Дело № 2-273/2023
УИД: 18RS0003-01-2022-006548-21
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
29 мая 2023 года г. Ижевск УР
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Городиловой Д.Д.,
при секретаре Давтян А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ААП к Управлению социальной защиты населения при Министерстве социальной политики и труда УР о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, восстановлении на учете детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
у с т а н о в и л :
ААП (далее по тексту – истец) обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению социальной защиты населения при Министерстве социальной политики и труда УР о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, восстановлении на учете детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях получения жилья.
Исковые требования мотивированы следующим.
ААП (Ж) АП в возрасте трех лет поступил в детский дошкольный дом <адрес>, где воспитывался до <дата> года. Впоследствии в <дата> году был переведен в школу-интернат <адрес>, в которой воспитывался до <дата>, после чего был переведен в детский дом <адрес>. После окончания срока пребывания в указанном учреждении в <дата> году поступил на обучение в СПТУ <номер> <адрес>. В промежутки с <дата> по <дата> годы, с <дата> по <дата> годы, с <дата> по <дата> годы, с <дата> по <дата> годы находился в колонии. В сумме в колонии провел 17 лет, в течение которых сотрудниками СПТУ <номер> были утрачены документы, подтверждающие наличие у истца статуса «сирота».
Изложенные обстоятельства в свое совокупности свидетельствуют о наличии уважительных причин, препятствовавших истцу своевременно реализовать свое право на обращение в суд с иском.
Нахождение истца в детском доме и школе-интернате является подтверждением факта оставления без родительского попечения в несовершеннолетнем возрасте.
Для получения льгот и помощи, предусмотренных Федеральным законом от 01.01.2001 года «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другими нормативными актами истцу необходимо установить статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В судебном заседании истец ААП исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить, указал, что никаких документов, подтверждающих тот факт, что он является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, у него нет.
В судебном заседании представитель ответчика УСЗН при Министерстве социальной политики и труда УР – Сабрекова Т.И., действующая на основании доверенности, исковое заявление не признала, просила в его удовлетворении отказать. Суду пояснила, что истец к ответчику с заявлением о признании его лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался.
Выслушав пояснения стороны истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством о рождении <номер>, ЖАП родился <дата>, мать – КВН, отец – ЖПД в <адрес>.
В соответствии со справкой Филиала Республиканского СРЦН «СРЦН г. Воткинска» Ж (ААП) АП, <дата> г.р. учился и воспитывался в «Воткинской школе-интернат» Удмуртской АССР с <дата> и выбыл <дата> в связи с переводом в «Кизнерскую школу-интернат».
В соответствии с ответом Территориального управления социальной защиты населения по Заволжскому муниципальному району от <дата>: сведениями о месте первичного выявления ААП (Ж) АП, <дата> г.р. управление не располагает, близких родственников ААП (Ж) А.П., проживающих на территории Заволжского района не выявлено, закрепленного жилого помещения, расположенного на территории Заволжского муниципального района не выявлено, нанимателем по договору социального найма или членом семьи нанимателя ААП (Ж) А.П. на территории Заволжского муниципального района не является, сведений о наличии обстоятельств, служащих основанием для включения ААП (Ж) А.П. в список на обеспечение жилым помещением управление не располагает.
В соответствии с ответом УСЗН при Министерстве социальной политики и труда УР от <дата> отсутствуют сведения о выявлении ААП (Ж) А.П. как ребенка – сироты, личное дело отсутствует, в связи с тем, что ААП (Ж) А.П. не состоял на учете.
В соответствии с абз. 4 п.7 ст. 9 Постановления Правительства УР от 21.10.2021 года №569 «Об Управлении социальной защиты населения Удмуртской Республики при Министерстве социальной политики и труда Удмуртской Республики», Управление социальной защиты населения УР при Министерстве социальной политики и труда УР ведет сводный республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Согласно Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР, действовавшего на момент достижения истцом совершеннолетия.
В соответствии с ранее действовавшей редакцией абзаца 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из положений ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
По смыслу приведенных норм права гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна была предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста.
В силу ст. ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
В соответствии с указанными нормами лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачивается.
В данном случае право на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения реализовывалось при наличии к тому оснований в общем порядке.
Судом при рассмотрении настоящего дела установлено, что до достижения 23 лет в уполномоченный орган с целью постановки на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, подлежащие обеспечению жилыми помещениями» истец не обращался. С заявлением о постановке на учет впервые истец обратился лишь в 2022 году в возрасте 49 лет.
В нарушение положения ст. 56 ГПК РФ доказательств для иной оценки своих действий по реализации предусмотренного законом заявительного права истец не представил.
Согласно ч. 2 ст. 22 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335 (в редакции от 28 февраля 1996 года) и ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР (в редакции от 28 марта 1998 года) для принятия на учет граждане должны были подать заявление с приложением необходимых документов. При принятии решения о постановке на учет граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включались в отдельные списки на предоставление жилой площади.
Таким образом, в соответствии с положениями жилищного законодательства, право на получение жилого помещения, в том числе и в льготном порядке, носит заявительный характер, гражданин обязан подать органу местного самоуправления (на тот период исполнительный комитет местного Совета народных депутатов) заявление вместе с документами, подтверждающими его нуждаемость в жилье и право на льготное обеспечение жилым помещением, т.е. заявить о себе и о своем праве на льготное обеспечение жильем, подтвердив нуждаемость в жилье (п. п. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ).
Между тем, истец с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также о наличии у него льготного статуса (ребенок-сирота), своевременно в исполнительный комитет не обращался и на таком учете не состоял. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения и данные о его обращениях, либо обращениях администрации учреждений, где он воспитывался в несовершеннолетнем возрасте, в орган местного самоуправления с письмами, заявлениями, ходатайствами по вопросу предоставления ААП (Ж) А.П. жилого помещения в льготном порядке.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что в установленный срок ААП (Ж) А.П. с заявлением о предоставлении ему жилого помещения не обратился, хотя такая возможность у него имелась.
На день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01 января 2013 года) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратил <дата> по достижению 23 лет, поскольку до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа» в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии у ответчика обязанности по включению истца в список лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, в удовлетворении иска ААП необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ААП к Управлению социальной защиты населения при Министерстве социальной политики и труда УР о признании приобретшим статус лица, оставшегося без попечения родителей, восстановлении на учете детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях получения жилья оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г.Ижевска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2023 года.
Председательствующий судья: Д.Д. Городилова