Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-9959/2021 от 09.08.2021

Судья: Волков М.В. Гр. дело № 33-9959/2021

(Гр. дело 2-590/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2021 года г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Желтышевой А.И.,

судей – Марковой Н.В., Пинчук С.В.,

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.

при прокуроре Дёминой В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя министерства здравоохранения Самарской области Бенян А.С. на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 30 апреля 2021 года, которым постановлено:

«иск прокурора Красноглинского района г. Самары к ГБУЗ СО «Самарская городская больница ГБ № 7», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на ГБУЗ СО «СГБ № 7» обязанность устранить, министерство здравоохранения Самарской области организовать финансирование работ по охране здоровья граждан в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств, координацию деятельности ГБУЗ СО «СГБ №7» по организации материально-технического обеспечения в части мероприятий по устранению означенных в настоящем исковом заявлении нарушений законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по адресам:

- <адрес>: обеспечить лабораторию, физиотерапевтический, рентгенологический кабинет и процедурные кабинеты приточно - вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями пунктов 6.4, 6.32 СанПиН 2.1.3.2630-10, пунктов 3.28, 10.21 Приложения 6 СанПиН 2.6.1.1192-03; в дневном стационаре привести состояние поверхности стен, потолков, полов в гладкое, в доступное для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также требованиями п. 2.1, 2.7, 4.3.3, 4.5.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг»;

- <адрес>: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями с п. 3 ст. 52, ч. 2 ст. 54,ст.ст. 83, 84, 101 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1, 5.2 Свода Правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, утв. приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, п. 4.1 Свода Правил 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», утв. приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539;

- <адрес>: устранить на мебели в амбулаторно-поликлиническом отделении имеющиеся дефекты: привести состояние ее поверхности в гладкое и устойчивое к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также в соответствие с требованиями п. 4.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в суд с иском к ГБУЗ СО «Самарская городская больница ГБ № 7», министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указал, что в ходе прокурорской проверки установлено, что в нарушение требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУЗ СО «Самарская городская больница ГБ № 7» по адресу: <адрес>, физиотерапевтический, рентгенологический кабинет и процедурные кабинеты необеспеченны приточно - вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями пунктов 6.4, 6.32 СанПиН 2.1.3.2630-10, пунктов 3.28, 10.21 Приложения 6 СанПиН 2.6.1.1192-03; в дневном стационаре поверхности стен, потолков, полов в гладкое не приведены в состояние доступное для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также требованиями п. 2.1, 2.7, 4.3.3, 4.5.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».

По адресу: <адрес> оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями с п. 3 ст. 52, ч. 2 ст. 54, ст.ст. 83, 84, 101 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1, 5.2 Свода Правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, утв. приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, п. 4.1 Свода Правил 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», утв. приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539.

По адресу: <адрес> на мебели в амбулаторно-поликлиническом отделении имеются дефекты: не поверхности приведены в состояние гладкое и устойчивое к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10,а также в соответствие с требованиями п. 4.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».

В связи с чем, главному врачу прокурором внесено представление об устранении данных нарушений, которое осталось не исполненным.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил суд возложить на ГБУЗ СО «СГБ № 7» обязанность устранить, министерство здравоохранения Самарской области организовать финансирование работ по охране здоровья граждан в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств, координацию деятельности ГБУЗ СО «СГБ №7» по организации материально-технического обеспечения в части мероприятий по устранению означенных в настоящем исковом заявлении нарушений законодательства в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда по адресам:

- <адрес>: обеспечить лабораторию, физиотерапевтический, рентгенологический кабинет и процедурные кабинеты приточно - вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями пунктов 6.4, 6.32 СанПиН 2.1.3.2630-10, пунктов 3.28, 10.21 Приложения 6 СанПиН 2.6.1.1192-03; в дневном стационаре привести состояние поверхности стен, потолков, полов в гладкое, в доступное для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также требованиями п. 2.1, 2.7, 4.3.3, 4.5.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг»;

- <адрес>: оборудовать помещения автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями с п. 3 ст. 52, ч. 2 ст. 54,ст.ст. 83, 84, 101 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1, 5.2 Свода Правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, утв. приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, п. 4.1 Свода Правил 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», утв. приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539;

- <адрес>: устранить на мебели в амбулаторно-поликлиническом отделении имеющиеся дефекты: привести состояние ее поверхности в гладкое и устойчивое к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также в соответствие с требованиями п. 4.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда в части удовлетворения требований прокурора Красноглинского района г. Самары в отношении министерства здравоохранения Самарской области отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в отношении министерства здравоохранения Самарской области.

Представитель Министерства здравоохранения Самарской области (по доверенности) Берман И.Я., доводы апелляционной жалобы поддержала.

Прокурор Дёмина В.В., возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседании судебной коллегии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.

На основании ст. 327 и ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Суд апелляционной инстанции в силу ст. 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия, рассмотрев дело в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.

Согласно ч. 1ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на охрану здоровья обеспечивается реализацией качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В п. 2 ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" указано, что медицинская организация обязана организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством: выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно чч. 1 и 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

В соответствии с ч. 1 ст. 107 ГПК РФ судом сроки должны устанавливаться с учетом принципа разумности.

Судом установлено, что в ходе прокурорской проверки выявлено, что в нарушение требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в ГБУЗ СО «Самарская городская больница ГБ № 7» по адресу: <адрес> лаборатория, физиотерапевтический, рентгенологический кабинет и процедурные кабинеты не обеспечены приточно - вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями пунктов 6.4, 6.32 СанПиН 2.1.3.2630-10, пунктов 3.28, 10.21 Приложения 6 СанПиН 2.6.1.1192-03; в дневном стационаре поверхности стен, потолков, полов в гладкое не приведены в состояние доступное для влажной уборки и обработки моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10, а также требованиями п. 2.1, 2.7, 4.3.3, 4.5.3 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг».

По адресу: <адрес> помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в соответствии с требованиями с п. 3 ст. 52, ч. 2 ст. 54, ст. ст. 83, 84, 101 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п. 54 Правил противопожарного режима в РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, п. 5.1, 5.2 Свода Правил 484.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования, утв. приказом МЧС России от 31.07.2020 № 582, п. 4.1 Свода Правил 486.1311500.2020 «Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации», утв. приказом МЧС России от 20.07.2020 № 539.

По адресу: <адрес> на мебели в амбулаторно-поликлиническом отделении имеются дефекты: не поверхности приведены в состояние гладкое и устойчивое к воздействию моющих и дезинфицирующих средств в соответствии с требованиями пунктов 4.2, 4.3 СанПиН 2.1.3.2630-10,а также в соответствие с требованиями п. 4.7 СП 2.1.3678-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг», что подтверждается актами проверки, предписаниями об устранении выявленных нарушений, справками по результатам проверки, фотоматериалами.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, главному врачу прокурором внесены представления об устранении данных нарушений, которые остались не исполненными.

Доказательства устранения выявленных нарушений сторона ответчика суду не представила.

Установлено, что финансирование работ по охране здоровья граждан в ГБУЗ СО «Самарская городская больница ГБ № 7» осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение на основании соответствующих заявок учреждения, что следует из Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 290 и подтверждается заявками на выделение денежных средств, локальными сметами. Плановое финансирование расходов на приведение зданий и помещений ГБУЗ СО «Самарская городская больница ГБ № 7» в соответствии с требований законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства не освобождает учреждение от соблюдения названных требований, а министерство от финансирования соответствующих мероприятий в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда, поскольку судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.

Доводы о неверной оценке судом правового статуса министерства здравоохранения и социального развития Самарской области, как ответчика по данному делу, а также о том, что министерство, как главный распорядитель бюджетных средств, распределяет денежные средства исключительно в пределах доведенных до него лимитов, отклоняются судебной коллегией, поскольку они сводятся по существу к несогласию с выводами суда и иному толкованию норм материального права, оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

То обстоятельство, что в отношении министерства здравоохранения и социального развития Самарской области предписаний и представлений не выдавалось, правового значения не имеют, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 22.06.2012 № 290 «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Самарской области» в компетенцию министерства входит финансирование охраны здоровья граждан в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, осуществляет контроль за целевым и эффективным использованием выделенных средств, координирует деятельность подведомственных учреждений по организации материально-технического обеспечения.

Финансирование работ по охране здоровья граждан в ГБУЗ СО «СГБ №7» осуществляется министерством здравоохранения и социального развития Самарской области в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение на основании соответствующих заявок учреждения, что следует из Положения и подтверждается заявками на выделение денежных средств, локальными сметами.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что плановое финансирование расходов на приведение зданий и помещений ГБУЗ СО «СГБ № 7» в соответствии с требованиями законодательства о здравоохранении, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства не освобождает учреждение от соблюдения названных требований, а министерство от финансирования соответствующих мероприятий в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Таким образом, судом правомерно на ГБУЗ СО «СГБ № 7» возложена обязанность устранить, а на министерство здравоохранения Самарской области организовать финансирование работ по охране здоровья граждан в пределах утвержденных бюджетных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета на здравоохранение, осуществление контроля за целевым и эффективным использованием выделенных средств, координацию деятельности ГБУЗ СО «СГБ №7» по организации материально-технического обеспечения в части мероприятий по устранению означенных в настоящем исковом заявлении нарушений законодательства.

Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении санитарных правил являются несостоятельными.

Судом установлено, что по адресу: <адрес>: лаборатория, физиотерапевтический, рентгенологический кабинет и процедурные кабинеты не оборудованы приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями пунктов 6.4, 6.32 СанПиН 2.13,2630-10, пунктов 3.28, 10.21 Приложения 6 СанПиН 2.6.1.1192-03. Требования апелляционной жалобы в указанной части о необходимости применения п. 4.5.16 СП 2.1.3678-20 необоснованны, поскольку необходимость оборудования системой приточно-вытяжной вентиляции распространяется на рентгенкабинеты.

Доводы жалобы об отсутствии заявок учреждения о финансировании мероприятий по устранению указанных нарушений опровергаются имеющимися в материалах дела документами, кроме того, в данном случае данное обстоятельство не имеет правового значения

В силу статьи 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

При этом отсутствие доведенных до ГБУЗ СО «СГБ № 7» денежных средств и недостаточное финансирование не может являться основанием, освобождающим ответчиков об обязанности обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноглинского районного суда г. Самары от 30 апреля 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства здравоохранения Самарской области - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд в течение трех месяцев.

Председательствующий:

Судьи:

33-9959/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Красноглинского района г. Самара
Ответчики
Министерство здравоохранения Самарской области
ГБУЗ СО Самарская городская больница №7
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
09.08.2021[Гр.] Передача дела судье
02.09.2021[Гр.] Судебное заседание
13.09.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее