УИД 23RS0№-87
К делу №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 26 декабря 2019 года
Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего А.П. Мороза
секретаря ФИО4
с участием:
представителя истца ФИО5,
действующего на основании доверенности №<адрес>2 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома и земельного участка в силу приобретательной давности,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 обратился в суд с требованиями в администрации <адрес>, в которых просил признать за ним право собственности на 2/5 доли жилого дома, общей площадью 81,6 кв.м., литер А, кадастровый №, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, и на 2/5 доли земельного участка, площадью 1506 кв.м., кадастровый №, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: Россия, <адрес>.
В обоснование требований указал, что ему на праве общей долевой собственности (доля в праве 3/5 (три пятых)) принадлежат земельный участок, по адресу: <адрес>, и расположенный на нем жилой дом. Вторым собственником земельного участка и жилого дома в размере 2/5 доли являлся ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о праве собственности ФИО6 на жилой дом содержится в БТИ. Умерший являлся одиноким мужчиной, близкие родственники у него отсутствовали, в связи с чем, после его смерти в 1993 году, его часть домовладения и земельного участка перешла в его фактическое владение и пользование. Таким образом, на протяжении 26 лет он пользовался указанным выше имуществом, никто из предполагаемых наследников ФИО6 так и не заявил свое право на его часть жилого дома и земельного участка. В настоящее время, им принято решение оформить в свою собственность, находящуюся в фактическом владении долю земельного участка и жилого дома. Юридическое оформление права собственности на долю земельного участка и жилого дома требуется для устранения правовой неопределенности, которая существует уже на протяжении 26 лет в отношении спорного недвижимого имущества.
Истец ФИО3 в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, надлежащим образом был извещен, направил в суд представителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 48, 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель ФИО5 в судебном заседании требования иска поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации <адрес> ФИО7 в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, просила в удовлетворении требований отказать.
Проверив материалы дела, суд находит исковые требования ФИО3 подлежащими отклонению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 56 ГК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст.150 ГПК РФ непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Частью 2 ст. 195 ГПК РФ установлено, что суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом установлено, что ФИО3 на основании свидетельств о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, выданных нотариусом Сочинского нотариального округа ФИО8 в реестре за № и №, принадлежат на праве общей долевой собственности (доля в праве 3/5 (три пятых) доли):
- земельный участок, кадастровый номер; 23:49:0122003:18, площадь: 1506 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство, по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, пос. Н. Хобза, <адрес> (шесть), что подтверждается Выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ;
- здание, кадастровый №, назначение: жилой дом, наименование: жилой дом, количество этажей, в том числе подземных: 1 (один), площадь: 81,6 кв.м по адресу: Россия, <адрес> (шесть), что подтверждается Выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ.
Собственником других 2/5 (двух пятых) долей в праве общей долевой собственности на вышеуказанные земельный участок и жилой дом являлся ФИО1, что подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ГУП <адрес> «Краевая техническая инвентаризация по городу Сочи.
ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. После его смерти в 1993 году, его часть домовладения и земельного участка перешла в фактическое владение и пользование истца, т.к. наследственные права никто не оформлял, наследодатель являлся одиноким человеком, никто из его предполагаемых наследников так и не заявил свое право на часть жилого дома и земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, с 1993 года, то есть на протяжении 26 лет ФИО3 пользовался спорным имуществом, вначале совместно со своим отцом - ФИО2, а после его смерти самостоятельно.
Согласно ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 214 ГК РФ, а также ч. 1 ст. 16 ЗК РФ, земля не находящаяся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, является государственной собственностью.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность). Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (пункт 1).
Исходя из смысла данной правовой нормы, право собственности в силу приобретательной давности может быть признано на бесхозяйное имущество и на имущество, принадлежащее юридическому либо физическому лицу на праве собственности. О применении положений указанной нормы права можно говорить в том случае, когда имущество не имеет собственника, собственник имущества неизвестен, собственник отказался от своих прав на имущество либо утратил интерес к использованию имущества.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Таким образом, применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 ГК РФ условий, а также на бесхозяйное имущество. Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.
Учитывая изложенное, только один факт пользования земельным участком не свидетельствует о возникновении права собственности на него в силу приобретательной давности, поскольку земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.
Доказательств владения земельным участком на каком-либо праве в установленном действующим законодательством порядке истцом суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на испрашиваемый ею земельный участок в силу приобретательной давности, в связи с чем, суд в удовлетворении иска отказывает.
С учетом установленных обстоятельств дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении искового заявления ФИО3 к администрации <адрес> о признании права собственности на долю жилого дома и земельного участка в силу приобретательной давности – отказать.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд <адрес>.
Судья Лазаревского
районного суда <адрес> А.П. Мороз