Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-886/2023 ~ М-511/2023 от 28.03.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Шадринский районный суд Курганской области в составе: председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю., при секретаре Поспеловой О.Ю.,

с участием прокурора Терентьева Д.А.,

представителя ответчиков Отдела культуры Администрации г.Шадринска, Администрации г.Шадринска Ананьиной Т.А., действующей на основании доверенностей от 10.04.2023 и от 03.03.2023,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Шадринске Курганской области

23 мая 2023 года

гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Центр русской народной культуры «Лад», Отделу культуры Администрации г.Шадринска, Администрации г.Шадринска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта культуры,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МБУ «Центр русской народной культуры «Лад», Отделу культуры Администрации г.Шадринска и Администрации г.Шадринска о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность объекта культуры. В обоснование иска с учетом уточнения указано, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что МБУ «Центр «Лад» осуществляет деятельность по ул.Свердлова, д. 104а в г.Шадринске, данному объекту присвоена 2 категория опасности. Однако до настоящего времени на объекте не проведены мероприятия по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ. По выявленным нарушениям межрайонной прокуратурой в адрес директора МБУ «Центр народной культуры «Лад» 30.05.2022 вносилось представление об устранении выявленных нарушений. 17.06.2022 МБУ «Центр народной культуры «Лад» на указанное представление в межрайонную прокуратуру представило ответ о том, что приняты меры к устранению нарушений, запрошено коммерческое предложение от ЧОО «Алекс» на представление услуг по физической охране объекта и направлено письмо на выделение в Отдел культуры Администрации г. Шадринска на выполнение указанных мероприятий. Вместе с тем, до настоящего времени указанные мероприятия по антитеррористической защищенности МБУ «Центр народной культуры «Лад» не выполнены. В соответствии с п. 2.1. Устава МБУ «Центр народной культуры «Лад» учредителем и собственником его имущества является муниципальное образование город Шадринск в лице Администрации города Шадринска. Согласно п.п. 2.5, 2.5.1 Устава отдельные полномочия Учредителя переданы Отделу культуры Администрации г. Шадринска, в том числе финансового обеспечения деятельности МБУ «Центр народной культуры «Лад». В нарушение вышеуказанных требований закона ввиду отсутствия соответствующего финансирования Отделом культуры Администрации г. Шадринск в МБУ «Центр народной культуры «Лад» не выполнены мероприятия по антитеррористической защищенности. Просил обязать МБУ «Центр народной культуры «Лад» обеспечить антитеррористическую защищенность объекта культуры, расположенного по адресу: ул. Свердлова, д. 104а в г. Шадринске, а именно: обеспечить охрану объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Обязать Отдел культуры Администрации города Шадринск, Администрацию города Шадринска профинансировать обозначенные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБУ «Центр народной культуры «Лад» в срок до 30.08.2023.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица привлечен Финансовый отдел Администрации г.Шадринска.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Терентьев Д.А. исковые требования с учетом уточнения поддержал.

Представитель ответчиков Ананьина Т.А. полагала, что Администрация г.Шадринска является ненадлежащим ответчиком по делу, так как именно Отдел культуры Администрации города Шадринска по отношению к подведомственным ему учреждениям культуры является главным распорядителем бюджетных средств. На территории муниципального образования действует программа «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020-2023 годы, утвержденная постановлением Администрации г.Шадринска от 13.12.2019 . Отдел культуры Администрации г.Шадринска является ответственным лицом за повышение уровня антитеррористической защищенности учреждений, подведомственных Отделу культуры. Против удовлетворения требований к ответчику Отделу культуры Администрации г.Шадринска не возражала, полагала, что срок для обеспечения финансирования мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБУ «Центр народной культуры «Лад», указанный в исковом заявлении, является разумным. В удовлетворении требований к Администрации г.Шадринска просила отказать.

Представитель ответчика МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом. Направил суду отзыв, в котором указал, что не возражает против обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории) частной охраной, охранной организацией или вневедомственной охраной. По вопросу специализированной охраны неоднократно обращались к учредителю в лице руководителя Отдела культуры Администрации г.Шадринска для осуществления финансирования. До настоящего времени денежные средства на обеспечение охраны объекта не выделены.

Представитель третьего лица Финансового отдела Администрации г.Шадринска в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия. В направленном отзыве указал, что Отдел культуры Администрации г.Шадринска является органом, несущим ответственность за выделение и направление денежных средств на цели, необходимые МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» для выполнения их непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания. Таким образом, на Отдел культуры Администрации г.Шадринска должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по устранению нарушений антитеррористической защищенности объекта - МБУ «Центр русской народной культуры «Лад».

Суд, заслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав письменные материалы дела, пришёл к выводу об удовлетворении иска.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к принципам противодействия терроризму в Российской Федерации относятся обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании пп. 4, 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - это деятельность юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма), выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом), по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Согласно п. «д» ст. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В силу пункта 21 Концепции к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма наряду с политическими, социально-экономическими, правовыми, информационными, культурно-образовательными относятся организационно-технические меры, предполагающие разработку и реализацию целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму.

Согласно пунктам 40, 42 Концепции финансовое обеспечение противодействия терроризму осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств хозяйствующих субъектов расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Закона Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработка указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 11 февраля 2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

Согласно пункту 1 Требований, настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

В соответствии с пунктом 3 Требований, ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

Пунктом 36 Требований, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 года № 176 предусмотрено, что контроль на ведомственном уровне осуществляется должностными лицами, уполномоченными руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в ведении которых находятся объекты (территории).

Пунктами 20 - 25 (1) Требований определены мероприятия по обеспечению антитеррористической деятельности.

Пунктом 26 Требований установлено, что дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 - 25 (2) настоящих требований, охрана объектов (территорий) второй категории опасности обеспечивается сотрудниками (работниками) частных охранных организаций (подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации), в том числе посредством реагирования на сообщения, поступающие с технических средств охраны, установленных на таких объектах (территориях).

Как следует из положений п.3,5 ч.1 ст. 9 Федерального закона № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Аналогичные положения закреплены в п. 13 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В силу ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 «О противодействии терроризму» к основным принципам противодействия терроризму в РФ в том числе относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности приоритет мер предупреждения терроризма конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников.

Как следует из материалов дела, Муниципальное бюджетное учреждение «Центр русской народной культуры «Лад» является некоммерческой организацией -учреждением культуры, созданной с целью оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации местного самоуправления в сфере культуры. Основное предназначение учреждения -осуществление научно-исследовательской, информационной, досуговой, культурно-просветительной, музейной и образовательной деятельности (п. 1.1., 1.2 Устава л.д. 26 об).

МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» осуществляет деятельность по адресу: г.Шадринск, ул. Свердлова, д. 104-А (п. 1.4 Устава, выписка из ЕГРЮЛ л.д. ...).

Указанное здание на основании Постановления КУМИ Администрации г.Шадринска от 31.12.2004 и Распоряжения Администрации г.Шадринска от 23.12.2009 передано МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» на праве оперативного управления (л.д. ...).

Учредителем МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» и собственником его имущества в соответствии с п.2.1 Устава является муниципальное образование -город Шадринск в лице Администрации г.Шадринска. В своей деятельности Учреждение подведомственно и подконтрольно Отделу культуры Администрации г.Шадринска (п. 2.4 Устава).

Отделу культуры Администрации г.Шадринска переданы полномочия учредителя в части осуществления финансового обеспечения выполнения муниципального задания (п. 2.5.1 Устава).

По результатам проведенной проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму 27.05.2022 МБУ «Центр народной культуры «Лад» заместителем Шадринского межрайонного прокурора было вынесено представление, поскольку в учреждении, в том числе, не проведены мероприятия по обеспечению охраны объекта сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ (л.д. ...).

Данные мероприятия не произведены до настоящего времени, что было установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось сторонами.

Суд приходит к выводу о том, что принятие мер безопасности является необходимым условием реализации конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность. Отсутствие необходимых мер создает угрозу безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, а также работников в период их нахождения в учреждении.

При таких обстоятельствах исковые требования по обеспечению антитеррористической защищенности МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая вопрос о возложении на ответчиков обязанности по финансированию обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта суд отмечает следующее.

В силу п. п. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ч.ч. 1, 2 ст. 53 настоящего федерального закона).

Учредителем МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» и собственником его имущества в соответствии с п.2.1 Устава является муниципальное образование -город Шадринск в лице Администрации г.Шадринска. В своей деятельности Учреждение подведомственно и подконтрольно Отделу культуры Администрации г.Шадринска (п. 2.4 Устава).

Отделу культуры Администрации г.Шадринска переданы полномочия учредителя в части осуществления финансового обеспечения выполнения муниципального задания (п. 2.5.1 Устава).

В соответствии с Положением об Отделе культуры Администрации города Шадринска, утвержденным решением Шадринской городской Думы от 20.09.2018 № 354, Отдел является органом Администрации города Шадринска, созданным в целях решения предусмотренных настоящим Положением вопросов местного значения в области культуры, межведомственной координации по вопросам культуры в МО г.Шадринск. Отдел культуры реализует программы развития культуры, сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей, обеспечивает проведение единой политики в развитии и пропаганды культуры.

Пунктом 14 Положения установлено, что Отделу культуры Администрации г.Шадринска подведомственно МБУ «Центр русской народной культуры «Лад». Все подведомственные учреждения финансируются через централизованную бухгалтерию Отдела культуры и отчитываются перед Отделом культуры.

Также Отдел культуры осуществляет полномочия получателя средств бюджета г.Шадринска и главного распорядителя бюджетных средств в отношении подведомственного казённого учреждения в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, утверждает порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы для подведомственных учреждений. Отдел является уполномоченным органом по расходованию средств бюджета на исполнение полномочий в сфере культуры, образования (раздел 3 Положения).

Постановлением Администрации г.Шадринска от 13.12.2019 утверждена муниципальная программа «Профилактика терроризма, а также минимизация и (или) ликвидация последствий его проявлений в городе Шадринске» на 2020-2023 годы. Ответственным исполнителем за повышение уровня антитеррористической защищенности учреждений, подведомственных отделу образования Администрации г.Шадринска, является Отдел образования, которому из бюджета города Шадринска предусмотрено выделение денежных средств на выполнение задач данной программы.

Из приложения к программе усматривается, что на цели недопущения террористических акций на территории учреждений, подведомственных Отделу культуры в 2020-2023 годах предусмотрено выделение Отделу культуры денежных средств в общем размере 5393400 руб. (л.д. ...).

Учитывая, что МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» является бюджетным учреждением, сведений о наличии самостоятельных денежных средств на выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности его объектов не представлено, суд приходит к выводу, что на Отдел культуры Администрации города Шадринска должна быть возложена обязанность по финансированию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, и об отказе в иске в этой части требований, заявленных к Администрации г.Шадринска.

Поскольку выполнение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» требует значительных финансовых и временных затрат, суд на основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ находит возможным установить ответчику Отделу культуры Администрации г.Шадринска для исполнения настоящего решения срок до 30.08.2023, который, по мнению суда, является разумным и достаточным для исполнения.

При этом ответчик не лишен права при наличии обстоятельств, препятствующих исполнению решения в определенный срок, на обращение в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шадринского межрайонного удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Центр русской народной культуры «Лад» (ИНН 4502010553, ОГРН 1024501209149) обеспечить антитеррористическую защищенность объекта культуры, расположенного по адресу: Курганская область, г.Шадринск, ул. Свердлова, д. 104а, а именно обеспечить охрану объекта культуры сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Обязать Отдел культуры Администрации города Шадринска Курганской области (ИНН 4502002256, ОГРН 1024501206586) обеспечить финансирование обозначенных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности МБУ «Центр русской народной культуры «Лад» в срок до 30.08.2023.

В удовлетворении исковых требований к ответчику Администрации г.Шадринска Курганской области отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 30 мая 2023 года.

Судья Н Ю Журавлева

2-886/2023 ~ М-511/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шадринский межрайонный прокурор
Ответчики
Отдел Культуры Администрации г.Шадринска
МБОУ "Центр русской народной культуры "Лад"
Администрация г.Шадринска
Другие
Финансовый отдел Администрации грода Шадринска Курганской области
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Журавлева Н.Ю.
Дело на сайте суда
shadrinsky--krg.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.03.2023Передача материалов судье
03.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2023Подготовка дела (собеседование)
17.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее