Дело №
УИД 21RS 0№-59
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2021 г. <адрес>
Красноармейский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Семенова В.П., при секретаре судебного заседания Артемьевой Р.М., с участием ответчицы Илларионовой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чувашского регионального филиала АО « Россельхозбанк» к Илларионовой Ольге Владимировне о взыскании задолженности ИГГ по кредитному договору,
у с т а н о в и л :
Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чувашского регионального филиала АО « Россельхозбанк» обратилось в суд с иском к Илларионовой О.В. и просило досрочно взыскать с нее долг ИГГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Чувашской Республики, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики, по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 341 371, 94 рубль, в том числе: основной долг в размере 247 623, 44 рубля ; просроченные проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 748, 50 рублей и далее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день полного фактического возврата (погашения) кредита (включительно) из расчета 19% годовых, но не далее ДД.ММ.ГГГГ ; 3) судебные расходы по уплате госпошлины за подачу искового заявления в суд в размере 6 613, 72 рублей.
Исковые требования были мотивированы тем, что ответчица является наследницей ИГГ, принявшей ее наследство, и в силу п.1 ст.1175 ГК РФ должна отвечать по долгам своего наследодателя в пределах стоимости перешедшего к ней наследственного имущества. По названному выше соглашению после смерти ИГГ остались неисполненными ее обязательства перед АО « Россельхозбанк» по возврату указанной выше суммы кредита и по уплате процентов за пользование кредитом.
На судебное заседание представитель истца не явился, просил дело рассмотреть без его присутствия ( л.д.88).
Ответчица Илларионова О.В. иск не признала, заявив, что наследство ИГГ не принимала, что после смерти последней какое-либо наследственное имущество не осталось.
Проверив доводы истца, изложенные в исковом заявлении, выслушав объяснения ответчицы Илларионовой О.В., исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.1112 и п.1 ст.1175 ГК РФ в состав наследства входят не только принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, имущество и имущественные права, но и имущественные обязанности, в том числе долги в пределах стоимости перешедшего к наследникам наследственного имущества.
Как следует из объяснений ответчицы Илларионовой О.В., копии свидетельства о смерти и сообщения администрации Убеевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики, ИГГ, проживавшая по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики (л.д.29,62).
Согласно сообщению нотариуса Красноармейского нотариального округа Чувашской Республики Ильиной С.С. после смерти ИГГ наследственное дело не открывалось (л.д.51).
Предоставленными истцом в суд анкетой -заявлением на предоставление потребительского кредита, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ №, банковским ордером, расчетом задолженности подтверждается заключение ИГГ при жизни с АО «Россельхозбанк» указанного в исковом заявлении соглашения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ долг ИГГ по нему составляет в размере 341 371, 94 рубль, в том числе: основной долг в размере 247 623, 44 рубля ; просроченные проценты за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 93 748, 50 рублей ( л.д.5-8,14-16,21).
Пунктом 1 статьи 418 ГК РФ установлено, что обязательство прекращается смертью должника, только в случае, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 58, 59 и 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) «О судебной практике по делам о наследовании», смерть должника не влечет прекращения обязательств по заключенному им кредитному договору. Наследник, принявший наследство, становится должником и несет обязанности по их исполнению со дня открытия наследства. Проценты, подлежащие уплате в соответствии со ст.395 ГК РФ, взимаются за неисполнение денежного обязательства наследодателем по день открытия наследства, а после открытия наследства за неисполнение денежного обязательства наследником, по смыслу п.1 ст.401 ГК РФ - по истечении времени, необходимого для принятия наследства (приобретения выморочного имущества). Размер задолженности, подлежащей взысканию с наследника, определяется на время вынесения решения суда.
В соответствии с п.1 ст.1175 ГК РФ и разъяснениями, содержащихся в п. 60 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) «О судебной практике по делам о наследовании»,
принявшие наследство наследники должника становятся солидарными должниками (статья 323 ГК РФ) в пределах стоимости перешедшего к ним наследственного имущества, а наследники, совершившие действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, отвечают по долгам наследодателя в пределах стоимости всего причитающегося им наследственного имущества.
Как видно из выписок ЕГРН и уведомления Управления Росреестра по Чувашской Республике, ответов кредитных организаций на запросы суда, МРЭО ГИБДД МВД по Чувашской Республике, сообщения администрации Убеевского сельского поселения <адрес> Чувашской Республики ( л.д.23-28,55,62-68,74-75,78,84-87), после смерти ИГГ осталось наследственное имущество в виде денежного вклада в размере 2993, 55 рублей в ПАО Сбербанк ( л.д.75). Какого -либо иного наследственного имущества, в том числе в виде объектов недвижимого имущества и транспортных средств, не имеется.
Из объяснений ответчицы Илларионовой О.В. и копии и выписки из похозяйственной книги ( л.д.22,63-68) явствует, что она, как родная дочь, на день смерти ИГГ проживала совместно с ней в одном жилом доме, последняя являлась членом ее семьи.
В силу п.1 ст.1142 ГК РФ Илларионова О.В. относится к наследникам ИГГ первой очереди по закону.
Пунктом 1 ст.1152 ГК РФ установлено, что для приобретения наследства наследник должен его принять.
В соответствии с п.2 ст.1153 ГК РФ и п.1 ст.1154 ГК РФ, признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, независимо от подачи им по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления о принятии наследства либо заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство, если он в течение в течение 6 месяцев со дня открытия наследства, то есть со дня смерти наследодателя, совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
При этом, согласно пунктов 2 и 4 ст.1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пунктах 36, 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) «О судебной практике по делам о наследовании», проживание наследника совместно с наследодателем на день его смерти свидетельствует о фактическом принятии им наследства в порядке п.2 ст.1153 ГК РФ.
Совместное проживание наследника с наследодателем предполагает фактическое принятие им наследства, даже если такое жилое помещение не является собственностью наследодателя и не входит в состав наследства, поскольку в жилом помещении наличествует имущество (предметы домашней обстановки и обихода), которое, как правило, находится в общем пользовании наследодателя и совместно проживающих с ним наследников и принадлежит в том числе наследодателю, этим имуществом продолжает пользоваться наследник и после смерти наследодателя.
Согласно же ст.1169 ГК РФ и п.53 названного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) предметы обычной домашней обстановки и обихода тоже входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Преимущественное право на предметы обычной домашней обстановки и обихода принадлежит наследнику, проживавшему совместно с наследодателем на день открытия наследства, вне зависимости от продолжительности совместного проживания.
В силу изложенного, ответчицу Илларионову О.В. суд, вопреки ее утверждению о том, что не принимала наследство ИГГ, признает наследницей ИГГ первой очереди по закону фактически, в порядке п.2 ст.1153 ГК РФ, принявшей ее наследство.
Каких-либо объективных доказательств, подтверждающих то, что указанным способом не принимала наследство ИГГ, ответчица Илларионова О.В. суду не предоставила.
Между тем, в соответствии со ст.ст.12, 56 ГК РФ обязанность доказать данное обстоятельство лежало на ней.
При установленных выше обстоятельствах, в соответствии с п.1 ст.1175 ГК РФ ответчица Илларионова О.В. должна отвечать по долгам ее наследодателя ИГГ перед истцом в пределах стоимости причитающегося ей наследственного имущества - денежного вклада в размере 2993, 55 рублей в ПАО Сбербанк.
В силу изложенного, исковые требования истца суд находит подлежащими удовлетворению лишь в размере 2993, 55 рублей.
По указанным выше мотивам, исковые требования о взыскании с Илларионовой О.В. остальной суммы задолженности ИГГ по названному выше соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №, равной 338 378, 39 рублей, а также процентов за пользование кредитом начиная с ДД.ММ.ГГГГ по день полного фактического возврата (погашения) кредита (включительно) из расчета 19% годовых, но не далее ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть удовлетворены.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ требования истца о взыскании с ответчицы Илларионовой О.В. судебных расходов по уплате госпошлины за подачу искового заявления в суд подлежат удовлетворению лишь пропорционально удовлетворенным требованиям, а именно в размере 400 рублей, учетом положений пп.1 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ.
Суд, по изложенным мотивам, отказывает истцу в взыскании с ответчицы остальной суммы судебных расходов по уплате госпошлины за подачу искового заявления в суд, равной 6213, 72 рублей.
Руководствуясь ст.ст.196-199 ГПК РФ, районный суд
р е ш и л :
Взыскать с Илларионовой Ольги Владимировны в пользу Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чувашского регионального филиала АО « Россельхозбанк» в счет погашения задолженности ИГГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес> Чувашской Республики, умершей ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики по соглашению от ДД.ММ.ГГГГ № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 2 993 (две тысячи девятьсот девяноста три) рубля 55 (пятьдесят пять) копеек и судебные расходы в размере 400 (четыреста ) рублей, а всего 3 393 ( три тысячи триста девяноста три) рубля 55 (пятьдесят пять) копеек.
В удовлетворении иска Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк» в лице Чувашского регионального филиала АО « Россельхозбанк» к Илларионовой Ольге Владимировне о взыскании остальной суммы задолженности ИГГ по указанному соглашению, равной 338 378 рублям 39 копеек, а также остальной суммы судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска в суд в размере 6 213 рублей 72 копейки отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Красноармейский районный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме 3 июня 2021 г.
Председательствующий