Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-10/2022 от 05.04.2022

Дело № 11-10/2022

УИД 54MS0120-01-2021-004244-84

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

2 июня 2022 г.              г. Татарск

Татарский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего Колосовой Л.В.,

при секретаре Гулько Л. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционную жалобу Закировой Людмилы Максимовны на решение мирового судьи 1-го судебного участка Татарского судебного района Новосибирской области от 18.01.2022 года по гражданскому делу по иску Закировой Людмилы Максимовны к ООО «Управляющая компания - Лидер», МУП «Водоканал» г. Татарска Новосибирской области о возмещении убытков,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Управляющая компания - Лидер» о возмещении убытков, указывая, что она является собственником <адрес>. Между ООО «УК-Лидер» заключен агентский договор на оказание услуг по начислению и приему платежей от населений за холодное водоснабжение и водоотведение от 10.01.2014 года, а также дополнительное соглашение к агентскому договору 11.01.2014 года, согласно которым МУП «Водоканал» г. Татарска осуществляет начисления данной услуги. В нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ с октября 2019 года по февраль 2021 года ООО «УК-Лидер» производило начисление размера платы, не утвердив тариф за данную услугу решением общего собрания собственником, кроме этого начисление за услугу «Вывоз ЖБО» производилось на кубический метр, не квадратный метр, что противоречит законодательству.

В связи с возникшей задолженностью по оплате услуги по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО), осуществляемых МУП «Водоканал» на 01.05.2020 г. составившей 7 685 рублей и образованной в период с 01.02.2020 г. по 01.05.2020 г. в результате перерасчета от 13.01.2020 г. и невнесением платы за услугу «Вывоз ЖБО» в течение указанного периода истцу с 01.05.2020 г. ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Татарского района» приостановлена выплата субсидии, а с 17.06.2020 г. прекращена. Субсидирование восстановлено с 01.07.2021 года по 31.12.2021 года. Таким образом, в результате допущенных ответчиком нарушений при начислении платы на услугу, истица была лишена права получить субсидию с 01.05.2020 г. по 31.12.2020г. в сумме 3279,84 рублей, с 01.01.2021 г. по 0107.2021 г. в сумме 2459,88 рублей. Истица просит взыскать с ответчика ООО «УК-Лидер» убытки в сумме невыплаченной субсидии 5 739 рублей 84 копейки, а также госпошлину в размере 400 рублей.

22.12.2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Водоканал» г. Татарска.

18.01.2022 г. мировым судьёй 1 судебного участка Татарского района Новосибирской области по делу принято решение, которым в удовлетворении исковых требований Закировой Л.М. было отказано.

Не согласившись с указанным решением суда, Закирова Л.М. обратилась с апелляционной жалобой на указанное решение, в которой просит решение мирового судьи отменить, принять по делу новое решение, удовлетворив её исковые требования по следующим основаниям: ответчиками незаконно и необоснованно начислялась плата за услугу «вывоз ЖБО» и в последующем они сообщили о наличии у нее задолженности, она не получила субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В мировой суд ею предоставлены прямые доказательства совершения ответчиком противоправных и виновных действий, состоящих в прямой причинно-следственной связи с приостановлением выплаты истице субсидии. Об этом свидетельствуют многочисленные проверки, проведенные прокуратурой Новосибирской области и ГЖИ Новосибирской области. Мировому суду были предоставлены доказательства, что именно в нарушение ч. 7 ст. 156 ЖК РФ с октября 2019 года по февраль 2021 года ООО «УК-Лидер» производило начисление размера платы, не утвердив тариф за данную услугу решением общего собрания собственником, кроме этого, начисление за услугу «Вывоз ЖБО» производилось на кубический метр, а не квадратный метр, что противоречит законодательству, т.к. согласно общероссийскому классификатору услуг населению, утв. Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163, вывоз твердых и жидких бытовых отходов входит в группу жилищных услуг, и, соответственно, являясь жилищной услугой, устанавливается на 1 кв.м. общей площади помещения исключительно для многоквартирных домов, образовались в результате допущенных ответчиками.

Действительно, в соответствии с нормами жилищного законодательства наниматели и собственники жилого помещения должны полно и своевременно оплачивать коммунальные услуги не позднее 10 числа, следующего числа. Но в данном случае неоплата истцом услуги носила уважительный характер, и неполучение субсидии явилось следствием нарушения ответчиками её прав, в результате чего ей причинены реальные убытки.

Истец Закирова Л.М. в судебное заседание не явилась.

Представитель ответчика ООО «УК Лидер» Карчевная Н.В. доводы апелляционной жалобы не признала, суду пояснила, что Закирова Л. М. с 2020 года оплачивает коммунальные платежи по собственному усмотрению, так как не согласна со способом их начисления. Действительно, услуга, которую оказывает Водоканал не является услугой по вывозу жидких бытовых отходов. Она является коммунальной услугой. Но тарифы по оплате коммунальной услуги до настоящего времени не определены. Решение Татарского районного суда Новосибирской области от 23.11.2021 г. по иску Закировой Л.М. к МУП «Водоканал», Муниципальному образованию города Татарска Новосибирской области в лице администрации города Татарска Новосибирской области, которым услуга, оказываемая ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 53 по ул. Полевой г. Татарска Новосибирской области признана коммунальной услугой по «водоотведению сточных вод», было отменено Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22.03.2022 г. в части обязывания МУП «Водоканал» до утверждения тарифа по коммунальной услуге «водоотведение сточных вод» обязать производить начисление за коммунальную услугу «водоотведение сточных вод» согласно тарифу «водоотведение», утвержденному для МУП «Водоканал» Департаментом по тарифам НСО и произвести перерасчет с 23.11.2018 г.. Поскольку в правовом порядке указанный вопрос о тарифах и перерасчете до настоящего времени не решен, Закирова Л. М. не имела возможности в одностороннем порядке отказаться от обязательств по содержанию жилья. В результате образовалась задолженность. Требования к УК Лидер Закировой Л. М. заявлены необоснованно, поскольку ООО УК Лидер прав Закировой Л. М. не нарушало.

Представитель МУП «Водоканал» в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства.

Судом в ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Обязанность возмещения вреда законом может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

По смыслу статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это имеющее целевое назначение полное или частичное возмещение расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг из бюджета соответствующего уровня.

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (часть 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей (часть 3 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг перечисляются гражданам до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 5 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с предписанием части 7 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Пунктом 6 Правил (в редакции на 2020 г.) предусмотрено, что субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.

Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20-31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно–коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (пункт 20 Правил).

Размер субсидии определяется уполномоченным органом по соответствующим формулам, указанным в пунктах 23, 24 и 25 Правил, в зависимости от среднедушевого дохода семьи по отношению к прожиточному минимуму, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действие (бездействие) уполномоченного органа при принятии решения о предоставлении субсидии, а также его решение об отказе в предоставлении субсидии либо неправильное определение ее размера могут быть обжалованы в суд (пункт 43 Правил).

В пунктах 56 и 60 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2005 N 761, названы условия, при которых предоставление гражданину субсидии может быть приостановлено или прекращено.

    В силу подпунктов "а" и "б" пункта 56 Правил предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев; невыполнения получателем субсидии условий соглашения по погашению задолженности, предусмотренного пунктом 6 Правил.

Как предусмотрено пунктом 57 Правил, уполномоченные органы приостанавливают предоставление субсидий для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, но не более чем на один месяц.

Пунктом 58 Правил установлено, что при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.

Согласно решению о приостановления предоставления государственной услуги от 01.05.2020 г. ГКУ НСО ЦСПН Татарского района, Закировой Л.М. приостановлено предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.05.2020 г. в связи с задолженностью по оплате ЖКУ.

Согласно информации ГКУ НСО ЦСПН Татарского района от 27.05.2022 г., выплата субсидии Закировой Л.М. приостановлена по данным МУП «Водоканал» за апрель 2020 г. о наличии задолженности за услугу: вывоз жидких бытовых отходов.

Согласно договору от 18.11.2018 г., управление многоквартирным домом по ул. Полевой, 53а в г. Татарске Новосибирской области осуществляется ООО «Управляющая компания – Лидер».

Из агентского договора № 1 на оказание услуг по начислению и приему платежей от населения за холодное водоснабжение и водоотведение от 10.01.2014г. установлено, что МУП Водоканал г. Татарска обязуется совершать от имени и за счет ООО УК Лидер все фактические и юридические действия, связанные с начислением за холодное водоснабжение, водоотведение и вывоз ЖБО.

В порядке п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (часть 5 статьи 159 ЖК РФ).

Вместе с тем само по себе наличие задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки.

В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.

При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.

Согласно ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

На основании ч. 2 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

    В соответствие с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

В соответствии с п. 66, 67 постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

Согласно лицевому счета Закировой Л.М., с 01.01.2020 г. по 21.04.2021 г. оплата коммунальной услуги «Вывоз ЖБО» ею не осуществлялась, осуществлялась оплата, исходя из сумм за холодное водоснабжение.

Решением Татарского районного суда Новосибирской области от 23.11.2021 г. по иску Закировой Л.М. к МУП «Водоканал», Муниципальному образованию города Татарска Новосибирской области в лице администрации города Татарска Новосибирской области услуга, оказываемая ресурсоснабжающей организацией МУП «Водоканал» собственникам жилого дома № 53 по ул. Полевой г. Татарска Новосибирской области признана коммунальной услугой по «водоотведению сточных вод».

Определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 22.03.2022 г. решение Татарского районного суда в части обязывания МУП «Водоканал» до утверждения тарифа по коммунальной услуге «водоотведение сточных вод» обязать производить начисление за коммунальную услугу «водоотведение сточных вод» согласно тарифу «водоотведение», утвержденному для МУП «Водоканал» Департаментом по тарифам НСО и произвести перерасчет с 23.11.2018 г. отменено и в удовлетворении данной части исковых требований собственнику жилого помещения многоквартирного дома по ул. Полевой, 53 г. Татарска отказано.

Таким образом, истица была не согласна с произведенными ей начислениями, и производила оплату ЖКУ не в полном объеме с 2020 года, то есть до рассмотрения заявленного спора судом, у нее образовалась задолженность, в связи с чем выплата субсидии была прекращена. Истица не была лишена возможности, несмотря на наличие спора относительно обоснованности выставления ответчиком счетов к оплате, производить ее оплату, при этом не теряя права на получение субсидии, а впоследствии, с целью разрешения возникшего спора, обратиться в суд с требованиями, в том числе, о взыскании денежных средств, оплаченных на основании необоснованно выставленных платежных документов.

В порядке п. 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 22 само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении. Решению уполномоченного органа по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Между тем, истицей решение ГКУ НСО ЦСПН Татарского района о приостановлении предоставления субсидии не оспорено.

Поскольку наличие задолженности по оплате коммунальных услуг однозначно не влечет приостановления, прекращения выплаты субсидии, предоставление данных сведений не находится в прямой причинно-следственной связи с отказом в предоставлении данной меры социальной поддержки. Доказательств прекращения выплаты субсидии в связи с неправильным расчетом задолженности по оплате коммунальных услуг ответчиками суду предоставлено не было.

Согласно п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Субсидии же предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил 761).

Таким образом, субсидии не относятся к неполученным доходам (упущенной выгоде), перечисленным в п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, а являются адресной мерой социальной поддержки, оказываемой гражданам, перечисленным в ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Субсидии не являются результатом какой-либо экономической деятельности истца, а компенсация части затрат не может приравниваться к получению дохода; как следствие, финансовые последствия, связанные с неполучением субсидий, не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что решение мирового судьи постановлено с соблюдением требований норм процессуального и материального права, не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а доводы апелляционной жалобы не опровергают вышеизложенных выводов суда, направлены на иную оценку доказательств, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, и не влияют на правильность принятого судом решения и не могут служить основаниями, предусмотренными ст. 330 ГПК РФ к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

Решение мирового судьи 1 судебного участка Татарского района Новосибирской области от 18.01.2022 г. по гражданскому делу по иску Закировой Людмилы Максимовны к ООО «Управляющая компания - Лидер», МУП «Водоканал» г. Татарска Новосибирской области о возмещении убытков оставить без изменения, апелляционную жалобу Закировой Людмилы Максимовны оставить без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Определение изготовлено 13.06.2022 года.

Судья Л.В. Колосова

11-10/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Закирова Людмила Максимовна
Ответчики
ООО "Управляющая компания - Лидер"
МУП "Водоканал"
Суд
Татарский районный суд Новосибирской области
Судья
Колосова Людмила Валерьевна
Дело на сайте суда
tatarsky--nsk.sudrf.ru
05.04.2022Регистрация поступившей жалобы (представления)
05.04.2022Передача материалов дела судье
11.04.2022Вынесено определение о назначении судебного заседания
24.05.2022Судебное заседание
02.06.2022Судебное заседание
13.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее