Дело № 21-1036/2022
РЕШЕНИЕ
29.08.2022г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю Дячишина А.П. от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022 года по делу №12-686/2022,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю Дячишина А.П. от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю (далее Постановление от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю) Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Черноморнефтегаз» (далее ГУП РК «Черноморнефтегаз») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ГУП РК «Черноморнефтегаз» обжаловало его в суд.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022 года по делу №12-686/2022 (судья Кузнецова О.П.) Постановление от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю изменено, исключены из постановления указания на нарушение ГУП РК «Черноморнефтегаз» законодательства в области промышленной безопасности: не пересмотрена (разработана вновь) декларация промышленной безопасности рег.№19-19(00).0621-00-МТ в связи с изменением требований промышленной безопасности ОПО Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов «Подземное хранилище газа», рег. №А79-00024-0038, чем нарушены требования ст. 9, п.3.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон №116-ФЗ), снижен до 100000рублей штраф, назначенный ГУП РК «Черноморнефтегаз».
Не согласившись с указанными постановлением и решением, ГУПРК«Черноморнефтегаз» подало жалобу, в которой просит Постановление от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022 года по делу №12-686/2022 отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании 29.08.2022 года представитель истца настаивал на отмене Постановления от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю и решения Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022 года по делу №12-686/2022 по причине несоблюдения положений КоАП РФ при рассмотрении административного дела должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Законом №116-ФЗ определено, что Положения настоящего Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
Ч.1 ст. 3 Закона №116-ФЗ установлено, что под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с ч.1 ст. 6 Закона №116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 9 Закона №116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Материалы дела свидетельствуют о том, что Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю при проведении выездной проверки эксплуатируемого ГУП РК «Черноморнефтегаз» опасного производственного объекта «Подземное хранилище газа», регистрационный номер А79-00024-0038 в период с 07.12.2021 года по 30.12.2021 года были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности.
По данному факту, государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтегазового комплекса, за взрывоопасными и химически опасными объектами, горного надзора Крымского управления Ростехнадзора Смирновым А.В. в отношении ГУП РК «Черноморнефтегаз» был составлен протокол об административном правонарушении № 17-01/07 САВ-420-401/ПХГ Ю от 17.01.2022 года.
Это послужило основанием для вынесения заместителем руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю Дячишиным А.П. 07.02.2022 года постановления №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю, которым ГУП РК «Черноморнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым установила, что отсутствие в ГУП РК «Черноморнефтегаз» порядка отключения устройства автоматики безопасности и блокировок на кратковременный период при ремонте и техническом обслуживании, а так же регистрация всех случаев загазованного производственных помещений, подтверждено материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении №17-01/07 САВ-420-401/ПХГ Ю от 17.01.2022 года, предписанием об устранении нарушений от 30.12.2021 года, актом выездной проверки от 30.12.2021 года.
Исключая из постановления указания на нарушение ГУП РК «Черноморнефтегаз» законодательства в области промышленной безопасности, в части не разработки (разработки вновь) декларации промышленной безопасности рег.№19-19(00).0621-00-МТ в связи с изменением требований промышленной безопасности ОПО Система промысловых (межпромысловых) трубопроводов «Подземное хранилище газа», рег. №А79-00024-0038, чем нарушены требования ст. 9, п.3.1 ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым исходила из того, что из материалов дела не усматривается какие изменения требований промышленной безопасности, по мнение должностного лица, влекут обязанность ГУП РК «Черноморнефтегаз» пересмотреть (разработать вновь) декларацию промышленной безопасности peг. № 19-19(00).0621-00-МТ.
Вместе с тем, решение судьи Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым законным признать нельзя.
Ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
По смыслу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Ст. 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 24.4 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Также в определении Конституционного Суда РФ от 19. 12.2019 года № 3536-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина К. на нарушение его конституционных прав ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что в силу ст. 24.4 названного Кодекса любое ходатайство, заявляемое участником производства по делу об административном правонарушении, подлежит обязательному немедленному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Представитель ГУП РК «Черноморнефтегаз» в ходе рассмотрения жалобы на Постановление от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022года по делу №12-686/2022, указывает на то, что при рассмотрении адмиинстративного дела в Межрегиональном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю было направлено письменное ходатайство, которое представителем контролирующего органа рассмотрено не было, что свидетельствует о грубом нарушении процессуальных норм.
В целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения жалобы ГУПРК «Черноморнефтегаз» на Постановление от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022года по делу №12-686/2022 у первого были истребованы доказательства направления в Межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю ходатайств при рассмотрении административного дела, по результатам которого принято Постановление №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю, а у контролирующего органа истребованы доказательства рассмотрения ходатайства ГУПРК «Черноморнефтегаз» от 28.01.2022 года №18/02-053.
Представителем ГУПРК «Черноморнефтегаз» предоставлена копия определения заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю Дячишина А.П. от 31.01.2022 года, постановленного при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАПРФ, об отложении рассмотрения дела, в установочной части которого указано о получении при рассмотрении дела об административном правонарушении ходатайства об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство, требующего полной и всесторонней оценки.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю не предоставлены доказательства разрешения оговоренного выше ходатайства в порядке, установленном ст.24.4 КоАПРФ.
В тексе Постановления от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю отсутствуют сведения о рассмотрении ходатайства об объединении дел об административных правонарушениях в одно производство.
В силу изложенного становится очевидным, что материалы дела не свидетельствуют о том, что судьёй Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым в ходе рассмотрения дела №12-686/2022 установлено выполнение Межрегиональным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю указанных выше требований КоАПРФ.
При таких обстоятельствах решение судьи Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022 года по делу №12-686/2022 подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в Киевский районный суд города Симферополя Республики Крым.
При новом рассмотрении дела судье Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым надлежит учесть изложенное, истребовать в Межрегиональном управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю сведения, подтверждающие выполнение положений ст.24.4 КоАПРФ в части рассмотрения письменных ходатайств ГУПРК «Черноморнефтегаз», принять судебный акт в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 21.06.2022 года по делу №12-686/2022 отменить, дело с жалобой Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» на постановление заместителя руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г.Севастополю Дячишина А.П. от 07.02.2022 года №07-02/07-САВ-420-401/ПХГ-Ю возвратить на новое рассмотрение в Киевский районный суд г.Симферополя Республики Крым.
Жалобу Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Черноморнефтегаз» удовлетворить частично.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>