УИД 26RS0034-01-2024-000261-96
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2024 года с. Летняя Ставка
Туркменский районный суд
Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Филипенко А.В.,
при секретаре судебного заседания Исмаиловой Е.А.,
с участием: помощника прокурора Туркменского района Ставропольского края Мироновой А.С.,
представителя ответчика Администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Туркменского района Ставропольского края Пустовойт Л.В., поданному в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края «О возложении обязанности»,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурор Туркменского района Ставропольского края Пустовойт Л.В. обратилась в Туркменский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением, поданным в защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края «О возложении обязанности», в котором указала что в прокуратуре района по обращению законного представителя несовершеннолетней Шамовой З.Д. – ФИО2 проведена проверка исполнения должностными лицами администрации Туркменского муниципального округа Ставропольского края требований законодательства об ответственном обращении с животными, по результатам которой выявлены нарушения.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности сотрудников администрации Туркменского муниципального округа, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес>, обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ СК «Туркменская районная больница» с диагнозом: укушенная рана 2 пальца правой кисти, которую несовершеннолетняя получила в результате нападения бродячей собаки в <адрес>.
Вышеуказанное свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, что повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью несовершеннолетнему. Размер компенсации морального вреда законным представителем несовершеннолетнего оценивается в 15 000 рублей.
Таким образом, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые администрацией Туркменского муниципального округа Ставропольского края меры по отлову животных без владельцев недостаточны и неэффективны. Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы скопления животных без владельцев, то имеется причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО1
Кроме того, в 2023 году в ходе проведенной проверки по факту ненадлежащей организации работы по обращению с животными без владельцев прокуратурой района было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туркменского муниципального округа муниципальный контракт или договор с организацией, оказывающей услуги по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края, не был заключен, аукцион не проводился. Таким образом, с января 2023 года на территории Туркменского муниципального округа мероприятия, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ не проводились, полномочия, предусмотренные Законом № 90-кз, администрацией Туркменского муниципального округа не исполняются.
В этой связи, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе администрации Туркменского муниципального округа, которое рассмотрено и удовлетворено.
С учетом обстоятельств получения физических и нравственных страданий, характера и степени наступивших последствий, а также требования разумности и справедливости, полагает, что несовершеннолетняя ФИО1, имеет право на компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
Истец просил взыскать с администрации Туркменского муниципального округа <адрес>, ИНН 2622004420, ОГРН 1042600435393 компенсацию морального вреда в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей в пользу несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>, на счет получателя (законного представителя несовершеннолетней) ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации Туркменского муниципального округа <адрес> – ФИО8 с заявленными исковыми требованиями не согласился, просил отказать в их удовлетворении.
В судебном заседании ранее представитель заинтересованного лица ГБУЗ СК «Туркменская РБ» - ФИО9 не возражал против удовлетворения исковых требований.
В судебное заседание заинтересованное лицо законный представитель несовершеннолетней ФИО1 – ФИО2 не явилась, о дате, месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Прокуратурой района проведена проверка деятельности сотрудников администрации Туркменского муниципального округа, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающая по адресу: <адрес>, обратилась за медицинской помощью в ГБУЗ СК «Туркменская районная больница» с диагнозом: укушенная рана 2 пальца правой кисти, которую несовершеннолетняя получила в результате нападения бродячей собаки в <адрес>.
Вышеуказанное свидетельствует о неисполнении ответственными должностными лицами возложенных на них обязанностей, что повлекло негативные последствия в виде причинения вреда здоровью несовершеннолетнему. Размер компенсации морального вреда законным представителем несовершеннолетнего оценивается в 15 000 рублей.
Таким образом, фактические обстоятельства свидетельствуют о том, что принятые администрацией Туркменского муниципального округа Ставропольского края меры по отлову животных без владельцев недостаточны и неэффективны. Поскольку деятельность по обращению с животными без владельцев должным образом не осуществляется, не обеспечивается оперативное реагирование на поступающие сигналы скопления животных без владельцев, то имеется причинно-следственная связь между бездействием структурного подразделения органа местного самоуправления и нападением безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО1
Кроме того, в 2023 году в ходе проведенной проверки по факту ненадлежащей организации работы по обращению с животными без владельцев прокуратурой района было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туркменского муниципального округа муниципальный контракт или договор с организацией, оказывающей услуги по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края, не был заключен, аукцион не проводился. Таким образом, с января 2023 года на территории Туркменского муниципального округа мероприятия, предусмотренные ч. 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ не проводились, полномочия, предусмотренные Законом № 90-кз, администрацией Туркменского муниципального округа не исполняются.
В этой связи, прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе администрации Туркменского муниципального округа, которое рассмотрено и удовлетворено.
Согласно преамбуле Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» указанный Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 1 Закона № 52-ФЗ безопасные условия для человека - это состояние среды обитания, при котором отсутствует опасность вредного воздействия ее факторов на человека.
Гарантированные ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду предполагают необходимость осуществления комплекса мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических заболеваний.
В силу ч. 2 ст. 2 Закона №52-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.12.2018 № 498 «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отношения в области обращения с животными регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, иными нормативными правовыми актами не допускается.
Нормативно-правовое регулирование организации и проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных осуществляется в соответствии с Законом Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления, муниципальных городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 13.02.2020 № 71-п.
Согласно ст. 1 Закона № 90-кз организация и проведение мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных относится к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, органы местного самоуправления муниципального округа имеют право на осуществление мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на соответствующей территории (п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 18 Закона № 498-ФЗ мероприятия по обращению с животными без владельцев включают в себя:
отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных;
содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;
возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;
4) возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;
5) размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.
Согласно ст. 1 Закона Ставропольского края от 06.10.2015 № 90-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления муниципальных и городских округов в Ставропольском крае наделяются отдельными государственными полномочиями, состоящими в организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, предусмотренных ч. 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ.
Согласно ст. 2 Закона № 498-ФЗ отношения в рассматриваемой области регулируются данным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ч. 3 ст. 4 Закона № 90-кз органы местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий обязаны помимо прочего осуществлять отдельные государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом, другими нормативными правовыми актами Ставропольского края по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.
Пунктом 3 части 1 Закона № 90-кз предусмотрено, что органы местного самоуправления, при осуществлении отдельных государственных полномочий, имеют право на дополнительное использование собственных финансовых средств и материальных ресурсов на осуществление отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и уставом муниципального образования Ставропольского края.
В соответствие с пп. 13 п. 1 ст. 21 Устава Туркменского муниципального округа Ставропольского края, утвержденного решением Совета Туркменского муниципального округа Ставропольского края от 11 ноября 2020 года № 3, органы местного самоуправления Туркменского муниципального округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории Туркменского муниципального округа.
Таким образом, органы местного самоуправления, при осуществлении отдельных государственных полномочий, обязаны: осуществлять организацию отлова и содержания безнадзорных животных в пределах, выделенных для этих целей финансовых средств, определять должностных лиц, уполномоченных осуществлять переданные полномочия.
При этом с органов местного самоуправления не снимается ответственность выполнять отдельные государственные полномочия Ставропольского края по организации на территории Ставропольского края мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
Статья 151 ГК РФ предусматривает, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса.
Согласно абз. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее также - ГК РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Доказательств, освобождающих Администрацию Туркменского муниципального округа Ставропольского края от ответственности по компенсации морального вреда не представлено, факт причинения вреда здоровью несовершеннолетней ФИО1 укусом собаки без владельца на территории Туркменского муниципального округа Ставропольского края судом установлен, соответственно возложенная законом на данный орган местного самоуправления обязанность по обращению с животными без владельцев в целях предотвращения причинения вреда здоровью, в рассматриваемом случае, не исполнена.
Доводы ответчика о недоказанности факта нападения на несовершеннолетнюю ФИО1 собаки, не имеющей владельца не нашли свое подтверждение, поскольку факт нападения безнадзорной собаки на ребенка установлен судом на основании представленных в материалы дела доказательств, которым оценка дана по правилам статьи 67 ГПК РФ, доказательств, подтверждающих наличие владельца собаки, напавшей на несовершеннолетнего, ответчиком не представлено. (Аналогичная позиция изложена в определении Пятого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу N 88-711/2024).
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, телесные повреждения причиненные ФИО1, степень вины ответчика, требования разумности, справедливости и соразмерности, суд определяет компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Туркменского района подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ 2622004420, ░░░░ 1042600435393, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 15 000 (░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 14 ░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-260/2024
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░