УИД: 91RS0№-73
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
13 апреля 2023 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - ФИО9
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению <адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым, о возложении обязанностей совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Республики Крым в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо: <адрес> Республики Крым, о возложении обязанностей совершить определенные действия.
Свои исковые требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> Республики Крым при осуществлении в соответствии с п.1 ст.21 ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, Установлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности администрации Земляничненского сельского поселения, создающие угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации Меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к вопросам местного значения отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования в соответствии со ст.10 Закона № 69-ФЗ является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям муниципального характера, организуют и осуществляют проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; разрабатывают и утверждают планы действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях муниципальных образований; устанавливают при ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера факты проживания граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в жилых помещениях, находящихся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушения условий их жизнедеятельности и утраты ими имущества в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона № 123-ФЗ территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения.
Из вышеизложенного следует, что обеспечение пожарной безопасности населенных пунктов Земляничненского сельского поселения является публично - правовой обязанностью администрации Земляничненского сельского поселения.
По результатам проведенных проверочных мероприятий прокуратурой района и ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> в деятельности администрации Земляничненского сельского поселения выявлены нарушения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые нашли свое отражение в предписании от ДД.ММ.ГГГГ № и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не устранены.
Так, администрацией Земляничненского сельского поселения в полной мере не реализованы полномочия по решению вопросов финансового обеспечения пожарной деятельности муниципального образования; не обеспечено оповещение населения оповещение населения о пожаре; территории населенных пунктов района (<адрес>) не обеспеченны истточниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (срок устранения нарушений ОНД по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> истек ДД.ММ.ГГГГ).
<адрес> проверки и выявленных вышеуказанных нарушений закона ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Земляничненского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений закона в сфере противопожарной безопасности, а именно обеспечения социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с гражданами; территории населенных пунктов – <адрес> источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, а также системами оповещения населения о пожаре на территориях населенных пунктов <адрес> Республики Крым.
В силу ст.9, 15, 42, 58 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Нарушения, допущенные администрацией Земляничненского сельского поселения <адрес>, в случае их не устранения, могут привести к распространению пожаров при их возникновении, и, соответственно, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчика представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, что является недопустимым.
В судебном заседании прокурор ФИО4 исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц поддержала, просила иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности – ФИО5 иск не признал, возражал против удовлетворения иска.
В судебное заседание представитель третьего лица – <адрес> Республики Крым не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в суд предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ч.3, ч.5 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Выслушав прокурора ФИО4, представителя ответчика Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности – ФИО5, их доводы, исследовав материалы дела в их совокупности, с учетом норм материального и процессуального права, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со статьёй 12 ГК РФ защита гражданских прав может осуществляться путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Судом установлено, что согласно копии Предписания № об установлении нарушений требований пожарной безопасности, следует, что во исполнение распоряжения начальника отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая проверка Администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым по адресу: <адрес>, начальником отделения надзорной деятельности по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес>, майором внутренней службы, ФИО6 совместно с Главой администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым – ФИО5 выявлены в ходе проверки нарушения: 1. Обеспечить первичные меры пожарной безопасности, а именно: - в полной мере реализовать полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов финансового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; - обеспечить оповещение населения о пожаре; 2. Территорию населенных пунктов (<адрес>) обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров (л.д.10).
Согласно копии Представления об устранении нарушений законодательства в сфере противопожарной безопасности № Прдр№/-20350005 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что <адрес> Республики Крым требует принять меры по устранению выявленных нарушений требований действующего законодательства, их причин и условий, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей (л.д.11-12).
Из объяснения главы администрации Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО5, направленного заместителю прокурора <адрес> Республики Крым советнику юстиции ФИО7 следует, что Администрация Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым рассмотрев Представление прокуратуры № Прдр№/-20350005 от ДД.ММ.ГГГГ сообщает: 1 По пожарному водоснабжению: Согласно п. 2 ст. 62 этого же Федерального закона в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы. В границах Земляничненского сельского поселения <адрес> расположено 8 прудов объемом 212, 58 тыс. куб. м., площадью зеркала 14,21 га, из них русловых – 1 шт., наливных водоемов «копаней» - 7 шт. Вышеуказанные водоемы находятся за пределами населенных пунктов и согласно плана мероприятия по пожарной безопасности могут использоваться для пожаротушения; 2. По вопросу оповещения: Оповещение населения, учреждений и организаций сельского поселения о непосредственной угрозе пожара или его возникновении, о принятии своевременных мер по защите от пожара осуществляется согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожарах на территории Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым»; По вопросу добровольной пожарной охране: обеспечено социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия граждан в борьбе с пожарами согласно Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ « О создании условия для организации добровольной пожарной охране на территории муниципального образования Земляничненское сельское поселение <адрес> Республики Крым» (л.д.13).
Согласно копии сообщения от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, направленное в <адрес> Республики Крым, следует, что в администрации <адрес> Республики Крым проходило рассмотрение проектов бюджетов муниципальных образований <адрес> Республики Крым на 2023 год. Согласно рассмотренных проектов, на пожарную безопасность муниципальных образований <адрес> Республики Крым планируется заложить 1915000,00 рублей (л.д.14).
Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, направленное <адрес> Республики Крым ФИО8, следует, что Администрация Земляничненского сельского поселения в ответ на требование от ДД.ММ.ГГГГ № Исорг№/-20350005 сообщает: - предписание Отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> выполнены; - обеспеченны первичные меры пожарной безопасности; - обеспечено информирование населения о пожаре (л.д.15).
Однако, из сообщения Отделения надзорной деятельности по <адрес> управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №, направленного <адрес> Республики Крым ФИО8, следует, что Земляничненским сельским поселением <адрес> Республики Крым: 1. Не произведен покос травы по всей территории общего пользования в границах населенных пунктов; 2. Вокруг территорий населенных пунктов (<адрес>) не выполнены минерализованные полосы шириной не менее 10 метров в целях исключения возможного перехода прирождённых пожаров на территории населённых пунктов; 3. Территории населенных пунктов (<адрес>), прилегающие к слечу не очищенные от сухой травянистой растительности, мусора и других горючих материалов на полосе не менее 10 метров от леса и не выполнена противопожарная минерализованная полоса шириной не менее 0,5 метра или иной противопожарный барьер; 4. Не обеспечены первичные меры пожарной безопасности; 5. На территории населенных пунктов (<адрес>) отсутствуют источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров; 6. На территории населенного пункта (<адрес>) источник наружного противопожарного водоснабжения (пожарный водоем объемом 80 кв.м.) не обеспечивает необходимого запаса воды для целей пожаротушения и находится в неисправном состоянии; 7. У водоема (<адрес>), являющимся источником противопожарного водоснабжения, отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием не менее 12 х 12 метров установки пожарных автомобилей и забора воды, в любое время года; 8. Руководителем не пройдено обучение по пожарной безопасности. Предписание направлено почтой ДД.ММ.ГГГГ, срок для устранения нарушений п. 1,2,3,8 до ДД.ММ.ГГГГ, п. 4,5,6,7 до ДД.ММ.ГГГГ. Нарушения, срок устранения которых до ДД.ММ.ГГГГ устранены в полном объеме. Нарушения, срок устранения которых до ДД.ММ.ГГГГ не устранены (л.д.61-62).
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что бездействием ответчика нарушены права неопределенного округа лиц, связанные с необеспечением всех мер пожарной безопасности, что подтверждается материалами дела, исследованными в судебном заседании.
Кроме того, непринятие всех мер пожарной безопасности со стороны ответчика представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, с учетом требований ст.67 ГПК РФ, суд считает исковое заявление <адрес> Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанностей совершить определенные действия, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
иск прокурора <адрес> Республики Крым – удовлетворить.
Обязать администрацию Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 7 (семи) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, предусмотреть в проекте бюджета на 2023 год и выделить денежные средства для обеспечения источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес>, а также установления звуковой системы оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории населенных пунктов <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым обеспечить источниками наружного противопожарного водоснабжения для тушения пожаров в <адрес> Республики Крым.
Обязать администрацию Земляничненского сельского поселения <адрес> Республики Крым установить звуковую систему оповещения населения о чрезвычайной ситуации (пожаре) на территории Земляничненского муниципального образования <адрес> Республики Крым.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: