Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-55/2022 (2-599/2021;) ~ М-616/2021 от 27.12.2021

УИД 55RS0017-01-2021-001115-87

Дело № 2-55/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(заочное)

20 мая 2022 года                                          р.п. Крутинка Омской области

Крутинский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Гусарского В.Ф., при секретаре Савочкиной Н.В., при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Приходько О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, Антоновой Светлане Анатольевне о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю из земель сельскохозяйственного назначения,

установил

администрация Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области обратилась в суд с поименованным иском, указав, что в границах Оглухинского сельского поселения расположены земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения права на земельную долю. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости ФИО2 указана в качестве участника общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:10:000000:222 размер доли 20,0 га. Согласно свидетельству о праве собственности на землю ФИО2 предоставлено в собственность 20,0 га сельскохозяйственных угодий. ФИО2 числится в списке умерших. Земельная доля ФИО2 признана невостребованной. Наследников у ФИО2 нет, наследственное дело не заводилось. Просила суд прекратить право собственности ФИО2 на земельную долю и признать право муниципальной собственности Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района <адрес> на невостребованную земельную долю площадью 20 га из земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 55:10:000000:222, расположенного в <адрес> Оглухинском сельском поселении, собственником которой являлась ФИО2

В судебное заседание представитель истца администрации Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель ответчика Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управления Росреестра по Омской области, филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области, администрации Крутинского городского поселения Крутинского муниципального района Омской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Ответчик Антонова С.А. участия в судебном заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

На основании ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

О рассмотрении дела в заочном производстве вынесено определение суда в протокольной форме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 284 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ), а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно п. 1 ст. 286 ГК РФ орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

В соответствии с ч. 4 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Пунктом 5 ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.06.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

В редакции этих же пунктов, действовавших до 01.01.2017 года, был предусмотрен запрет на признание невостребованными земельных долей, права на которые были зарегистрированы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утратившим силу 31.12.2016.

Согласно п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Судом установлено, что ФИО2 на основании решения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Комитетом по земельным реформам Крутинского района Омской области выдано свидетельство на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей для сельскохозяйственного использования, из которого следует, что она является собственником земельного участка площадью 20 га.

В силу части 3 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи - список невостребованных земельных долей).

Пунктами 4, 5, 6 статьи 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что соответствующий орган местного самоуправления публикует список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (пункт 7 статьи 12.1 Закона об обороте земель).

В пункте 8 ст. 12.1 Закона РФ № 101-ФЗ указано, что орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Из приведенного нормативного регулирования следует, что только наличие признаков невостребованности земельной доли в совокупности с соблюдением порядка признания доли невостребованной является правовым основанием для признания права собственности на такую долю за муниципальным образованием.

При этом из части 6 статьи 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

Администрацией Оглухинского сельского поселения в газете «Ваша «Сельская трибуна» от ДД.ММ.ГГГГ, размещена информация о списке собственников невостребованных земельных долей.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района <адрес> размещено извещение о проведении ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин. по адресу: <адрес> («Дом культуры») общего собрания участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:10:000000:222, расположенный по адресу: <адрес>, район Крутинский, ЗАО «Оглухинское», категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, со следующей повесткой дня: Утверждение списка невостребованных земельных долей (список собственников земельных долей, чьи доли могут быть признаны невостребованными, опубликован в районной газете «Ваша Сельская трибуна» от 02.02,2018 , а также размещен на официальном сайте администрации Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района <адрес>). По вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, рекомендовано обратиться адресу: <адрес>, атак же по телефону 31-1-66.

ДД.ММ.ГГГГ, как следует из протокола, проведено общее собрание собственников невостребованных земельных долей. Постановлением администрации Оглухинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список невостребованных земель по номером 23 значится - ФИО2, под номером 25 в поименованной газете значится - ФИО2 Поименованный список был опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте администрации Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района <адрес>.

Доказательств размещения на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования информации о формировании списка невостребованных земельных долей, суду не представлено.

В соответствии с п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

В соответствии с ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости Антонова Светлана Анатольевна является собственником в праве общедолевой собственности на 1/950, 1/950 доли в праве общедолевой собственности земельного участка с кадастровым номером 55:10:000000:222, общей площадью 172418011 кв.м., сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, ЗАО «Оглухинское», таким образом, она вступила в наследство, зарегистрировала в установленном законом порядке права на поименованные земельные доли, в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», более того, поименованные земельные доли она передала в аренду, срок действия последнего договора по ДД.ММ.ГГГГ, то есть распорядилась ими, что следует из поименованной выписки из ЕГРН, кадастровых и реестровых дел на земельный участок с кадастровым номером 55:10:000000:222, протоколов и договоров аренды.

Согласно актовой записи о смерти от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно актовым записям о рождении, заключении браков, свидетельствао о о заключении брака и расторжении брака, следует, что супругом ФИО2 является ФИО3, их дочерьми - Антонова Светлана Анатольевна (до заключения брака ФИО10), ФИО4 (до заключения брака ФИО10).

После смерти ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ нотариусом нотариального округа <адрес> ФИО8 было заведено наследственное дело . Наследником принявшим наследство является: дочь наследодателя - Антонова Светлана Анатольевна. Кроме вышеуказанной наследниками являлись: дочь - ФИО4, дочь - ФИО5, которые отказались от причитающейся им доли в наследственном имуществе. Наследственное имущество cocтоит из: денежных вкладов в Крутинском дополнительном офисе Тюкалинского отделения Сберегательного банка Российской Федерации /<адрес>; недополученной пенсии; земельной доли в размере 20 га., расположенной в ЗАО «Оглухинское» <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость 88 000 рублей; земельной доли в размере 20 га., расположенной в ЗАО «Оглухинское» <адрес>, кадастровый , кадастровая стоимость 17120 рублей. Согласно архивным данным Крутинской нотариальной конторы завещания от имени ФИО2 не удостоверялись. На поименованное имущество принявшей наследство дочери Антоновой Светлане Анатольевне нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в том числе на указанные доли в размере по 20 га., расположенные в ЗАО «Оглухинское» <адрес>, кадастровый .

Таким образом, судом установлено, что Антонова С.А. приняла наследство после смерти ФИО2, зарегистрировала за собой в установленном порядке право собственности на земельные доли, а именно на 1/950, 1/950 доли в праве общедолевой собственности земельного участка с кадастровым номером 55:10:000000:222, общей площадью 172418011 кв.м., сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, ЗАО «Оглухинское», в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», а также распорядилась ими передав их в аренду, срок действия последнего договора по ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, учитывая, что после смерти ФИО2 есть наследник, принявший наследство, в том числе земельные доли, зарегистрировала в установленном порядке право собственности на земельные доли, включение их в список невостребованных нельзя признать обоснованным, по смыслу ст. 12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» спорные земельные доли к числу невостребованных отнесены быть не могут, в связи с чем, заявленные исковые требования администрации Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района <адрес> о признании права муниципальной собственности на земельные доли не могут быть удовлетворены.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 233-237 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований администрации Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области отказать в полном объеме.

Копию данного решения направить ответчику в трехдневный срок с момента его вынесения.

Ответчик вправе подать в Крутинский районный суд Омской области заявление об отмене данного заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

    Судья                                                                      В.Ф. Гусарский

    Резолютивная часть решения оглашена 20.05.2022

    Мотивированное решение составлено 27.05.2022

    Судья                                                                       В.Ф. Гусарский

2-55/2022 (2-599/2021;) ~ М-616/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Оглухинского сельского поселения Крутинского муниципального района Омской области
Ответчики
Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области
Антонова Светлана Анатольевна
Другие
Администрация Крутинского городского поселения
Управление Росреестра по Омской области
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области
Суд
Крутинский районный суд Омской области
Судья
Гусарский Вячеслав Федорович
Дело на странице суда
krutinkacourt--oms.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2021Передача материалов судье
30.12.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2022Подготовка дела (собеседование)
25.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.02.2022Судебное заседание
21.02.2022Судебное заседание
24.03.2022Судебное заседание
19.04.2022Судебное заседание
20.05.2022Судебное заседание
30.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
18.07.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее