Дело № 2-71/2024
55RS0032-01-2024-000088-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 июня 2024 года с. Седельниково Омской области
Седельниковский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Вертынской Т.А.,
при секретаре судебного заседания Сабаевой Н.А.,
с участием заместителя прокурора Седельниковского района Бирюкова К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Седельниковского района Омской области к САУ «Седельниковский лесхоз» об обязании оборудовать лесопожарную станцию,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Седельниковского района Омской области обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что была проведена проверка соблюдения требований лесного законодательства в части обеспечения охраны лесов от пожаров в деятельности САУ «Седельниковский лесхоз». В ходе проверки установлено, что САУ «Седельниковский лесхоз» частично не укомплектован к пожароопасному сезону, перечень средств пожаротушения не в полной мере соответствует перечню средств пожаротушения согласно Нормативам. В связи с неполным оснащением прокуратурой района 27.03.2024 внесено представление в САУ «Седельниковский лесхоз» об устранении нарушений законодательства об охране лесов от пожаров, вместе с тем нарушения до настоящего времени не устранены. Просит суд обязать САУ «Седельниковский лесхоз» оборудовать лесопожарную станцию 1 типа согласно требованиям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, а именно обеспечить наличие следующих средств: тепловизором (портативным) в количестве 1 штуки, комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и беспилотной авиационной системой (БАС) в количестве 1 штуки, комплектом для оказания первой помощи на месте происшествия (групповым) в количестве 1 штуки, комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы и сигнального устройства, сигнальными ракетами в количестве 20 штук, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании заместитель прокурора Седельниковского района Бирюков К.А., заявленные требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.
Ответчик САУ «Седельниковский лесхоз» своего представителя в судебное заседание не направили, были извещены надлежаще, в материалы дела представлен отзыв, в котором просит в удовлетворении требований отказать ввиду отсутствия денежных средств на приобретения леспожарной техники.
Третье лицо Главное управление лесного хозяйства Омской области своего представителя в судебное заседание не направили, были извещены надлежаще.
Исследовав материалы гражданского дела, проверив фактическую обоснованность исковых требований на основе анализа представленных сторонами доказательств, заслушав процессуальные позиции участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Общественные отношения в области использования, охраны и защиты лесов регулируются Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Лесного кодекса РФ).
Согласно ст. 1 Лесного кодекса РФ, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципах сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; обеспечения охраны и защиты лесов.
Понятие леса определено ст. 5 Лесного кодекса РФ, согласно которой использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Леса подлежат охране от пожаров (ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса РФ).
В силу положений ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Предупреждение лесных пожаров в соответствии с ч. 1 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п. 1 ч. 5 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.
Лесное законодательство согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст. 81-84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Главное управление лесного хозяйства Омской области является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим переданные отдельные государственные полномочия Российской Федерации и полномочия органа исполнительной власти Омской области в области лесных отношений, в том числе в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда, расположенных на территории Омской области (п. 1 Положения о Главном управлении лесного хозяйства Омской области).
В соответствии с п. 8 пп. 6, 19, 20 Положения к функциям Главного управления лесного хозяйства Омской области относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности Омской области.
Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. № 204 установлена задача сохранения лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений.
Во исполнение данного Указа подготовлен и реализуется федеральный проект «Сохранение лесов» в рамках национального проекта «Экология».
Паспорт национального проекта «Экология», утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, предусматривает срок реализации с 01.10.2018 по 31.12.2024.
Подпунктом 3 таблицы 4.9 Федерального проекта «Сохранения лесов» Паспорта закреплен показатель национального проекта, на достижение которых направлен федеральный проект – «Сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на всех участках вырубленных и погибших лесных насаждений».
Комплекс предусмотренных данным Федеральным проектом лесохозяйственных мероприятий в области воспроизводства лесов предусматривает модернизацию парка лесохозяйственной и лесопожарной техники, направленную на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов и сокращение ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров.
Пунктом 7.6.2 блока мероприятий по обеспечению баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году Плана деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на 2019 - 2024 годы» (утв. Минприроды России 11.03.2022 № 9/12) в рамках реализации национального проекта «Экология» предусматривает, что к 2024 году специализированные учреждения органов государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть оснащены лесопожарной техникой на 100% от потребности в необходимой специализированной технике и оборудовании для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.
Приказом Рослесхоза от 29.04.2022 № 552 «О Публичной декларации целей и задач Федерального агентства лесного хозяйства на 2022 год» предусмотрено, что выполняемый в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» комплекс лесохозяйственных мероприятий в области воспроизводства лесов, в том числе модернизация парка лесохозяйственной и лесопожарной техники, формирование запасов семян лесных растений, проведение единовременной инвентаризации фонда лесовосстановления направлены на обеспечение баланса выбытия и воспроизводства лесов в соотношении 100% к 2024 году и сокращение ущерба лесным насаждениям от лесных пожаров до 12,5 млрд. руб.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» далее – Федеральный закон № 69-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, обязательные требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Из ст. 3 Федерального закона № 69-ФЗ следует, что система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организации обязаны содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Указом Губернатора Омской области от 17.01.2019 № 4 «Об утверждении Лесного плана Омской области и признании утратившими силу отдельных указов Губернатора Омской области» установлено, что состав и оснащенность ПХС комплектуются в соответствии с приказом Федеральной службы лесного хозяйства от 19 декабря 1997 года № 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях».
Согласно п. 1 раздела VI «Оснащение пожарно-химических станций» Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2019 года № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» (далее – Нормативы) утверждена структура лесопожарной станции (далее – ЛПС) по субъектам Российской Федерации, порядок её комплектации, оснащения, перечень пожарной техники, оборудования инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ЛПС.
Проверка показала, что САУ «Седельниковский лесхоз» частично не укомплектован к пожароопасному сезону, перечень средств пожаротушения не в полной мере соответствует перечню средств пожаротушения согласно Нормативам.
Проверкой установлено, что в Седельниковском муниципальном районе на период пожароопасного сезона САУ «Седельниковский лесхоз» (далее – Лесхоз) формирует лесопожарную станцию 1 типа (далее - ЛПС-1).
Пунктом 42 Нормативов установлено, что ЛПС-1 оснащается тепловизором (портативным) не менее чем -1, который у ответчика отсутствует.
Пунктом 44 Нормативов предусмотрено оснащение ЛПС – 1 комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и (или) беспилотной авиационной системой (БАС) не менее чем – 1, у ответчика он отсутствует.
В силу пункта 64 Нормативов предусмотрено оснащение ЛПС – 1 комплектом для оказания первой помощи на месте происшествия (групповым) в количестве единиц не менее чем для ЛПС и авиаотделений – по числу групп из расчета 1 на группу, у ответчика он отсутствует.
Пунктом 56 Нормативов предусмотрено оснащение ЛПС – 1 комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальными ракетами в количестве 20 штук, не менее чем – 1, которые также отсутствуют у ответчика.
Неполное оснащение ЛПС не соответствует целям и задачам национального проекта «Экология», способствует снижению уровня пожарной безопасности», и может повлечь стремительное распространение лесных пожаров, а в случае несвоевременной ликвидации пожаров ввиду отсутствия вышеуказанных средств пожаротушения может повлечь причинение значительного ущерба лесному фонду, уничтожению иного имущества, а также причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в прилегающих к лесному фонду населенных пунктах.
В связи с неполным оснащением ЛПС прокуратурой района 27.03.2024 внесено представление в САУ «Седельниковский лесхоз» об устранении нарушений законодательства об охране лесов от пожаров, вместе с тем нарушения до настоящего времени не устранены.
Ранее по данному факту прокуратурой района 17.03.2023 было также внесено представление в САУ «Седельниковский лесхоз» об устранении нарушений законодательства об охране лесов от пожаров, по результатам рассмотрения которого нарушения в полном объеме устранены не были.
Из ответа директора САУ «Седельниковский лесхоз» следует, что в ЛПС1 отсутствуют беспилотные летательные аппараты, комплекс пиротехнических средств световой визуальной сигнализации, а также тепловизора и группового комплекта оказании первой помощи отсутствуют.
Указанные обстоятельства ответчиками не оспаривались и подтверждены письменными материалами дела.
Доказательств устранения выявленных нарушений на момент рассмотрения дела суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что у САУ «Седельниковский лесхоз» имеется кредиторская задолженность в более 3 000 000,00 руб. и как следствие нет возможности приобрести указанное в иске оборудование судом оценивается критически. Поскольку отсутствие финансирования не освобождает ответчика от необходимости соблюдения требований действующего законодательства и не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что до настоящего времени ответчиком указанные нарушения не устранены.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что невыполнение ответчиками предусмотренной законодательством Российской Федерации обязанности по укомплектованию требуемым количеством пожарного оборудования может повлечь в пожароопасные периоды снижение эффективности и оперативности тушения лесных пожаров, причинение имущественного ущерба, а также вреда жизни и здоровью людей, проживающих на территории района в результате возникновения и распространения пожаров, в связи с чем суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Устанавливая указанный срок, необходимо исходить из того, что такой срок должен быть разумным, то есть достаточным для реального исполнения решения суда.
Исходя из обстоятельств дела и характера спорных правоотношений, принимая во внимание наличие потенциальной угрозы возникновения пожара в пожароопасный период, предложенный прокурором срок устранения выявленных нарушений – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу суд находит разумным и обоснованным.
В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из положений подп. 3 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина, подлежащая взысканию с ответчиков составляет 6000 рублей.
Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом имущественного положения САУ «Седельниковский лесхоз» суд полагает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию в бюджет Седельниковского муниципального района, до 600 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Седельниковского района Омской области удовлетворить.
Обязать САУ «Седельниковский лесхоз» оборудовать лесопожарную станцию 1 типа согласно требованиям Распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р, а именно обеспечить наличие следующих средств: тепловизором (портативным) в количестве 1 штуки, комплексом мониторинга с беспилотным летательным аппаратом (БЛА) и беспилотной авиационной системой (БАС) в количестве 1 штуки, комплектом для оказания первой помощи на месте происшествия (групповым) в количестве 1 штуки, комплектом пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетницы и сигнального устройства, сигнальными ракетами в количестве 20 штук, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с САУ «Седельниковский лесхоз» в доход бюджета Седельниковского муниципального района Омской области государственную пошлину в размере 600 (шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Седельниковский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.А. Вертынская
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27 июня 2024 года.