УИД 66RS0049-01-2023-000205-05
Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2023 года
Дело № 2-612/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Реж 08 августа 2023 года
Режевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего Лихачевой А.С.,
при секретаре Сычёвой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-612/2023 по иску Администрации Режевского городского округа к Домрачевой Ю. А. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
представитель Администрации Режевского городского округа обратился с исковым заявлением к Домрачевой Ю.А. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указано, что ответчиком был оформлен пакет документов на предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес>. Ответчиком были представлены недостоверные сведения о своих доходах и доходах мужа Домрачева А.М. После произведенного перерасчета, выявлена сумма в размере 155 864 руб. 08 коп., как неосновательное обогащение, из которых 4 275 руб. 77 коп. были удержаны. Направленные требования о возврате данной суммы, оставлены без удовлетворения.
Истец просит взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 151 588 руб. 31 коп.
Заочным решением Режевского городского суда Свердловской области от 30 марта 2023 года исковые требования Администрации Режевского городского округа к Домрачевой Ю.А. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворено.
Определением Режевского городского суда Свердловской области от 28 июля 2023 года заочное решение Режевского городского суда Свердловской области от 30 марта 2023 года отменено, возобновлено рассмотрение дела по существу.
Протокольным определением Режевского городского суда Свердловской области от 08 августа 2023 года к производству суда приняты уменьшенные исковые требования, в соответствии с которыми истец просит взыскать с ответчика необоснованно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 136 228 руб. 08 коп.
Представители истца Федоровских Е.В., Красненкова А.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании уменьшенные исковые требования поддержали в полном объеме.
Ответчик Домрачева Ю.А. в судебном заседании исковые требования признала в части требований в размере 117 052 руб. Дополнительно пояснила, что не оспаривает предоставление ею недостоверных сведений о своих доходах и доходах мужа.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу положений нормы ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму (ч. 1 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 7 ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - Правила).
Перечень документов для получения субсидии, которые представляются гражданами в уполномоченный орган по месту жительства, приведен в пункте 8 Правил. Среди них документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии.
Порядок определения размера субсидии установлен пунктами 20 - 31 раздела IV Правил. Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и из регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (далее - региональные стандарты) (пункт 20 Правил).
В соответствии с п. 11 Правил уполномоченные органы вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.
В силу п. 14 Правил заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
Предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии или определения (изменения) ее размера (п. 60 Правил).
В п. 61 Правил указано, что при наличии условий, указанных в подпункте "в" пункта 60, возврат в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем добровольно, в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из вышеприведенных норм следует, что возврату в бюджет подлежит неосновательно полученная сумма, то есть разница между суммой субсидии, подлежащей начислению в случае предоставления полных сведений о размере совокупного дохода и суммой, фактически начисленной и выплаченной.
Из материалов дела следует, что в периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Домрачева Ю.А. являлась получателем субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: <адрес> (л.д. №
На основании постановления Администрации Режевского городского округа от 03 мая 2018 года №785 «Об утверждении Положения об организации работы по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на территории Режевского городского округа» Администрация Режевского городского округа определена уполномоченным органом, осуществляющим переданное государственной полномочие Свердловской области по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. №
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации №761 от 14 декабря 2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. При исчислении совокупного дохода семьи получателя субсидии независимо от раздельного или совместного проживания учитываются доходы граждан, являющихся по отношению к получателю субсидии членами его семьи: супругом (супругой) (п.п.32,33 постановления).
Судом установлено, что для подтверждения своего дохода и дохода супруга Домрачевой Ю.А. истцу были предоставлены справки от ООО «Ника» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие трудоустройство ответчика и ее супруга и получение ими заработной платы в спорный период (л.д. №
Вместе с тем, согласно сведений МРИФНС России №23 по Свердловской области от 17 марта 2023 года от налоговых агентов сведения о доходах за 2020, 2021 годы в отношении Домрачевой Ю.А., Домрачева А.М. в информационные ресурсы налоговых органов не поступали (л.д. № При этом размер дохода Домрачевой Ю.А. и Домрачева А.М. за 2022 года по сведениям налоговой службы отличается от дохода, указанного в представленных ответчиком справках (л.д. №
Кроме того, в соответствии с информацией Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в региональной базе данных системы персонифицированного учета на Домрачеву Ю.А. имеются сведения, составляющие пенсионные права, предоставленные страхователем ООО «Ника» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Из налоговых органов в органы ПФР по страхователю ООО «Ника» в отношении Домрачевой Ю.А. за все отчетные периоды 2020, 2021, 1 квартал 2022 года поступила «нулевая» отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам (л.д. №
Согласно выписки из ЕГРЮЛ Домрачева Ю.А. является единственным учредителем и директором ООО «Ника» (л.д. №
Представленные истцу справки о начисленной Домрачевой Ю.А. и ее супругу заработной плате были подписаны директором Домрачевой Ю.А., которая в силу занимаемой должности не могла не знать о сведениях передаваемых юридическим лицом в налоговую инспекцию в отношении работников организации.
Таким образом, судом установлено, что Домрачева Ю.А. предоставила истцу заведомо недостоверные сведения о своем доходе и доходе своего супруга Домрачева А.М.
В силу положений п. 14 постановления Правительства Российской Федерации №761 от 14 декабря 2005 года «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
В случае если получатель субсидии в установленный срок не представил уполномоченному органу документы, необоснованно полученные в качестве субсидии средства засчитываются в счет будущей субсидии, а при отсутствии права на получение субсидии в последующие месяцы эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии в бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 49 постановления).
Согласно представленному расчету общий размер субсидии, выплаченной ответчику за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил 155864 руб. 08 коп. (л.д. №). С учетом произведенного удержания в счет погашения долга в декабре 2022 года – мае 2023 года в размере 19 636 руб., сумма необоснованно полученной субсидии по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 136 228 руб. 08 коп.
ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлялось письмо о необходимости возврата необоснованно полученной субсидии, однако оплата не была произведена (л.д. №
Учитывая, что Домрачева Ю.А. предоставила истцу для получения субсидии заведомо недостоверные сведения, лишающие ее права на получение субсидии, то применительно к п.3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации полученные ответчиком денежные суммы за спорный период являются неосновательным обогащением ответчика, которые она в силу положений ст. ст. 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации обязана возвратить.
Вместе с тем, ответчиком представлены сведения из ПАО Сбербанк о безналичных зачислениях от МКУ «УГХ» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ денежных средств в размере 136 685 руб. 44 коп.
Однако в соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ Домрачевой Ю.А. была также перечислена сумма субсидии за февраль 2021 года в размере 8 297 руб. 73 коп.
Таким образом, принимая во внимание частичное признание иска ответчиком, исковые требования Администрации Режевского городского округа к Домрачевой Ю.А. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом указанных в исковом заявлении периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению в размере 125 347 руб. 17 коп. (136 685 руб. 44 коп.- 19 636 руб.+ 8 297 руб. 73 коп.).
В силу ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины, соответственно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3 707 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Администрации Режевского городского округа к Домрачевой Ю. А. о взыскании необоснованно полученной суммы субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг – удовлетворить частично.
Взыскать с Домрачевой Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия №), уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Администрации Режевского городского округа необоснованно полученную сумму субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 125 347 (сто двадцать пять тысяч триста сорок семь) руб. 17 коп.
Взыскать с Домрачевой Ю. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серия №), уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3707 (три тысячи семьсот семь) руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Режевской городской суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Апелляционная жалоба не может содержать требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Ссылка лица, подающего апелляционную жалобу, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в указанной жалобе, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.
Судья А.С. Лихачева