смыслу указанной нормы, юридическое лицо освобождается от административной ответственности при наличии доказательств принятия всех предусмотренных законодательством Российской Федерации мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность,

Между тем, доказательств принятия юридическим лиц мер, направленных на согласование деятельности по расчистке канала, суду не представлено.

Вместе с тем, ходатайство представителя юридического лица о снижении суммы штрафа, суд полагает заслуживающим внимания, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 4.1.2 КоАП РФ при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

Размер административного штрафа, назначаемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи, не может составлять менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для должностного лица (часть 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, 10 мая 2018 года юридическое лицо ООО «Луна-Строй» внесено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, отнесено к микропредприятию.

При наличии вышеуказанных обстоятельств, также учитывая, что юридическим лицом правонарушение совершено впервые, доказательств причинения ущерба деятельностью юридического лица, материалы дела не содержат, суд приходит к выводу о возможности снижения юридическому лицу административного наказания в виде штрафа, до 25 000 рублей.

При таких обстоятельствах, суд полагает постановление старшего государственного инспектора отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды обитания по Астраханской области от 17 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ в отношении ООО «Луна-Строй» подлежащим изменению в части назначенного юридическому лицу административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 -30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 8.48 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░-░░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ «░░░░-░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 25 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░ 2020 ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

12-117/2022

Категория:
Административные
Статус:
Изменено
Истцы
Астраханская межрайонная природоохранная прокуратура - Шамшутдинов Зариф Закирович
Ответчики
ООО "Луна-строй"
Другие
Артамонов Владислав Павлович
Матвеев Максим Сергеевич
Суд
Наримановский районный суд Астраханской области
Судья
Успанова Г.Т.
Дело на сайте суда
narimanovsky--ast.sudrf.ru
23.05.2022Материалы переданы в производство судье
02.06.2022Судебное заседание
06.06.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
09.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2022Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
21.06.2022Вступило в законную силу
25.08.2022Дело оформлено
29.08.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее