Копия дело № 2-8477/2022
УИД: 24RS0048-01-2022-005093-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 ноября 2022 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего - судьи Заверуха О.С.,
при секретаре - Безбородовой А.А.,
с участием истца - Даниловой Е.И.,
представителя ответчика - Чернявской Л.А., доверенность от 10.01.2022г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Елены Ивановны к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, прохождения курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Данилова Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, прохождения курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022 года Даниловой Е.И. отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (требуется 30 лет, принято к зачету 24 года 01 месяц 15 дней). К зачету не были приняты периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года. Кроме того, к зачету не принят период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года, а также период работы в должности заведующей медицинского пункта школы №120 КГБУЗ «Красноярская городская больница №14» с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года, однако ею осуществлялись трудовые функции фельдшера, в связи с чем, данный период должен исчисляться в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца. Полагает, что решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022 года является незаконным в части исключения из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периода работы в должности заведующей медицинского пункта школы №120 КГБУЗ «Красноярская городская больница №14», в связи с чем, просит в указанной части решение ответчика от 25.03.2022 года признать незаконным и возложить на ответчика обязанность включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости неучтенные периоды.
Истец Данилова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Красноярскому краю – Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022г., возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что в период нахождения на курсах повышения квалификации работником трудовые функции не выполняются, поэтому данные периоды не могут быть включены в стаж. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 1992 года также не включается в страховой стаж. Должность заведующей медицинского пункта школы №120 КГБУЗ «Красноярская городская больница №14» не соответствует спискам должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии.
Представитель третьего лица – КГБУЗ «Красноярская городская детская больница №14» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при определении стажа, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований. В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В пункте 9 указанного раздела названы поликлиники всех наименований;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Согласно данному Списку правом на пенсию по выслуге лет пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В данном Списке не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона).
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору за период до регистрации в качестве застрахованного лица, при досрочном назначении страховой пенсии по старости является трудовая книжка.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 13.03.2022 года Данилова Е.И. обратилась в ГУ-ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по выработанному специальному трудовому стажу, дающему право на досрочное назначение пенсии.
Решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю № № от 25.03.2022 года Даниловой Е.И. отказано в установлении пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, имеется стаж 24 года 01 месяц 15 дней при требуемом – 30 лет. При этом из стажа на соответствующих видах работ исключены: период отпуска по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года, период работы с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года в должности заведующей здравпунктом КГБУЗ «Красноярская городская больница №14», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года.
Судом установлено, что Данилова Е.И. 17.05.1999 года принята на должность заведующей здравпунктом школы №120 филиала №2 ГП №14 на 1 ст.
31.05.2005 года Данилова Е.И. уволена с данной должности в порядке перевода в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника №2».
Положением о фельдшере здравпункта, утвержденном Приказом Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 года №130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения», фельдшер здравпункта оказывает первичную доврачебную помощь трудящимся и учащимся непосредственно по месту работы или учебы, принимает участие в организации и проведении мер по профилактике заболеваемости, выполняет в пределах своей компетенции лечебные процедуры по назначению врача и осуществляет контроль за соответствием состояния здоровья трудящихся условиям труда.
В соответствии с задачами здравпункта и полученным сертификатом фельдшер, в том числе, осуществляет: первую доврачебную помощь при острых отравлениях, заболеваниях, травмах (п.2.1), проведение лечебных мероприятий по назначению врача (инъекции, перевязки, физиопроцедуры) (п.2.2), направление на прием к лечащему врачу или специалисту поликлиники (п.2.4), подготовку к проведению периодических медицинских осмотров (п.2.5), проведение профилактических прививок (п.2.6).
29.01.2002 года Данилова Е.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.
В п.1.2 выписки из лицевого счета застрахованного лица Даниловой Е.И. отражен период работы в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14» с 17.05.1999 года по 31.12.2001 года.
В разделе «Сведения о страховом стаже» отражен период работы Даниловой Е.И. с 01.01.2002 года по 31.05.2002 года. За период с 01.01.2002 года по 31.05.2005 года указан код льготы (28-ГД) и дополнительные сведения (1,00).
В страховой и специальный стаж истца не включен периоды работы с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года в должности заведующей здравпунктом – фельдшером школы №120 в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14» с кодом особых условий труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Согласно трудовой книжке на имя Даниловой (Кузнецовой) Е.И., истец 17.05.1999 года была принята на должность заведующей здравпунктом – фельдшером школы №120. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14». В данной должности истец проработала до 31.05.2005 года.
Из показаний истца Даниловой Е.И. следует, что во время работы в должности заведующей здравпунктом – фельдшером школы №120 ею осуществлялась доврачебная помощь учащимся школы при острых отравлениях, заболеваниях, травмах, подготовка к проведению периодических медицинских осмотров, проведение профилактических прививок согласно календаря прививок, что отражалось в специальном журнале.
Досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку деятельность в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья по сложности, интенсивности и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию работников в связи с особыми условиями труда, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.
Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих трудовую деятельность в особых условиях труда, на досрочное назначение пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
В разделе «Наименование должностей» Списка № 781, поименованы должности среднего медицинского персонала, в том числе должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер».
В разделе «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены поликлиники всех наименований.
Должностные обязанности фельдшера-лаборанта определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н, согласно которым фельдшер осуществляет оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. Диагностирует типичные случаи наиболее часто встречающихся заболеваний и назначает лечение, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписывает рецепты. Оказывает доврачебную помощь, ассистирует врачу при операциях и сложных процедурах, принимает нормальные роды. Осуществляет текущий санитарный надзор, организует и проводит противоэпидемические мероприятия. Организует и проводит диспансерное наблюдение за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями). Организует и проводит профилактические прививки детям и взрослым. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Обеспечивает хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарственных препаратов пациентами. Ведет медицинскую учетно-отчетную документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.
Таким образом, функциональные обязанности истца, работающей в спорный период времени в должности заведующей здравпунктом – фельдшером, соответствуют должностным обязанностям фельдшера, определенным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н.
На основании приказа от 23.03.2001 года Даниловой Е.И. – заведующей здравпунктом ГП№14 предоставлен отпуск без содержания с 26.03.2001 года по 30.03.2001 года по семейным обстоятельствам на основании личного заявления.
Учитывая, что согласно сведениям ИЛС (индивидуального лицевого счета), Данилова Е.И. была зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 29.01.2002 года, отсутствие сведений о ее льготной занятости в период ее работы с 17.05.1999 года по 31.12.2004 года не препятствует возможности подтверждения данного обстоятельства иными допустимыми доказательствами. Кроме того, за период с 01.01.2005 по 31.05.2005 года имеются сведения о наличии у истца льготы.
В трудовой книжке истца имеются записи о том, что Данилова Е.И. 17.05.1999 года была принята на должность заведующей здравпунктом школы №120 филиала №2 ГП №14 на 1 ст.; 31.05.2005 года уволена с данной должности в порядке перевода в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника №2».
Данные сведения также подтверждены копиями приказов о приеме и увольнении и личной карточкой работника.
Исходя из вышеприведенных доказательств, характер работы истца в период его работы с 17.05.1999г. по 31.12.2004г., в который работодателем не указан код льготы на ИЛС, в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника № 14» в должности заведующей здравпунктом школы №120 филиала №2 ГП №14, не изменился в период ее работы в той же должности у того же работодателя с 01.01.2005г. по 31.05.2005г., за который работодатель проставил код льготы.
Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.
Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.
При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).
Таким образом, после 01.11.1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Поскольку трудовая деятельность Даниловой Е.И. осуществлялась только в городе (г.Красноярск), правовых оснований для льготного исчисления оспариваемого периода работы в должности заведующей здравпунктом – фельдшером при включении в ее специальный стаж лечебной деятельности у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, период работы истца с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года, за исключением периода с 26.03.2001 года по 30.03.2001 года нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14» в качестве заведующей здравпунктом - фельдшера подлежит включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства РФ «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665» от 04.03.2021г. № 322 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как уже было установлено, судом решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю № № от 25.03.2022 года Даниловой Е.И. отказано в установлении пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, имеется стаж 24 года 01 месяц 15 дней при требуемом – 30 лет. При этом из стажа на соответствующих видах работ, в том числе, исключены: период отпуска по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года.
Согласно справке, уточняющей занятость в соответствующих должностях и в учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в период с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года Данилова Е.И. находилась в учебном отпуске, за работником сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, уплата страховых взносов.
Кроме того, в период с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года Данилова Е.И. находилась на курсах повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием по программе «Охрана здоровья детей и подростков», за работником сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, уплата страховых взносов.
В период с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года Данилова Е.И. проходила краткосрочное обучение в КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалистов со средними медицинским образованием» по программе «Охрана здоровья детей и подростков», за работником сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, уплата страховых взносов.
Суд учитывает, что нахождение истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, за истцом, в соответствии со ст.187 ТК РФ, сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, а также за это время работодатель обязан был производить соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в периоды нахождения истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата по месту ее работы, в связи с чем, решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022 года об отказе во включении в стаж периодов нахождения Даниловой Е.И. в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года является незаконным, а указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку в указанные периоды работала в должности, которая включена пенсионным органом в специальный стаж истца.
Рассматривая требования истца о включении в ее специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд исходит из следующего.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.
В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.
Так из представленного свидетельства о рождении следует, что ДД.ММ.ГГГГ года у истца родилась дочь – ФИО8, место рождения – <данные изъяты>.
С ДД.ММ.ГГГГ года по 19.09.1998 года Данилова Е.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком.
Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком предоставлялся Даниловой Е.И. после 06.10.1992 года, у суда отсутствуют правовые основания для включения периода отпуска по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года в специальный стаж истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Даниловой Елены Ивановны к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, прохождения курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости - удовлетворить частично.
Признать незаконным решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022г. в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ период работы Даниловой Елены Ивановны с 17.05.1999г. по 31.05.2005г. в должности заведующей здравпунктом школы № 120 филиала № 2 городской поликлиники № 14; периодов нахождения Даниловой Елены Ивановны на курсах повышения квалификации 01.06.2005г. по 31.08.2005г.; с 31.01.2012г. по 22.03.2012г.; с 26.09.2016г. по 27.10.2016г.
Возложить обязанность на ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить периоды работы Даниловой Елены Ивановны с 17.05.1999г. по 25.03.2001г., с 31.03.2001г. по 31.05.2005г. в должности заведующей здравпунктом школы № 120 филиала № 2 городской поликлиники № 14; периоды нахождения Даниловой Елены Ивановны на курсах повышения квалификации 01.06.2005г. по 31.08.2005г.; с 31.01.2012г. по 22.03.2012г.; с 26.09.2016г. по 27.10.2016г. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении.
В удовлетворении остальной части исковых требований Даниловой Елены Ивановны - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Заверуха О.С.
Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2022г.
Копия верна.
Судья О.С. Заверуха