Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8477/2022 ~ М-3390/2022 от 04.04.2022

Копия                                   дело № 2-8477/2022

УИД: 24RS0048-01-2022-005093-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 ноября 2022 года    г.    Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего - судьи Заверуха О.С.,

при секретаре - Безбородовой А.А.,

с участием истца - Даниловой Е.И.,

представителя ответчика - Чернявской Л.А., доверенность от 10.01.2022г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Елены Ивановны к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, прохождения курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Данилова Е.И. обратилась в суд с иском к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, прохождения курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. Требования мотивированы тем, что решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022 года Даниловой Е.И. отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (требуется 30 лет, принято к зачету 24 года 01 месяц 15 дней). К зачету не были приняты периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года. Кроме того, к зачету не принят период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года, а также период работы в должности заведующей медицинского пункта школы №120 КГБУЗ «Красноярская городская больница №14» с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года, однако ею осуществлялись трудовые функции фельдшера, в связи с чем, данный период должен исчисляться в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 3 месяца. Полагает, что решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022 года является незаконным в части исключения из стажа периодов нахождения на курсах повышения квалификации, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периода работы в должности заведующей медицинского пункта школы №120 КГБУЗ «Красноярская городская больница №14», в связи с чем, просит в указанной части решение ответчика от 25.03.2022 года признать незаконным и возложить на ответчика обязанность включить в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости неучтенные периоды.

Истец Данилова Е.И. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ГУ-ОПФР по Красноярскому краю – Чернявская Л.А., действующая на основании доверенности от 10.01.2022г., возражала против удовлетворения исковых требований. Суду пояснила, что в период нахождения на курсах повышения квалификации работником трудовые функции не выполняются, поэтому данные периоды не могут быть включены в стаж. Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 1992 года также не включается в страховой стаж. Должность заведующей медицинского пункта школы №120 КГБУЗ «Красноярская городская больница №14» не соответствует спискам должностей, дающих право на досрочное назначение пенсии.

Представитель третьего лица – КГБУЗ «Красноярская городская детская больница №14» в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.

Суд, с учетом мнения участников процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Частью 2 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".

Согласно подпункту "н" пункта 1 указанного Постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при определении стажа, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований. В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В пункте 9 указанного раздела названы поликлиники всех наименований;

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно. Согласно данному Списку правом на пенсию по выслуге лет пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В данном Списке не содержатся конкретные наименования должностей врачей и среднего медицинского персонала, а также лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В силу ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 400 при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 данного Федерального закона).

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды работы, в том числе на соответствующих видах работ, до регистрации в качестве застрахованного лица подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору за период до регистрации в качестве застрахованного лица, при досрочном назначении страховой пенсии по старости является трудовая книжка.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, 13.03.2022 года Данилова Е.И. обратилась в ГУ-ОПФР по Красноярскому краю с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по выработанному специальному трудовому стажу, дающему право на досрочное назначение пенсии.

Решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю № от 25.03.2022 года Даниловой Е.И. отказано в установлении пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, имеется стаж 24 года 01 месяц 15 дней при требуемом – 30 лет. При этом из стажа на соответствующих видах работ исключены: период отпуска по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года, период работы с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года в должности заведующей здравпунктом КГБУЗ «Красноярская городская больница №14», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года.

Судом установлено, что Данилова Е.И. 17.05.1999 года принята на должность заведующей здравпунктом школы №120 филиала №2 ГП №14 на 1 ст.

31.05.2005 года Данилова Е.И. уволена с данной должности в порядке перевода в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника №2».

Положением о фельдшере здравпункта, утвержденном Приказом Минздравмедпрома РФ от 23.06.1994 года №130 «Об организации медицинской помощи работающим на предприятиях промышленности, строительства, транспорта, связи в условиях обязательного медицинского страхования населения», фельдшер здравпункта оказывает первичную доврачебную помощь трудящимся и учащимся непосредственно по месту работы или учебы, принимает участие в организации и проведении мер по профилактике заболеваемости, выполняет в пределах своей компетенции лечебные процедуры по назначению врача и осуществляет контроль за соответствием состояния здоровья трудящихся условиям труда.

В соответствии с задачами здравпункта и полученным сертификатом фельдшер, в том числе, осуществляет: первую доврачебную помощь при острых отравлениях, заболеваниях, травмах (п.2.1), проведение лечебных мероприятий по назначению врача (инъекции, перевязки, физиопроцедуры) (п.2.2), направление на прием к лечащему врачу или специалисту поликлиники (п.2.4), подготовку к проведению периодических медицинских осмотров (п.2.5), проведение профилактических прививок (п.2.6).

29.01.2002 года Данилова Е.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования.

В п.1.2 выписки из лицевого счета застрахованного лица Даниловой Е.И. отражен период работы в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14» с 17.05.1999 года по 31.12.2001 года.

В разделе «Сведения о страховом стаже» отражен период работы Даниловой Е.И. с 01.01.2002 года по 31.05.2002 года. За период с 01.01.2002 года по 31.05.2005 года указан код льготы (28-ГД) и дополнительные сведения (1,00).

В страховой и специальный стаж истца не включен периоды работы с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года в должности заведующей здравпунктом – фельдшером школы №120 в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14» с кодом особых условий труда, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно трудовой книжке на имя Даниловой (Кузнецовой) Е.И., истец 17.05.1999 года была принята на должность заведующей здравпунктом – фельдшером школы №120. Данная должность была предусмотрена штатным расписанием КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14». В данной должности истец проработала до 31.05.2005 года.

Из показаний истца Даниловой Е.И. следует, что во время работы в должности заведующей здравпунктом – фельдшером школы №120 ею осуществлялась доврачебная помощь учащимся школы при острых отравлениях, заболеваниях, травмах, подготовка к проведению периодических медицинских осмотров, проведение профилактических прививок согласно календаря прививок, что отражалось в специальном журнале.

Досрочные пенсии по старости в соответствии с принципами пенсионного обеспечения предоставляются лицам, выполняющим в течение длительного времени работу, связанную с повышенной интенсивностью и сложностью и ведущую к утрате профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста, и носят льготный характер по сравнению с другими видами пенсионного обеспечения. Поскольку деятельность в сфере лечебной и иной деятельности по охране здоровья по сложности, интенсивности и прочей нагрузке, приводящей к утрате профессиональной пригодности, а также по ее оплате и условиям труда различна в зависимости от занимаемой должности, право на досрочную пенсию по старости предоставлено законодательством не всем работникам. Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию работников в связи с особыми условиями труда, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих трудовую деятельность в особых условиях труда, на досрочное назначение пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.

В разделе «Наименование должностей» Списка № 781, поименованы должности среднего медицинского персонала, в том числе должность «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер».

В разделе «Наименование учреждений» Списка № 781 предусмотрены поликлиники всех наименований.

Должностные обязанности фельдшера-лаборанта определены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н, согласно которым фельдшер осуществляет оказание лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи при острых заболеваниях и несчастных случаях. Диагностирует типичные случаи наиболее часто встречающихся заболеваний и назначает лечение, используя при этом современные методы терапии и профилактики заболеваний, выписывает рецепты. Оказывает доврачебную помощь, ассистирует врачу при операциях и сложных процедурах, принимает нормальные роды. Осуществляет текущий санитарный надзор, организует и проводит противоэпидемические мероприятия. Организует и проводит диспансерное наблюдение за различными группами населения (дети; подростки; беременные женщины; участники и инвалиды войн; пациенты, перенесшие острые заболевания; пациенты, страдающие хроническими заболеваниями). Организует и проводит профилактические прививки детям и взрослым. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Обеспечивает хранение, учет и списание лекарственных препаратов, соблюдение правил приема лекарственных препаратов пациентами. Ведет медицинскую учетно-отчетную документацию. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Таким образом, функциональные обязанности истца, работающей в спорный период времени в должности заведующей здравпунктом – фельдшером, соответствуют должностным обязанностям фельдшера, определенным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 № 541н.

На основании приказа от 23.03.2001 года Даниловой Е.И. – заведующей здравпунктом ГП№14 предоставлен отпуск без содержания с 26.03.2001 года по 30.03.2001 года по семейным обстоятельствам на основании личного заявления.

Учитывая, что согласно сведениям ИЛС (индивидуального лицевого счета), Данилова Е.И. была зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования 29.01.2002 года, отсутствие сведений о ее льготной занятости в период ее работы с 17.05.1999 года по 31.12.2004 года не препятствует возможности подтверждения данного обстоятельства иными допустимыми доказательствами. Кроме того, за период с 01.01.2005 по 31.05.2005 года имеются сведения о наличии у истца льготы.

В трудовой книжке истца имеются записи о том, что Данилова Е.И. 17.05.1999 года была принята на должность заведующей здравпунктом школы №120 филиала №2 ГП №14 на 1 ст.; 31.05.2005 года уволена с данной должности в порядке перевода в муниципальное учреждение здравоохранения «Городская детская поликлиника №2».

Данные сведения также подтверждены копиями приказов о приеме и увольнении и личной карточкой работника.

Исходя из вышеприведенных доказательств, характер работы истца в период его работы с 17.05.1999г. по 31.12.2004г., в который работодателем не указан код льготы на ИЛС, в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника № 14» в должности заведующей здравпунктом школы №120 филиала №2 ГП №14, не изменился в период ее работы в той же должности у того же работодателя с 01.01.2005г. по 31.05.2005г., за который работодатель проставил код льготы.

Согласно пункту 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливалась при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался за один год и 3 месяца.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (далее - Правила), периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением, в частности, следующего случая: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Разъяснения относительно применения указанного подпункта Правил содержатся в абзаце втором пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в котором указано, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

При этом в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, может быть засчитан период работы в сельской местности до 1 ноября 1999 г. (абзац седьмой пункта 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30).

Таким образом, после 01.11.1999 года льготное исчисление специального стажа работы медицинских работников допустимо только при наличии смешанного стажа, то есть при выполнении соответствующей работы и в городе, и в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке). Поскольку трудовая деятельность Даниловой Е.И. осуществлялась только в городе (г.Красноярск), правовых оснований для льготного исчисления оспариваемого периода работы в должности заведующей здравпунктом – фельдшером при включении в ее специальный стаж лечебной деятельности у суда не имеется.

При таких обстоятельствах, период работы истца с 17.05.1999 года по 31.05.2005 года, за исключением периода с 26.03.2001 года по 30.03.2001 года нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, в КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника №14» в качестве заведующей здравпунктом - фельдшера подлежит включению в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении.

В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 30, 31 Федерального закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665) в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665» от 04.03.2021г. № 322 при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", в стаж на соответствующих видах работ включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников, которые являются условием выполнения работниками определенных видов деятельности и обязанность проведения которых возложена на работодателя в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение которых работник не выполнял работу, но за ним в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также законодательными и иными нормативными правовыми актами СССР и РСФСР, действующими в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации, сохранялось место работы (должность), средняя заработная плата и за него осуществлялась уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Таким образом, периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Как уже было установлено, судом решением ГУ-ОПФР по Красноярскому краю № от 25.03.2022 года Даниловой Е.И. отказано в установлении пенсии по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, имеется стаж 24 года 01 месяц 15 дней при требуемом – 30 лет. При этом из стажа на соответствующих видах работ, в том числе, исключены: период отпуска по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года.

Согласно справке, уточняющей занятость в соответствующих должностях и в учреждениях за периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в период с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года Данилова Е.И. находилась в учебном отпуске, за работником сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, уплата страховых взносов.

Кроме того, в период с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года Данилова Е.И. находилась на курсах повышения квалификации специалистов со средним медицинским образованием по программе «Охрана здоровья детей и подростков», за работником сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, уплата страховых взносов.

В период с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года Данилова Е.И. проходила краткосрочное обучение в КГБОУ ДПО «Красноярский краевой центр повышения квалификации специалистов со средними медицинским образованием» по программе «Охрана здоровья детей и подростков», за работником сохранялось рабочее место, производилось начисление заработной платы, уплата страховых взносов.

Суд учитывает, что нахождение истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца, за истцом, в соответствии со ст.187 ТК РФ, сохранялось место работы (должность) и средняя заработная плата, а также за это время работодатель обязан был производить соответствующие отчисления (страховые выплаты) в Пенсионный фонд.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в периоды нахождения истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата по месту ее работы, в связи с чем, решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022 года об отказе во включении в стаж периодов нахождения Даниловой Е.И. в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации с 01.06.2005 года по 31.08.2005 года, с 31.01.2012 года по 22.03.2012 года, с 26.09.2016 года по 27.10.2016 года является незаконным, а указанные периоды подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, поскольку в указанные периоды работала в должности, которая включена пенсионным органом в специальный стаж истца.

Рассматривая требования истца о включении в ее специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, суд исходит из следующего.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года. При этом статья 71 Основ изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 06 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Исходя из приведенных выше нормативных актов с учетом разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Так из представленного свидетельства о рождении следует, что ДД.ММ.ГГГГ года у истца родилась дочь – ФИО8, место рождения – <данные изъяты>.

С ДД.ММ.ГГГГ года по 19.09.1998 года Данилова Е.И. находилась в отпуске по уходу за ребенком.

Таким образом, поскольку отпуск по уходу за ребенком предоставлялся Даниловой Е.И. после 06.10.1992 года, у суда отсутствуют правовые основания для включения периода отпуска по уходу за ребенком с 21.10.1995 года по 19.09.1998 года в специальный стаж истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Даниловой Елены Ивановны к ГУ-ОПФР по Красноярскому краю о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, возложении обязанности включить периоды работы, прохождения курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости - удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ-ОПФР по Красноярскому краю от 25.03.2022г. в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ период работы Даниловой Елены Ивановны с 17.05.1999г. по 31.05.2005г. в должности заведующей здравпунктом школы № 120 филиала № 2 городской поликлиники № 14; периодов нахождения Даниловой Елены Ивановны на курсах повышения квалификации 01.06.2005г. по 31.08.2005г.; с 31.01.2012г. по 22.03.2012г.; с 26.09.2016г. по 27.10.2016г.

Возложить обязанность на ГУ-Отделение пенсионного фонда РФ по Красноярскому краю включить периоды работы Даниловой Елены Ивановны с 17.05.1999г. по 25.03.2001г., с 31.03.2001г. по 31.05.2005г. в должности заведующей здравпунктом школы № 120 филиала № 2 городской поликлиники № 14; периоды нахождения Даниловой Елены Ивановны на курсах повышения квалификации 01.06.2005г. по 31.08.2005г.; с 31.01.2012г. по 22.03.2012г.; с 26.09.2016г. по 27.10.2016г. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в календарном исчислении.

В удовлетворении остальной части исковых требований Даниловой Елены Ивановны - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:      Заверуха О.С.

Решение в окончательной форме изготовлено 14.11.2022г.

Копия верна.

Судья             О.С. Заверуха

2-8477/2022 ~ М-3390/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Данилова Елена Ивановна
Ответчики
Пенсионный фонд Советского района Красноярска
Другие
КГБУЗ Красноярская городская поликлиника № 14
Суд
Советский районный суд г. Красноярска
Судья
Заверуха Ольга Сергеевна
Дело на сайте суда
sovet--krk.sudrf.ru
04.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.04.2022Передача материалов судье
08.04.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.06.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Предварительное судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
04.10.2022Судебное заседание
07.11.2022Судебное заседание
14.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2022Дело оформлено
17.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее