Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-356/2020 ~ М-277/2020 от 24.08.2020

                                                                                                                               УИД 32RS0017-01-2020-000518-12

    РЕШЕНИЕ

    ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    п.Комаричи Брянской области                                                         Дело № 2-356/2020

    17 декабря 2020 года

    Комаричский районный суд Брянской области в составе:

    председательствующего судьи- Кадыковой Е.С.,

    при секретаре- Вдовенковой Т.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьмичевой Ю. В. к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о восстановлении в очереди на получение жилья,

    УСТАНОВИЛ:

Кузьмичева Ю.В. обратилась в суд с иском к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о восстановлении в очереди на получение жилья.

В обоснование иска указала, что является вдовой ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС К.В.Н., который с 13.11.2015 состоял на учет на получение жилья на основании Федерального закона №1244-1 от 15.05.1991.

Решением общественной жилищной комиссии МО «Комаричское городское поселение» от 17.07.2017 К.В.Н. был снят с очереди на получение жилья, в связи со смертью.

Совместного жилья с К.В.Н. истец не имела, на иждивении находится несовершеннолетний ребенок.

При обращении в Департамент по строительству Брянской области за получением сертификата, истцу было отказано, в связи с отсутствием К.В.Н. в списках на получение жилья.

Истец обратилась в администрацию Комаричского района о восстановлении в очереди на получение жилья с первоначальной даты подачи заявления супругом К.В.Н. с 13.11.2015.

Письмом от 11.12.2019 №4665-и администрация Комаричского района отказала истцу в восстановлении в очереди на получение жилья, по причине непредоставления необходимых документов и выбытия на постоянное место жительства в другое муниципальное образование района.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кузьмичева Ю.В. просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области восстановить её в очереди на получение жилья с даты первоначальной постановки её супруга К.В.Н. с 13.11.2015.

Определением суда от 10.09.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент строительства Брянской области.

В судебное заседание истец Кузьмичева Ю.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени проведения заседания, не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика Мишакова Л.Е. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, представила постановление администрации Комаричского района от 02.12.2020 № на основании которого Кузьмичева Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.11.2020.

    Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, ранее ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

    Суд, в порядке ст.167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и представителя третьего лица.

    Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

На основании п.1 ч.1 ст. 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Согласно п.3 ч.1 ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к таким гражданам относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.

Статьей 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

В соответствии с положением ст. 15 указанного Закона меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3 и 14 части первой статьи 14 настоящего Закона и пунктом 1 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-I установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой названной статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в данной статье.

Из содержания приведенной правовой нормы следует, что после смерти инвалида вследствие чернобыльской катастрофы меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 г. N 1244-I, распространяются на членов его семьи в том случае, если они распространялись на них и при жизни получателя социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 1710, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Также указанным постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".

Подпунктом «е» п.5. Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют следующие граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Согласно пункту 32 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов порядок оформления и выдачи сертификатов определяется органами исполнительной власти, осуществляющими выдачу сертификатов.

Пунктом 36 данных Правил установлено, что оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов предусмотрено, что для участия в основном мероприятии граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, заявление об участии в основном мероприятии (пункт 19).

На основании пункта 24 данных Правил в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин - участник основного мероприятия в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, заявление об участии в основном мероприятии в планируемом году (в произвольной форме).

Орган местного самоуправления, осуществляющий учет граждан, до 1 августа года, предшествующего планируемому году, формирует списки граждан, подтвердивших свое участие в основном мероприятии в планируемом году, по форме, установленной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 указанных Правил, и представляют их в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением администрации Брянской области 12 марта 2007 года N 146 утвержден Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".

Постановлением Правительства Брянской области от 14 января 2019 года N 1-п данный порядок переименован в Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов).

Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что органом исполнительной власти Брянской области, осуществляющим полномочия по выпуску и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы, является департамент строительства Брянской области по таким категориям как граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, ставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска".

Департамент строительства Брянской области формирует сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по Брянской области и направляет его до 1 сентября года, предшествующего планируемому, государственному заказчику основного мероприятия (ФГУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ").

Как установлено в судебном заседании, Кузьмичева Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состояла в браке с К.В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

К.В.Н. на основании приказа администрации Комаричского муниципального района Брянской области от 18.11.2015 № был постановлен на учет МУ «Отдел по обеспечению жизнедеятельности поселка» для получения жилья как ликвидатор аварии на ЧАЭС в 1987 году с 13.11.2015.

ДД.ММ.ГГГГ К.В.Н. умер.

На основании постановления администрации Комаричского муниципального района Брянской области № от 17.07.2017 К.В.Н. снят с очереди на получение жилой площади в связи со смертью.

Допрошенная в судебном заседании свидетель К.В.А., работающая специалистом администрации Комаричского муниципального района Брянской области, занимающаяся сбором документов от граждан, которые подают заявления о предоставлении им жилья, пояснила о том, что первоначально таким граждан представляется перечень документов, которые им необходимо предоставить жилищной комиссии при администрации Комаричского муниципального района. После предоставления документов в полном объеме, гражданин подает заявление о постановке ее на учет, как нуждающегося в получении жилья. Жилищная комиссия анализирует представленные документы, выясняет, имеет ли право гражданин на получение жилья согласно условиям различных жилищных программ и выносит соответствующее решение. В отношении граждан, принимающих участие федеральной целевой программе и Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", по запросу департамента строительства Брянской области администрация района предоставляет сводный список граждан, нуждающихся в жилищных условиях, а затем учетные дела граждан. Истец дважды обращалась в администрацию с заявлением о восстановлении ее в очереди с даты постановки на учет ее покойного мужа, вместе с тем согласно протоколу жилищной комиссии ей разъяснено, что она имеет право встать в очередь как вдова ликвидатора аварии на ЧАЭС.

    03.12.2019 Кузьмичева Ю.В. подала заявление о восстановлении ее в очереди с даты подачи заявления на получение жилья ее покойным мужем, то есть 13.11.2015.

Администрация Комаричского муниципального района Брянской области отказала в восстановлении с очереди с 13.11.2015, в связи с тем, что заявителем не предоставлены документы и 18.01.2018 заявитель выбыла на постоянное место жительства в другое муниципальное образование.

03.05.2018 Кузьмичева Ю.В. получила удостоверение ликвидатора на ЧАЭС на имя К.В.Н. «посмертное» №.

Как следует из паспорта Кузьмичевой Ю.В. серия №, выданного УМВД России по Брянской области, она была зарегистрирована с 18.12.2018 по 10.12.2019 в <адрес>.

20.10.2020 Кузьмичева Ю.В. вновь подавала заявление в администрацию Комаричского района Брянской области о восстановлении на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с 13.11.2015.

Протоколом заседания жилищной комиссии МО «Комаричское городское поселение» №3 от 02.11.2020 Кузьмичевой Ю.В. было отказано в восстановлении в очереди на получение жилья с 13.11.2015 на основании п.3 ч.1 ст. 56 Жилищного Кодекса РФ и рекомендовано поставить с момента подачи заявления и документов, необходимых для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Постановлением администрации Комаричского муниципального района Брянской области № от 02.12.2020 Кузьмичева Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с момента подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ.

Правовой механизм обеспечения жильем таких граждан, как Кузьмичева Ю.В. закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, предусматривающими добровольное участие в подпрограмме на условиях, указанных в ней, и закрепляют возможность получения удостоверяемой сертификатом социальной выплаты гражданами, отвечающими требованиям, указанным в пункте 5 этих Правил, и изъявившими такое желание (пункты 2 и 6).

Основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина-участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.

Участниками подпрограммы являются граждане, имеющие право на получение социальной выплаты и принявшие решение участвовать в подпрограмме, предоставление социальной выплаты которым осуществляется федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует, что обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета указанной категории граждан осуществляется исключительно при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и при наличии их желания принять участие в подпрограмме, т.е носит заявительный характер.

Решением Верховного Суда РФ от 8 августа 2007 г., оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 23 октября 2007 г., признан недействующим и не подлежащим применению подпункт "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153, в той мере, в какой они исключают распространение порядка реализации права на обеспечение жилой площадью, установленного для участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, на семьи умерших инвалидов, имевших такое право, а также на семьи, в том числе на вдов (вдовцов), умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.

Таким образом, Законом N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, в том числе на получение жилья, распространяются на семьи, в том числе на вдов (вдовцов) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Вместе с тем указанное законодательство не предусматривает механизм восстановления в очереди вдовы ликвидатора последствий катастрофы на ЧАЭС в случае смерти супруга, не ставшей на учет на получение жилья.

Как отмечено выше, К.В.Н. был постановлен на учет для получения жилья как ликвидатор аварии на ЧАЭС в 1987 году с 13.11.2015. На основании постановления администрации Комаричского муниципального района Брянской области № от 17.07.2017 К.В.Н. снят с очереди на получение жилой площади в связи со смертью.

Постановлением администрации Комаричского муниципального района Брянской области № от 02.12.2020 Кузьмичева Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.11.2020 как вдова умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

При таких обстоятельствах, с момента подачи заявления, будучи зарегистрированной в пределах МО «Комаричское городское поселение», Кузьмичева Ю.В. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. Тем самым, истец приняла участие в подпрограмме, согласно ч.1               ст. 15 Закона N1244-1, в связи с чем её права не нарушены, а оснований для восстановления её в очереди с момента постановки на учет её покойного мужа отсутствуют, поскольку каждому из заявителей была предоставлена, предусмотренная законом своя мера социальной поддержки.

На основании изложенного, основания для удовлетворения требований Кузьмичевой Ю.В. о восстановлении в очереди на получение жилья с 13.11.2015 у суда отсутствуют.

    Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░                                               ░.░. ░░░░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 17.12.2020.

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23.12.2020.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-356/2020 ~ М-277/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кузьмичева Юлия Вячеславовна
Ответчики
Администрация Комаричского муниципального района Брянской области
Другие
Департамент строительства Брянской области
Суд
Комаричский районный суд Брянской области
Судья
Кадыкова Е.С.
Дело на сайте суда
komarichsky--brj.sudrf.ru
24.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.08.2020Передача материалов судье
28.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.09.2020Подготовка дела (собеседование)
30.09.2020Подготовка дела (собеседование)
30.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.10.2020Судебное заседание
16.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Судебное заседание
17.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2021Дело оформлено
01.09.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее