Дело № 2-1768/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июня 2021 года
Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Сабанцевой С.М., помощнике судьи Емашовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Кузьминой ФИО11 к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Советском административном округе города Омска о включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначении пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Кузьмина И.В. обратилась в суд с указанным иском, в его обоснование указав, что решением ГУ -УПФ РФ в Советском АО города Омска ей было отказано в назначении досрочной пенсии на льготных условиях, поскольку на момент обращения в пенсионный орган отсутствовала необходимая продолжительность специального стажа работы в тяжелых условиях труда. Из специального стажа исключены, в том числе, периоды: с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика; с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика ручной сварки четвертого разряда, с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика ручной сварки. С указанным решением не согласна. Просила включить в стаж поименованные периоды работ, назначить пенсию с момента обращения за ней, взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 22 000 рублей, расходы по составлению нотариальной доверенности в размере 2 100 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Кузьмина И.В. в судебном заседании участия не принимала, извещена надлежащим образом.
Представитель истца Яковлева Е.В. (по доверенности) поддержала исковые требования в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика ГУ -УПФ РФ в Советском АО города Омска Юсупова О.В. (по доверенности) просила в иске отказать, по основаниям указанным в решении об отказе в назначении пенсии.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, пенсионное дело истца, приходит к следующему.
Судом установлено, что .... Кузьмина И.В. обратилась в ГУ -УПФ РФ в Советском АО города Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от .... № 400-ФЗ.
Решением ГУ – УПФ РФ в Советском АО города Омска от .... истцу в назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии.
Из указанного решения следует, что стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при требуемых 10 годах, составляет 5 лет 10 месяцев 07 дней.
Учреждением ответчика в специальный стаж истца не включены, в том числе, периоды работы с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика; с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика ручной сварки четвертого разряда, с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика ручной сварки, поскольку документально работа, засчитываемая в стаж на соответствующих видах работ, не подтверждена.
Истцом оспаривается данный отказ ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска в части не включения в специальный в связи работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение пенсионного органа в иной части включения либо не включения периодов работы и примененного порядка исчисления специального стажа истцом не оспаривается.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2015, трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Указанное положение закреплено и в части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, которым предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
В силу ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации»).
Как следует из частей 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ № 400 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ № 400 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
13.03.1992 между государствами - участниками СНГ: Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной было подписано Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», статьей 1 которого предусматривалось, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со статьей 10 Соглашения государства - участники Содружества взяли на себя обязательства принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 следует, что необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации (статья 11).
В соответствии с ч. 9 ст. 21 Федерального закона № 400-ФЗ орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.
Кроме того, в п. 15 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза СССР» определено, что документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.
Согласно ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
Статья 14 ФЗ № 400, в ч.ч. 1 - 2, предусматривает, что при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015) периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.
Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 11 Правил).
Из разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (п. 15), следует, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.
Пунктом 1.1 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 № 162 (утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках»), установлено, что трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности рабочих и служащих.
Трудовые книжки ведутся на всех рабочих и служащих государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, проработавших свыше 5 дней, в том числе на сезонных и временных работников, а также на нештатных работников при условии, если они подлежат государственному социальному страхованию.
В соответствии с записями в трудовой книжке истца она действительно была трудоустроена в спорные периоды в заявленных организациях.
Из трудовой книжки Кузьминой И.В. усматривается, что в период с .... по .... она была трудоустроена в <данные изъяты> в качестве электросварщика; с .... по .... в <данные изъяты> в качестве электросварщика ручной сварки четвертого разряда.
Аналогичная информация следует и из ответов на запрос учреждения ответчика и суда, имеющегося в материалах дела. Так, Государственный архив Абайского района Управления культуры, архивов и документации Карагандинской области, со ссылкой на документы архивного фонда, в том числе, на книги приказов по личному составу, личную карточку по форме Т-2, указал, что последняя .... была принята в мехцех электросварщицей четвертого разряда в <данные изъяты>, .... уволена по собственному желанию.
Далее, согласно трудовой книжке, .... Кузьмина И.В. была принята электросварщиком четвертого разряда ККП-5 <данные изъяты>, .... уволена по собственному желанию. С .... принята электросварщиком четвертого разряда, .... уволена по собственному желанию.
Указанные сведения подтверждаются архивной справкой Коммунального государственного учреждения «Государственный архив города Шахтинск, в соответствии с которой, на основании приказов по личному составу за период за 1995, 1996 годы, усматривается, что в названные периоды Кузьмина И.В. трудилась в качестве электросварщика в <данные изъяты>.
В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» указал, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.).
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 года работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком № 2 от 26.01.1991 № 10.
Списком № 2 раздела XXXII производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, было предусмотрено, что правом на льготную пенсию обладают газосварщики, электросварщики и их подручные.
Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел XXXIII), предусмотрено включение в льготный стаж работы по общим профессиям: газосварщики (код 23200000-11620), электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код 23200000-19756), электросварщики на автоматических и полуавтоматических машинах, занятые сваркой в среде углекислого газа, на работах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, а также на полуавтоматических машинах (код 23200000-19905), электросварщики ручной сварки (код 23200000-19906).
В соответствии названным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 Списки производств, работ, профессий, должности показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативах.
Таким образом, периоды работы по профессиям и в должностях, дающих право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, засчитываются в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а работа в период до 1 января 1992 года может также засчитываться в специальный стаж по Списку № 2, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173.
В информационном письме Минтруда РФ N 3073-17, ПФ РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 указано, что «Электрогазосварщик» и «Газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (в разделе XXXIII) как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Таким образом, законом предусмотрено, что периоды работы в должности электрогазосварщика (газоэлектросварщика, электросварщика) после 01.01.1992 подлежат зачету в специальный стаж при условии занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о необоснованности отказа УПФ РФ и необходимости включения периодов работы истца с .... по .... в качестве электросварщика 4 разряда <данные изъяты>, поскольку действующими на тот период Списками подтверждение характера работы на указанных должностях не требуется, а в архивных справках, в её трудовой книжке, являющейся, в силу ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, основным документом о трудовом стаже работника, должность указана как «электросварщик».
Правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы Кузьминой И.В. после 01.01.1992 суд не усматривает, поскольку Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел XXXIII), предусмотрено включение в льготный стаж работы по общим профессиям электрогазосварщика, занятого на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности (код 23200000-19756), а характер работы в данном случае истцом не подтвержден. Ссылка представителя истца на то, что после 01.01.1992 характер работы не изменился, следовательно, периоды подлежат включению в специальный стаж без подтверждения вида сварки, полной занятости, суд находит несостоятельной, основанной на ошибочном толковании вышеприведенных правовых норм.
Также, суд считает подлежащим включению в стаж Кузьминой ( ФИО12) И.В. период работы с .... по .... в Иртышской РЭБ флота ОАО «Иртышское пароходство» в качестве электросварщика ручной сварки.
Из трудовой книжки истца следует, и справкой уточняющей особый характер работы, выданной ПАО «Иртышское пароходство» подтверждается, что Кузьмина И.В. работала полный рабочий день в качестве с .... по ..... Учреждением ответчика в добровольном порядке частично включен в стаж данный период, а именно с .... по ...., с .... по ...., с .... по ...., с .... по .....
Спорный период с .... по .... не включен, поскольку имеются сведения из КУ г. Омска «Муниципальный архив», что Кузьмина ( ФИО13) И.В. в период с .... по .... год было принята временно уборщицей в <данные изъяты>, с .... по .... год принята на постоянное место работы в <данные изъяты> уборщицей административного здания.
Суд не соглашается с позицией учреждения ответчика, исходя из того, что специфика работы в качестве уборщицы предполагает не полную занятость в течение всего дня, и возможность исполнять свои трудовые функции, в том числе, в ночное время.
Указанные обстоятельства, также опровергаются сведениями работодателя ПАО «Иртышское пароходство» с указанием занятости истца полный рабочий день в период с .... по .....
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Общая продолжительность специального стажа истца на момент обращения в учреждение ответчика составляла 5 лет 10 месяцев 7 дней, с учетом включённых судом спорных периодов работы 3 года 1 месяц 9 дней, стаж последней составляет 8 лет 11 месяцев 16 дней.
На основании изложенного, право у Кузьминой И.В. на досрочное назначение страховой пенсии со снижением возраста в 50 лет не возникло, поскольку не имеется 10 -го специального стажа.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. К издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
Частью 1 ст. 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Право на взыскание судебных расходов возникает при условии фактического осуществления затрат, подтверждаемых соответствующими документами.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Возмещение судебных издержек (в том числе расходов на оплату услуг представителя) на основании вышеприведенных норм осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда, в силу того судебного постановления, которым спор разрешен по существу. Гражданское процессуальное законодательство при этом исходит из того, что критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.
Обращение Кузьминой И.В. к представителю, оказывающему квалифицированную помощь на профессиональной основе, не может рассматриваться как неразумное поведение. Сторона вправе самостоятельно определять способ осуществления судебной защиты. Безусловно, что конкретный размер гонорара, в каждом случае, определяется соглашением между представителем и его доверителем с учетом квалификации и опыта представителя, сложности работы, срочности ее выполнения и других обстоятельств, которые устанавливаются сторонами при заключении соглашения.
Согласно представленному договору от 18.03.2021 оказания юридических услуг, квитанциям № 002900 от 18.03.2021 и № 00292 от 21.04.2021, истцом оплачено 22 000 рублей.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.02.2010 № 224-О-О указал, что обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон (статьи 2, 35 ГПК РФ, статьи 3, 45 КАС РФ, статьи 2, 41 АПК РФ) суд вправе уменьшить размер судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, если заявленная к взысканию сумма издержек, исходя из имеющихся в деле доказательств, носит явно неразумный (чрезмерный) характер.
При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (пункт 13 Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела»).
Определение разумных пределов расходов на оплату услуг представителя является оценочным понятием и конкретизируется с учетом правовой оценки судом фактических обстоятельств.
При применении приведенных правовых норм и позиций высших судебных инстанций суду предоставлено право оценивать разумность понесенных стороной судебных расходов, исходя из сложности дела, объема оказанных услуг, причем такая оценка производится с целью установления баланса между правами лиц, участвующих в деле.
Вместе с тем, в целях реализации задачи судопроизводства по справедливому публичному судебному разбирательству, обеспечения необходимого баланса процессуальных прав и обязанностей сторон, принимая во внимание предмет иска и основания исковых требований, количество лиц, участвующих в деле, количество представленных доказательств, фактическую сложность дела и трудозатрат представителя, качество этих услуг, продолжительность времени, затраченного при рассмотрении дела, учитывая процессуальную активность представителя, оценку материалов дела, продолжительность судебных заседаний ( опрос сторон, одно судебное заседание), а также объем проделанной представителем заявителя работы, основываясь на принципе разумности при определении размера судебных издержек, подлежащих возмещению на оплату услуг представителя, суд полагает обоснованным частично удовлетворить заявление, возместив Кузьминой И.В. расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 рублей.
Далее, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 2 постановления от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Согласно материалам дела Кузьмина И.В. понесла расходы по оформлению доверенности в размере 2 200 рублей.
Представленная в материалы дела копия доверенности № от 30.03.2021 содержит указания на то, что она выдана для представления интересов последней во всех компетентных организациях и учреждениях Российской Федерации, в том числе во всех судебных, административных, правоохранительных органах, органах дознания, прокуратуре, службе судебных приставов, во всех судах судебной системы Российской Федерации, в том числе в судах общей юрисдикции, арбитражных и иных, а не в конкретном деле - в Советском районном суде года Омска в гражданском деле по иску к Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска, в связи с чем указанные расходы не могут быть признаны судебными издержками и взысканы в пользу истца.
На основании ст. 98 ГПК РФ в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска включить Кузьминой ФИО14 в специальный стаж в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды работы: с 22.11.1990 по 31.12.1991 в <данные изъяты> в качестве электросварщика 4 разряда, с 01.01.1999 по 31.12.2000 в <данные изъяты> в качестве электросварщика ручной сварки.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска в пользу Кузьминой ФИО15 судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 3 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Омска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 23.06.2021.
Судья Ерофеева Н.А.