Дело № 2-14/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новороссийск 26 марта 2021 г.
Приморский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края
в составе:
председательствующего судьи Васильева А.В.,
при секретаре Черновой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ООО «ГУЖФ» к Жук В.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,
установил:
ООО «Главное управление жилищным фондом» обратилось в суд с иском к Жук В.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
В обоснование исковых требований указано, что истец осуществлял функции управляющей компании по управлению, содержанию и текущему обслуживанию многоквартирных домов, в том числе управление многоквартирным домом, расположенным в <адрес>, по адресу: <адрес> корпус 2 (в период с августа 2015 г. по май 2017 г.). Ответчик, несмотря на выставление ему квитанций, не производил оплату за содержание жилого помещения и потребленные коммунальные услуги в указанные периоды, в связи с чем, истец обращался к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с должника задолженности. В настоящее время по заявлениям ответчика судебный приказ отменен, задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг не погашена. По указанным основаниям, истец просит суд взыскать с ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также расходов по оплате государственной пошлины.
Представитель истца в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть гражданское дело в свое отсутствие.
Ответчик Жук в судебное заседание не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, направил возражения на исковое заявление. Указал, что Жук В.В., <ФИО3, <ФИО1 являются сособственниками (по 1/3 доле) <адрес> Договор управления многоквартирным домом между ответчиком и истцом не заключался, в голосовании по выбору указанной компании ответчик не участвовал. На сайте Государственной жилищной инспекции Краснодарского края в реестре лицензий ООО «ГУЖФ» сведения об указанном многоквартирном жилом доме отсутствуют. Считает, что истцом незаконно заявлены исковые требования о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Кроме того, 17.01.2017 г. данный жилой дом, по решению собственников квартир, был внесен в государственный реестр лицензий ООО УК «Лидер». В удовлетворении иска просил отказать в полном объеме.
27 февраля 2020 г. определением Приморского районного суда г. Новороссийска к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, <ФИО2, <ФИО3.
25 марта 2021 г. определением Приморского районного суда г. Новороссийска к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО УК «ГУЖФ».
Третьи лица Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, <ФИО2, <ФИО3, ООО УК «ГУЖФ» извещены о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, не явились.
Исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 3 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности
Согласно п. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, Жук В.В., <ФИО3, <ФИО1 являются сособственниками (по 1/3 доле) <адрес> что следует свидетельств о государственной регистрации права.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ у ООО «ГУЖФ» ОГРН <№> основным видом деятельности является управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе.
В соответствии с протоколом № 1 от 19.06.2015 г. собрания собственников многоквартирных жилых домов со 100% долей собственности Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в Южном военном округе, на основании п. 7 ст. 46 ЖК РФ, управление специализированным жилищным фондом, расположенном в Южном военном округе, принадлежащее Министерству обороны РФ со 100 % долей собственности, осуществлялось управляющей компанией – ООО «ГУЖФ».
27.07.2015 г между Министерством обороны РФ (заказчиком) и ООО «ГУЖФ» (управляющей компанией) заключен договор управления жилищным фондом, закрепленных за вооруженными силами РФ <№> предметом которого является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами РФ, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде.
Согласно разделу 4 указанного договора, управляющая организация обязуется осуществлять расчеты и сбор платы: за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма специализированного жилого помещения; за коммунальные услуги по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в порядке установленном законодательством РФ; за дополнительные услуги по тарифам и в порядке, предусмотренном настоящим договором.
Пунктом 4.2. договора предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги, потребляемые в помещениях, оснащенных приборами учета, а также при оборудовании домов жилищного фонда общедомовыми приборами учета в соответствии с объемами фактического потребления коммунальных услуг, определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданами, а при отсутствии квартирных и (или) общедомовых приборов учета – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ.
Деятельность управляющей организации в рамках данного договора финансируется из платежей, осуществляемых нанимателями, проживающими в жилищном фонде (п. 4.3.).
Наниматели вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги управляющей организации на расчетный (лицевой) счет, доводимый до соответствующих нанимателей управляющей организацией, а также плату за содержание и текущий ремонт общего имущества МКД и коммунальные услуги до 10 числа следующего за расчетным месяцем (п. 4.5.).
Срок действия данного договора определен сторонами с 03.08.2015 г. – 03.08.2020 г. (п. 10.1.).
03.08.2015 г. между ОАО «Краснодартеплосеть» и ООО «ГУЖФ» заключен договор теплоснабжения, предметом которого является отпуск тепловой энергии и теплоносителя на объект потребителя: жилые дома по ул. <адрес>, в соответствии с тарифами, утвержденными приказом Региональной энергетической комиссии – Департамента цен и тарифов Краснодарского края от 19.12.2014 г. <№>.
Дополнительным соглашением от 04.05.2017 г. <№> к договору теплоснабжения от 03.08.2015 г. срок действия договора продлен до 31.12.2017 г.
11.08.2015 г. между МУП «Водоканал города Новороссийска» и ООО «ГУЖФ» заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод на объекты, расположенные по адресу: <адрес>. Дата начала поставки питьевой воды и приема сточных вод определен сторонами с 03.08.2015 г., в соответствии с тарифами, утвержденными постановлением администрации МО г. Новороссийск от 31.12.2014 г. <№>.
01.06.2016 г. между ОАО «Кубаньэнергосбыт» и ООО «ГУЖФ» заключен договор ресурсоснабжения (поставки электрической энергии) <№>.
Согласно акту приема передачи на жилой <адрес> от 30.12.2017 г. обособленное подразделение «Южное» ООО «ГУЖФ» передало ООО «Лидер» документы по указанному жилому дому, а именно: лицевые счета и поквартирные карточки, свидетельства о государственной регистрации права, техпаспорты на МКД, на сети водоснабжения, ливневой канализации, сети теплоснабжении, и т.п., ключи от электрощитовых, теплоузлов, подвала.
Решением Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 17.01.2017 г. <№> внесены изменения в реестр лицензий <адрес> в отношении многоквартирного дома по адресу: <адрес> где лицензиатом стало ООО УК «Лидер».
В соответствии с письмом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 20.02.2020 г. по вопросу управления многоквартирным жилым домом <адрес> (далее - МКД) в период с 01.10.2015 г. по 31.05.2017 г., поступила следующая информация, что согласно материалам лицензионных дел в период с 12.05. 2015 г. по 01.08.2018 г. сведения о МКД значились в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляли следующие лицензиаты: в период с 12.05.2015 г. по 16.01.2017 г. сведения о МКД значились в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ОАО «Славянка» (ИНН <№>, лицензия <№>), основание внесения в реестр лицензий - приказ госжилинспекции края <№> от 12 мая 2015 г., принятый по результатам рассмотрения заявления соискателя лицензии ОАО «Славянка»; в период с 17.01.2017 г. по 01.08.2018 г. сведения о МКД значились в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО УК «Лидер» (ИНН: <№>, лицензия <№>), основание внесения в реестр лицензий - заключение лицензиатом договора управления МКД от 20 декабря 2016 г., на основании решения общего собрания, оформленного протоколом от 20.12.2016 г. <№>.
Таким образом, согласно материалам лицензионных дел, сведения о МКД, отсутствовали в реестре лицензий Краснодарского края в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО «ГУЖФ».
Согласно письму администрации МО г. Новороссийск от 15.01.2016 г., по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> многоквартирный <адрес> включен в реестр лицензий Краснодарского края, где лицензиатом являлось ОАО «Славянка». По информации, предоставленной Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края, ОАО «Славянка» обратилось с заявлением об исключении указанного многоквартирного дома из реестра лицензий Краснодарского края. ООО «ГУЖФ» подано заявление о включении данного многоквартирного дома в реестр лицензий Краснодарского края, где управляющая организация будет являться лицензиатом.
В соответствии с письмом Государственной жилищной инспекции от 01.04.2016 г. в отношении юридического лица ООО «ГУЖФ» возбуждено дело об АП по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, которое направлено для рассмотрения мировому судье г. Москвы.
Согласно письму Государственной жилищной инспекции от 20.12.2019 г., по информации, содержащейся в реестре лицензий Краснодарского края по состоянию на 20.12.2019 г., сведения о многоквартирном доме по <адрес> в перечне многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляло ООО «ГУЖФ» (лицензия <№> от 30.04.2015 г.), в том числе в период с 01.10.2015 г. по 01.01.2017 г. отсутствовали. На основании приказа госжилинспекции края от 03.12.2019 г. <№> действие лицензии от 30.04.2015 г. <№>, предоставленной ООО «ГУЖФ» на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Краснодарского края прекращено.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обществом в качестве управляющей организации и Министерством в качестве заказчика в соответствии с частью 7 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) на основании протокола собрания собственников многоквартирных жилых домов (единственным собственником которых является Министерство), расположенных на территории <адрес>, заключен договор управления жилищным фондом от 27.07.2015 <№>, согласно условиям которого управляющая компания по заданию заказчика и в соответствии с приложениями к договору обязуется оказывать услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества жилищного фонда по адресам, указанным в перечне жилищного фонда, предоставлять коммунальные услуги нанимателям жилых помещений по договорам социального найма и членам их семей, нанимателям жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения и членов их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещений, осуществлять иную направленную на достижение целей управления жилищным фондом деятельность.
Факт приема-передачи объектов жилищного фонда согласно перечню объектов жилищного фонда судом установлен, подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
В производстве Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края находилось гражданское дело <№> по исковому заявлению ряда собственников жилых помещений многоквартирного дома (далее по тексту МКД), в том числе и <ФИО4 и <ФИО1, по адресу: <адрес> о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 10.06.2015 года.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 30 июля 2020 г. по делу <№> в удовлетворении указанных исковых требований отказано. Определением апелляционной инстанции Краснодарского краевого суда решение оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска 19 февраля 2021 г. отказано в иске <ФИО4, <ФИО1, <ФИО5 к Министерству обороны РФ, Управлению эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Южного военного округа о признании незаконным решения общего собрания собственников многоквартирного дома и признании договора управления недействительным.
Таким образом, довод ответчиков о незаконности управления эксплуатацией жилого фонда в МКД ООО «ГУЖФ» не нашли своего подтверждения в настоящем судебном заседании.
Пунктом 3.2.3 договора управления Обществу предоставлено право взыскивать с виновных лиц сумму неплатежей и ущерба, нанесенного несвоевременной и (или) неполной оплатой за пользование жилыми помещениями (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, за коммунальные услуги.
Имея полномочия по судебному взысканию долга с нанимателей, управляющая компания ООО «ГУЖФ» их реализовала, путем обращения с настоящими исками в суд.
Письмом Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, приведенным выше подтверждается, что в период с 01.10.2015 г. по 01.01.2017 г. ООО «ГУЖФ» имело лицензию по управлению многоквартирными домами <№> от 30.04.2015 г., которая прекратила свое действие 03.12.2019 г.
Как разъяснил Верховный суд РФ в определении от 24.12.2019 г. <№> отсутствие в реестре лицензий сведений о многоквартирном доме, фактическую деятельность по управлению которым осуществляет лицензиат, само по себе не означает недействительность ранее выданной лицензии или осуществление юридическим лицом такой деятельности без лицензии.
Осуществление юридическим лицом на основании соответствующей лицензии предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в случае, когда в реестре лицензий отсутствуют сведения об адресе многоквартирного дома, управление которым осуществляет лицензиат, не свидетельствует о неправомерном исполнении возложенных на него полномочий. Право на взимание платы также не связано с исполнением обязанности по внесению изменений в реестр лицензий, а вытекает из условий договора управления (при наличии четко выраженной воли собственников на заключение договора с управляющей компанией, которая фактически предоставляла им коммунальные услуги).
В рассматриваемом случае, таким договором является договор управления жилищным фондом от 27.07.2015 г. <№>-УЖФ-04, заключенный между Министерством обороны РФ (заказчиком) и ООО «ГУЖФ» (управляющей компанией), который сторонами не оспаривался и не признан в установленном законом порядке недействительным.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 171 ЖК РФ.
Как разъяснено в абзаце втором п. 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем, управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 ГК РФ).
Таким образом, у суда не имеется правовых оснований для вывода о незаконном осуществлении ООО «ГУЖФ» деятельности по управлению спорными многоквартирными домами и выставлении их жителям платежных документов за период отсутствия дома в перечне многоквартирных домов, являющемся неотъемлемой частью реестра лицензий, поскольку выставление платежных документов для оплаты является следствием оказанных заявителем жилищно-коммунальных услуг.
Тем более, что оказание истцом коммунальных услуг подтверждается, вышеуказанными договорами, заключенными с ресурсоснабжающими компаниями и являющимися в настоящее время кредиторами ООО «ГУЖФ».
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими виды деятельности, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ст. 157 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Как следует из представленного суду договора <№> УЖФ, управляющая компания ООО «ГУЖФ» обязалась осуществлять расчет и сбор платы за пользование жилым помещением, за содержание и ремонт, коммунальные услуги.
Размер платы за коммунальные услуги произведен истцом согласно раздела VI Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 <№> «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (Далее - Правила <№>) в соответствии с тарифами, утвержденными органами государственной власти субъектов РФ.
Согласно п. 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" по смыслу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.
В связи с несвоевременным внесением ответчиком платы за жилое помещение и коммунальные услуги мировым судьей г. Новороссийска вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности в пользу ООО «ГУЖФ» и расходов по оплате госпошлины.
Судебный приказ по заявлению ответчика отменен.
Согласно ч.1 ст.44 ГПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. Правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства.
В силу положений п.33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.2017 N 54 "О некоторых вопросах применения положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации о перемене лиц в обязательстве на основании сделки", если в период рассмотрения спора в суде состоялся переход прав кредитора (истца) к третьему лицу, суд по заявлению заинтересованного лица и при наличии согласия цедента и цессионария производит замену истца в порядке, установленном статьей 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно уведомлениям об уступке прав требования цедента Конкурсный управляющий ООО «ГУЖФ», действующий на основании Решения Арбитражного суда <адрес> от 27.09.2019 года по делу №<№>, уведомил о состоявшихся электронных торгах <ДД.ММ.ГГГГ> <№> и договора уступки права требования <№> от 03.09.2020 года задолженность за жилищно-коммунальные услуги за период с 03.08.2015 года по 31.05.2020 года передана ООО УК «ГУЖФ».
Определением суда от 25.03.2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено ООО УК «ГУЖФ», в его адрес направлено судебное извещение, истребованы договор уступки права требования и протокол открытых торгов.
До настоящего времени в адрес суда заявление о процессуальном правопреемстве от ООО УК «ГУЖФ» не поступило, в связи с чем, у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ООО «ГУЖФ», уступившему свои права по взысканию задолженности третьему лицу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ООО «ГУЖФ» к Жук В.В. о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморский районный суд г. Новороссийска в течение месяца со дня его принятия.
Судья А.В.Васильев
23RS0042-01-2019-006012-68