К делу № 2-505/2022г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2022 года ст. Гиагинская
Гиагинский районный суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Богус Ю.А.,
при секретаре судебного заседания – Хан А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пономарева Владимира Семеновича к администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» о признании права собственности на квартиру,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев В.С. обратился в суд с иском к администрации МО «Айрюмовское сельское поселение», в котором просит суд признать право собственности на квартиру площадью 72,1 кв.м. кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>. В обоснование своих требований указал, что с весны 2003 года и по настоящее время он является фактическим владельцем вышеуказанной квартиры. Недвижимое имущество он приобрел у предыдущего собственника Мельникова Анатолия Константиновича по устному договору. Собирались сделку зарегистрировать попозже, но договор купли-продажи не успели оформить в установленном порядке в связи с тем, что Мельников А.К. умер ДД.ММ.ГГГГг.. В наследство после Мельникова никто не вступал. С 2003 года он непрерывно, открыто и добросовестно владеет указанной недвижимостью, проживает в квартире. Из его владения квартира никогда не выбывала. Он нес бремя содержания имущества, оплачивал коммунальные и иные платежи, производил ремонт, в частности, в 2008г. установил за свой счет внутридомовое газовое оборудование для отопления квартиры.
В судебное заседание истец Пономарев В.С. не явился, в иске просил о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика Нагорнева Е.Н. в судебное заседание не явилась, представила заявление о признании исковых требований в полном объеме, указав, что положения ст. 173 ГПК РФ о признании иска и принятии судом признания иска ей известны, а также просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрено, что одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
В соответствии с ч. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренном ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", возможность обращение в суд с иском о признании права собственности в силу приобретательной давности вытекает из статей 11 и 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путём признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества в силу приобретательной давности, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности.
По смыслу указанных выше положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, давностное владение является добросовестным, если, приобретая вещь, лицо не знало и не должно было знать о неправомерности завладения ею, то есть в тех случаях, когда вещь приобретается внешне правомерными действиями, однако право собственности в силу тех или иных обстоятельств возникнуть не может. При этом лицо владеет вещью открыто, как своей собственной, то есть вместо собственника, без какого-либо правового основания (титула).
Наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности.
Не является давностным владение, которое осуществляется по договору с собственником или иным управомоченным на то лицом, не предполагающему переход титула собственника. В этом случае владение вещью осуществляется не как своей собственной, не вместо собственника, а наряду с собственником, не отказавшимся от своего права на вещь и не утратившим к ней интереса, передавшим её непосредственно или опосредованно во владение, как правило - временное, данному лицу. Примерный перечень таких договоров приведён в пункте 15 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда - аренда, хранение, безвозмездное пользование и т.п.
В таких случаях в соответствии со статьёй 234 Гражданского кодекса Российской Федерации давностное владение может начаться после истечения срока владения имуществом по такому договору, если вещь не будет возвращена собственнику и не истребована им, но не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
В отличие от указанных выше договоров наличие каких-либо соглашений с титульным собственником или иным уполномоченным лицом, направленных на переход права собственности, не препятствует началу течения срока приобретательной давности.
По смыслу положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено и в том случае, если владение началось по соглашению с собственником или иным лицом о передаче права собственности на данное имущество, однако по каким-либо причинам такая сделка в надлежащей форме и установленном законом порядке не была заключена и переход права собственности не состоялся (лицо, намеренное передать вещь, не имеет соответствующих полномочий, не соблюдена форма сделки, не соблюдены требования о регистрации сделки или перехода права собственности и т.п.).
Отсутствие надлежащего оформления сделки и прав на имущество применительно к положениям статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации само по себе не означает недобросовестности давностного владельца. Напротив, данной нормой предусмотрена возможность легализации прав на имущество и возвращение его в гражданский оборот в тех случаях, когда переход права собственности от собственника, который фактически отказался от вещи или утратил к ней интерес, по каким-либо причинам не состоялся, но при условии длительного, открытого, непрерывного и добросовестного владения.
В соответствии с ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи, возникновение этого права подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости № КУВИ-001/2022-177749738 от 10.10.2022г. право собственности на квартиру площадью 72,1 кв.м. с кадастровым №, расположенную по адресу <адрес> зарегистрировано за Мельниковым Анатолием Константиновичем, о чем 29.04.2003г. внесена запись №.
Справкой от 20.12.2005г., выданной отделом ЗАГС <адрес> Управления ЗАГС Республики Адыгея подтверждается, что Мельников Анатолий Константинович, 26.08.1954г.рождения, умер 24.07.2003г., о чем составлена запись акта о смерти № от 01.08.2003г. Согласно сведений с официального сайта Федеральной нотариальной палаты РФ информация об открытии наследственного дела и лицах, вступивших в права наследования после его смерти, отсутствуют.
Из справки, выданной администрацией МО «Айрюмовское сельское поселение» от16.09.2022г. №, а также из представленных в судебное заседание похозяйственных книг администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» за 2003-2022гг. следует, что Пономарев В.С. с 2003г. проживает по адресу:<адрес> владел квартирой как своей собственной, проводил ремонт жилого помещения. В течение срока владения недвижимым имуществом жалоб и претензий других лиц в администрацию не поступало и права на указанное имущество никто не заявлял.
Из договора от ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ООО «Адыгейская региональная компания по реализации газа» следует, что истец заключил договор на поставку газа в квартиру расположенную по адресу <адрес>.
Из строительного паспорта внутридомового газоиспользующего оборудования, усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГ. в указанном жилом помещении по заявлению истца был установлен газовый счетчик.
Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств свидетельствует, что на момент предъявления Пономаревым В.С. своих требований, он добросовестно, открыто и непрерывно владеет спорным недвижимым имуществом более 15 лет.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения ответчика администрации МО «Айрюмовское сельское поселение», признавшего исковые требования Пономарева В.С., суд полагает, что имеются законные основания для признания за истцом права собственности на недвижимое имущество в порядке приобретательной давности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пономарева Владимира Семеновича (паспорт гражданина РФ 7903 №) к администрации МО «Айрюмовское сельское поселение» (ИНН 0101005654) о признании права собственности на квартиру, удовлетворить.
Признать за Пономаревым Владимиром Семеновичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на квартиру площадью 72,1 кв.м. кадастровый №, расположенную по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Гиагинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Богус