Дело № 2-2282/2023
УИД 22RS0013-01-2023-001872-49
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2023 года г. Бийск, Алтайский край
Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Максимовой Н.С.,
при секретаре Дорофеевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Бийска Алтайского края, обратившегося в интересах Зайцева ФИО6, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Бийска Алтайского края обратился в суд с указанным иском в интересах Зайцева Е.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОСФР по Алтайскому краю), в котором, с учетом уточнения требований (л.д. 93-96) просит: признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю по обеспечению Зайцева Е.А. техническим средством реабилитации – корсетом полужесткой фиксации; возложить на ОСФР по Алтайскому краю обязанность предоставить Зайцеву Е.А. техническое средство реабилитации - корсет полужесткой фиксации; взыскать с ОСФР по Алтайскому краю в пользу Зайцева Е.А. компенсацию морального вреда в сумме 50 000 руб.; решение суда в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) обратить к немедленному исполнению.
В обоснование исковых требований прокурор г. Бийска указал на то, что прокуратурой г. Бийска проведена проверка по обращению Зайцева Е.А., являющимся инвалидом, по вопросу соблюдения законодательства при обеспечении техническими средствами реабилитации.
Индивидуальной программой реабилитации инвалида от 22.09.2022 № Зайцеву Е.А. рекомендованы технические средства реабилитации, в том числе корсет полужесткой фиксации.
Обеспечение инвалидов средствами технической реабилитации осуществляется территориальным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
24.11.2022 между ГУ – Алтайское региональное отделение ФСС РФ и ООО «СТАН» заключён государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами полужесткой фиксации, согласно которому 30.11.2022 Зайцеву Е.А. выдано направление на изготовление рекомендованного корсета, в адрес ООО «СТАН» направлен реестр выданных направлений.
На момент проверки по обращению Зайцева Е.А. корсет полужесткой фиксации заявителю не выдан, информация о пунктах приема отсутствует (пункта приема в г. Бийске не имеется).
Как указывает истец, ответчиком ОСФР по Алтайскому краю не предприняты необходимые и достаточные меры для понуждения ООО «Стан» к исполнению государственного контракта, к размещению новых извещений о проведении закупки и заключения контракта на поставку индивидуального средства реабилитации, жизненно необходимых Зайцеву Е.А., что повлекло длительное бездействие по обеспечению гарантированных законом и государством технических средств реабилитации инвалидов, чем существенно нарушены законные права и интересы инвалида Зайцева Е.А.
Факт нравственных страданий Зайцева Е.А. в результате противоправного бездействия должностных лиц ответчика подтверждается характером его заболевания, наличием ограничений, невозможностью длительное время пользоваться гарантированными государством техническими средствами реабилитации, а также причиненным физическим дискомфортом.
У Зайцева Е.А. не обеспечивается фиксация, стабилизация и разгрузка пояснично-крестцового отдела позвоночника, не снижаются и не устраняются болевые ощущения в спине, у него отсутствует возможность самостоятельного приобретения необходимого технического средства реабилитации, в связи с тем, что выплата денежной компенсации за самостоятельно приобретенный корсет значительно ниже его рыночной стоимости.
Выбор вида обеспечения техническим средством реабилитации, а именно предоставление необходимых изделий ответчиком, выплата за самостоятельно приобретенные средства реабилитации, оформление электронного сертификата является правом инвалида.
Истец Зайцев Е.А. имеет право на полное и своевременное обеспечение техническими средствами реабилитации, в ходе проверки прокурором выявлены факты длительного бездействия и непринятия мер со стороны уполномоченных должностных лиц, что вызвало необходимость обращения в суд с иском.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Баженова А.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, по изложенным в иске основаниям.
Истец Зайцев Е.А. о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, указанное обстоятельство не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие. В ходе рассмотрения дела настаивал на удовлетворении заявленных требований, указывая на длительное необеспечение техническим средством реабилитации.
Представитель ответчика ОСФР по Алтайскому краю Мальцева Н.Л., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве (л.д. 46-51), в обоснование своих возражений указав на то, что вины ответчика в необеспечении истца техническим средством реабилитации не имеется, все возможные меры для заключения соответствующего контракта ответчиком были предприняты своевременно, с ООО «Стан» 24.11.2022 г. заключен государственный контракт на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами мягкой и полужесткой фиксации, в том числе для Зайцева Е.А. При этом, со стороны поставщика имеются нарушения выполнения условий государственного контракта, до настоящего времени поставщик на замеры к истцу не приехал. Со стороны ответчика предпринимаются меры к недобросовестному поставщику, ведется работа, направленная на расторжение государственного контракта с ООО «Стан», данный поставщик внесен в реестр ненадлежащих исполнителей сроком на 2 года. После расторжения государственного контракта с ООО «Стан», вновь будет инициирована процедура закупки. Обратила внимание, что ответчик не может нести ответственность за недобросовестного поставщика, также ссылалась на недоказанность заявленных требований стороной истца, отсутствие правовых оснований для взыскания компенсации морального вреда, обращения решения суда к немедленному исполнению.
Представитель третьего лица ООО «Стан» о месте и времени судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, указанное обстоятельство не является препятствием к рассмотрению дела в его отсутствие.
Выслушав пояснения участвующего в деле прокурора Баженовой А.В., представителя ответчика ОСФР по Алтайскому краю Мальцевой Н.Л., изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Медицинская реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 названного выше Федерального закона, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее в том числе использование инвалидами технических средств реабилитации.
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу ч. 14 ст. 11.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования РФ, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы Закона постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации или абилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - программа реабилитации).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (далее - уполномоченный орган) (п. 4).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган: высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление). В направлении уполномоченным органом указывается срок его действия, который устанавливается в пределах срока действия государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) и составляет не менее половины срока действия указанного контракта.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 данных Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные указанным пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней (п. 5).
Аналогичные по своему содержанию нормы содержатся в Административном регламенте, утвержденном Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256.
Установлено, что истец Зайцев Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом.
Согласно представленной индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида от 22.09.2022 № (л.д. 14-16) Зайцев Е.А. нуждается, в том числе в техническом средстве реабилитации за счет средств федерального бюджета – корсет полужесткой фиксации. Срок, в течение которого рекомендовано проведение реабилитационных или абилитационных мероприятий – бессрочно с 15.09.2022.
27.09.2022 г. Зайцев Е.А. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технического средства реабилитации (далее – ТСР) – корсета полужесткой фиксации (л.д. 19-20).
На основании указанного заявления истец был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации, о чем ему было выдано уведомление № от 27.09.2022 (л.д. 20 оборот).
Для проведения начала процедуры отбора поставщика с целью определения начальной (максимальной) цены контракта (далее по тексту - НМЦК) и формирования извещения о проведении закупки ТСР, необходимого Зайцеву Е.А. в ЕИС размещен запрос № от 19.09.2022 г. о предоставлении ценовой информации на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами мягкой и полужесткой фиксации.
На основании поступившей ценовой информации, отделение Фонда были произведены расчеты НМЦК, после чего инициирована процедура определения поставщика, 31.10.2022 г. извещение о закупке №.
После завершения процедуры отбора поставщика, отобран поставщик ООО «Стан», с которым 24.11.2022 г. заключен государственный контракт № на выполнение работ по обеспечению инвалидов корсетами мягкой и полужесткой фиксации. В п. 4.2 контракта указано, что срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара, но не ранее 01.01.2023г. до 31.08.2023г. Контракт действует до 05.10.2023г. (п. 4.1 контракта).
30.11.2022г. Зайцеву Е.А. выдано направление № в ООО «СТАН» на получение, либо изготовление технических средств реабилитации – корсета полужесткой фиксации (1 шт.), сроком действия с 01.01.2023 до 04.05.2023 (л.д. 21).
В связи с неисполнением поставщиком своих обязанностей в рамках указанного государственного контракта, ответчиком в отношении ООО «СТАН» ведется претензионная работа.
До настоящего времени истец Зайцев Е.А. указанным средством технической реабилитации не обеспечен.
Судом установлено, что на момент обращения прокурора с иском в суд (31.03.2023 г.) и позднее, имеет место факт несвоевременного обеспечения Зайцева Е.А. необходимым техническим средством реабилитации (корсет полужесткой фиксации) в соответствии с представленной программой реабилитации.
Таким образом, с момента обращения (27.09.2022 г.) и до дня рассмотрения спора (более 9 месяцев) истец не обеспечен ответчиком рекомендованным ему техническим средством реабилитации – корсетом полужесткой фиксации, что свидетельствует о бездействии ОСФР по Алтайскому краю.
Следовательно, отсутствие своей вины (совершение необходимых действий в установленные законом сроки) в несвоевременном обеспечении инвалида Зайцева Е.А. итребуемым ТСР ответчик не доказал.
Разрешая спор, суд исходит из того, что Зайцев Е.А. в указанный период своевременно не был обеспечен техническим средством реабилитации, предусмотренным его индивидуальной программой реабилитации, и восстановление его нарушенных прав должно быть осуществлено путем предоставления технического средства реабилитации. Взаимодействие ответчика с поставщиком ТСР в рамках государственного контракта, в том числе обстоятельства недобросовестности поставщика, не могут являться основанием для умаления прав истца по обеспечению необходимым ему ТСР.
При таких обстоятельствах по делу подлежат удовлетворению исковые требования прокурора г. Бийска о признании незаконным бездействия ОСФР по Алтайскому краю по обеспечению Зайцева Е.А. техническим средством реабилитации – корсетом полужесткой фиксации, возложении на ОСФР по Алтайскому краю обязанности обеспечить Зайцева Е.А. техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида от 22.09.2022 № - корсетом полужесткой фиксации.
Прокурор, обращаясь в суд в интересах Зайцева Е.А., с требованием о компенсации морального вреда, ссылается на длительное бездействие ответчика и нарушение в связи с данными обстоятельствами личных неимущественных прав истца как инвалида.
Так, ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Из материалов дела следует, что Зайцев Е.А., обращаясь с заявлением о нарушении своих прав в прокуратуру, указывает на то, что испытывает нравственные и физические страдания относительно непредоставления средств реабилитации, нарушений в их обеспечении, что подтверждается также материалами дела.
Разрешая спор, руководствуясь положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240, Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 № 2347-р, Административным регламентом, утвержденным Приказом Фонда социального страхования РФ от 16.05.2019 № 256, ст. 151 Гражданского кодекса РФ, исходя из анализа представленных доказательств необеспечения истца средством реабилитации как инвалида, установив нарушение срока предоставления данного средства, суд приходит к выводу об обоснованности иска и наличия правовых оснований для его удовлетворения в части признания незаконным бездействия ответчика по обеспечению Зайцева Е.А. техническим средством реабилитации – корсетом полужесткой фиксации, а также в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда.
Указание представителя ответчика ОСФР по Алтайскому краю на возможность самостоятельного приобретения инвалидом ТСР с последующим получением компенсации за приобретенное средство, либо получение им электронного сертификата, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда в случае установления виновного бездействия ответчика по предоставлению истцу ТСР.
Суд также учитывает, что сам факт не обеспечения техническим средством реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованного средства реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации.
Несвоевременное обеспечение истца техническим средством реабилитации, необходимым ему по состоянию здоровья (по роду заболевания), с учетом индивидуальных особенностей затрагивает его здоровье, что относится к личным неимущественным правам гражданина и свидетельствует о причинении морального вреда.
Учитывая вышеизложенное, суд полагает, что заявленные требования о компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, при этом размер компенсации морального вреда суд определяет исходя из закрепленных в ст. 151 Гражданского кодекса РФ оснований, с учетом виновных действий ответчика, повлекших нарушение прав истца, возраста и состояния здоровья истца, учитывая объем причиненных нравственных страданий, степени вины ответчика, а также требований разумности и справедливости, в размере 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований следует отказать.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ, принимая во внимание то, что 30.11.2022 г. истцу выдано направление на получение либо изготовление технического средства реабилитации в рамках государственного контракта, сведения о расторжении которого отсутствуют, суд не усматривает правовых оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению, в связи с чем в удовлетворении данного требования отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Бийска Алтайского края, обратившегося в интересах Зайцева ФИО7, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ОСФР по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) по обеспечению Зайцева ФИО8 (паспорт №) техническим средством реабилитации – корсетом полужесткой фиксации.
Возложить на ОСФР по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) обязанность обеспечить Зайцева ФИО9 (паспорт №) техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации инвалида от 22.09.2022 №, - корсетом полужесткой фиксации.
Взыскать с ОСФР по Алтайскому краю (ИНН 2225008796) в пользу Зайцева ФИО10 (паспорт №) компенсацию морального вреда в сумме 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд Алтайского края.
Судья Н.С. Максимова
Дата составления мотивированного решения суда 01 августа 2023 года.