ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ |
<адрес>, КБР |
Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующей судьи Шапуленко Л.В.,
при секретаре судебного заседания Т.А.А.,
с участием:
представителя истца Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики З.И.А.,
представителя третьего лица Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике Н.Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики к Л.А.Г. о взыскании необоснованно выплаченных бюджетных средств,
У С Т А Н О В И Л:
Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики обратилось в Прохладненский районный суд Кабардино-Балкарской республики с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит:
взыскать с Л.А.Г. необоснованно выплаченные бюджетные средства в размере 68578,11 руб. в пользу Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики.
В обоснование исковых требований указано, что в соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, право на региональную доплату имеет гражданин, у которого общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на территории КБР законом КБР об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в КБР на соответствующий год.
Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2022 год» величина прожиточного минимума пенсионера в КБР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 11644 руб. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ -12808 руб. (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП)
Л.А.Г. является получателем страховой пенсии по старости через Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по КБР, а также получателем пенсии в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения РФ и их семей».
Общее материальное обеспечение Л.А.Г. превышало величину прожиточного минимума пенсионера, установленного на 2022 года и ему неправомерно были выплачены денежные средства с января по октябрь 2022 года на сумму 68578,11 руб., в том числе: январь-февраль - 12805,63 руб.; март - 6244,06 руб.; апрель – 6244,06 руб.; май - 6244,06 руб.; июнь - 6244,06 руб.; июль - 8572,06 руб.; август - 7408,06 руб.; сентябрь – 7408,06 руб.; октябрь – 7408, 06 руб.
Факт переплаты подтверждается реестрами о зачислении денежных средств за январь-октябрь 2022 года.
В адрес Л.А.Г. направлялось досудебное уведомление о необходимости возврата денежных средств в размере 68578,11 руб., которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
В связи с вышеизложенным, истец обратился в суд с указанным иском.
Представитель истца – Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики З.И.А. в судебном заседании поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель третьего лица Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республики Н.Е.С. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Ответчик Л.А.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явился, судебная корреспонденция, направленная по месту регистрации, возвращена в суд в связи с истечением срока хранения.
В соответствии с ч.1 ст.165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Как разъяснено в п.68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» статья 165/1 подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть данное дело в отсутствие ответчика Л.А.Г.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, право на региональную доплату имеет гражданин, у которого общая сумма материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на территории КБР законом КБР об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в КБР на соответствующий год.
Постановлением Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП) «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2022 год» величина прожиточного минимума пенсионера в КБР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 11644 руб. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 12808 руб. (в редакции постановления Правительства КБР от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП)
В соответствии с пунктом 4 указанного выше Порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии региональная доплата устанавливается с первого месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящего Порядка, но не ранее чем со дня возникновения права на указную доплату, на срок, на который гражданину установлена пенсия в соответствии с действующим законодательством. Гражданам, являющимся получателями федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, региональная доплата устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке.
Таким образом, в соответствии с постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении порядка назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии» для назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии необходимо обратиться с соответствующим заявлением либо данная доплата назначается гражданам, являющимся получателями федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что Л.А.Г. не обращался с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами, указанными в пункте 6 настоящего постановления, о назначении региональной доплаты к пенсии в центр труда, занятости и социальной защиты соответствующего городского округа либо в какое-либо иное учреждение.
Данный факт не опровергается материалами дела.
Из материалов дела истцом не представлено доказательств того, что ответчик являлся получателем страховой пенсии по старости и получателем федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ через Отделение Пенсионного фонда РФ по КБР, на который ссылается истец в исковом заявлении, приложен к иску лишь реестр о зачислении денежных средств.
В данном случае юридически значимыми обстоятельствами, которые подлежит доказывать, для установления правомерности назначения и выплаты региональной социальной доплаты к пенсии являются соблюдение одного из двух условий: обращение получателя с заявлением либо установление факта того, что гражданин являлся получателем федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, которые центром труда, занятости и социальной защиты, а также Министерством труда и социальной защиты КБР соблюдены не были.
Также истцом не представлено подтверждающих документов того, что при назначении и выплате социальной доплаты к пенсии был установлен факт того, что Л.А.Г. получает пенсию в размере менее величины прожиточного минимума пенсионера на 2022 год, то есть менее 12808 руб.
Также, истцом не представлено сведений подтверждающих то, что по настоящее время ответчик является пенсионером МВД России и находится на учете в отделе пенсионного обслуживания ЦФО МВД по КБР с пенсией в размере более величины прожиточного минимума пенсионера, установленного на 2022 год.
По сути, стороной истца в качестве доказательств в подтверждении своих требований представлены лишь реестры о зачислении денежных средств за январь - октябрь 2022 года в сумме 68578,11 руб. (л.д.11-19)
Статьей25Федерального Закона «Отрудовыхпенсиях в Российской Федерации» предусмотрена ответственность за достоверность сведений необходимых для установленияивыплатытрудовойпенсии.
Указано, что физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установленияивыплатытрудовойпенсии, а работодатели, кроме того- за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных пунктом 4 статьи 23 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасходсредствнавыплатутрудовыхпенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 2).
По аналогии с данными нормами права следует, что под достоверностью сведений, содержащихся в документах, представляемых указанными лицами для установления и выплаты пенсии, как правило, понимается точное и правильное отражение требуемой информации на основании первичных документов, имеющихся в распоряжении физических и юридических лиц. Достоверность документов, представленных в пенсионные органы, оценивается при приеме этими органами документов и подготовке их к вынесению соответствующего решения.
Пенсионный фонд Российской Федерации является правоприменительным органом и в числе его правомочий является оценка представленных заявителем документов. Методикой оценки достоверности представленных документов в полной мере владеют специалисты этого органа.
Поскольку сведения, поступают не только отпенсионера, но и от компетентных органов, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, на основе поступившей информации вправе по своей инициативе выполнить действия, предусмотренные названными выше статьями.
В силу статьи1102Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей1109Гражданского кодекса РФ.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе заработная пата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, представленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 ГКРФ не считаются неосновательными обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и.т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Рассматриваемые во взаимосвязи с данной нормой, закрепляющей презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений, положения главы 60 ГК РФ не предполагают возложения на пенсионеров бремени негативных последствий, связанных с допущенными при начислении и выплате региональной социальной доплаты к пенсии нарушениями, в виде взыскания сумм выплаты в качестве неосновательного обогащения.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «По делу о проверке конституционности подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с жалобой гражданина Н.В.А.» выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл подпункта 3 ст. 1109 ГК РФ является общеобязательными, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
Согласно положения ст. 395 ГК РФ, устанавливающие ответственность за неисполнение денежного обязательства не подлежат применению к отношениям по представлению мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Судом установлено, что истцом не представлено доказательств передачи из ГУ ОПФР по КБР сведений на Л.А.Г. как получателя федеральной социальной доплаты к пенсии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, доказательств обращения с заявлением о назначении доплаты, а также доказательств того, что ими направлялись запросы с Министерства внутренних дел КБР о том, является ли Л.А.Г. получателем пенсии МВД.
Вместе с тем, истец ссылаясь на необоснованность выплаченных бюджетных средств Л.А.Г. не доказал недобросовестность гражданина, получившего данную социальную доплату к пенсии, соответствующие тому, доказательства не представил. Бремя доказывания лежит на истце обратившимся в суд.
Часть 2 статьи56 ГПК РФобязывает суд определить, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, и предписывает суду выносить такие обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 3 ст.123 КонституцииРоссийской Федерации, ч. 1 ст. ст.12и56 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, в связи с тем, что недобросовестность гражданина, получившего данную социальную доплату к пенсии истцом не доказана, а также учитывая факт того, что истец не был лишен возможности предоставить суду доказательства подтверждающие факт, что ответчик является получателем пенсии МВД, в каком размере пенсия и превышает ли ее размер величину прожиточного минимума пенсионера установленную на 2022 год, суд считает исковые требования Министерства труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░.░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 68578,11 ░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
<░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░