Дело № 2-157/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 марта 2019 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М., при секретаре Орловой И.Н.,
с участием истца Захаровой О.В., представителя ответчика Никоноровой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захаровой Ольги Валерьевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) о включении в специальный страховой стаж периодов работы,
У С Т А Н О В И Л :
Захарова О.В. обратилась в суд с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонному) о включении в специальный страховой стаж периодов работы. Исковые требования мотивированы тем, что решением УПФР в Цивильском районе ЧР – Чувашии (межрайонного) отДД.ММ.ГГГГ №ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы. В специальный страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, не были включены: период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за время работы в должности медицинской сестры постовой в Конарской участковой больнице, а также периоды направления на курсы повышения квалификации. Указывает, что с данным решением она не согласна. В ... году она окончила Канашское медицинское училище Минздрава ЧССР по специальности «лечебное дело». На курсы повышения квалификации она направлялась работодателем. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились отчисления страховых вносов в Пенсионный фонд, т.е. данные периоды являются страховыми и подлежат зачету в специальный стаж работы. Прохождение курсов повышения квалификации является обязательным условием ее работы как медицинского работника. В период её нахождения в отпуске по уходу за ребенком ранее действовавшее законодательство предусматривало включение указанного периода в стаж работы по специальности и подлежало льготному исчислению как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Истица просит признать решение ГУ - УПФР в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать ответчика включить в специальный страховой стаж: периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
В судебном заседании истица Захарова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе ЧР - Чувашии Никонорова Э.А., действующая на основании доверенности, исковые требования Захаровой О.В. не признала, и просила в удовлетворении иска отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав представителя ответчика, представленные письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ за № Захаровой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 п.1 пп.20 Федерального Закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в виду отсутствия требуемого специального страхового стажа.
При этом ГУ - УПФР в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) не включило в специальный страховой стаж для исчисления пенсии периоды нахождения истицы Захаровой О.В. на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год включен в специальный стаж работы в календарном исчислении.
По решению ответчика специальный страховой стаж работы Захаровой О.В. в сельской местности составил 24 года 2 месяца 20 дней, стаж только в городе составил 29 лет 01 месяц 08 дней.
Требуемая продолжительность специального стажа составляет 25 лет 00 дней и 30 лет соответственно.
В соответствии со ст.30 п.1 п.п.20 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ (в редакции от 07.03.2018 г.) «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что истица Захарова О.В. действительно в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается свидетельствами и удостоверениями о повышении квалификации.
За данные периоды за ней сохранялись место работы и должность, в указанные периоды ей выплачивалась заработная плата, что подтверждается справкой, выданной БУ ЧР «Цивильская ЦРБ» Минздрава Чувашии.
Согласно ст. 187 Трудового Кодекса РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В силу требований действовавших в спорный период статьи 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-1, приказа Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 года N 314 "О порядке получения квалификационных категорий" повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявить соответствие профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Прохождение курсов повышения квалификации для истицы Захаровой О.В. является обязательным условием выполнения ею работы как педагога.
Поскольку Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года не содержат прямого запрета для включения в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, согласно п.21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 об оплачиваемых учебных отпусках, периоды обучения приравниваются к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике, исходя также и из того, что трудовые отношения с работниками на период нахождения на курсах повышения квалификации не прерываются, в указанный период они находятся в командировке, им выплачивается заработная плата, из которой производятся все установленные законодательством отчисления, то указанные периоды подлежат включению в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В судебном заседании установлено, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации имели место во время работы Захаровой О.В. в должности медицинской сестры постовой в Конарской участковой больнице, расположенной находящейся в сельской местности. В указанный период истица пользовалась социальными льготами, предоставляемыми медицинским работникам, работающим в сельской местности.
При изложенных обстоятельствах, периоды нахождения Захаровой О.В. на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный страховой стаж при назначении досрочной страховой пенсии в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.Разрешая требования истицы Захаровой О.В. о включении в специальный стаж работы периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, суд исходит из следующего.
Законом СССР от 22.05.1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 года N3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 06.10.1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении N 2-П от 19.01.2004 г., принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно п. п. 2 и 3 п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются периоды, указанные в статье 11 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности.
В п. 27 указанного постановления разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Согласно п. 7 совместного Постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Исходя из смысла приведенных выше положений, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РСФСР до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06.10.1992 г. При этом, если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992 г., то период нахождения в данном отпуске подлежал включению в стаж независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
Периоды временной нетрудоспособности должны быть включены в специальный стаж истца в льготном исчислении, так как в указанные периоды она получала пособие по государственному социальному страхованию, что свидетельствует о сохранении в данный период трудовых отношений по занимаемой должности, следовательно, сохранение всех гарантий, в том числе, включение данных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии в том же порядке, как и периодов работы.
В соответствии с пунктом 3 постановления N1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464.
Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.
Отпуск по уходу за ребенком до достижения полутора лет предоставлялся Захаровой О.В. до ДД.ММ.ГГГГ и не прерывался, следовательно, в стаж истицы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд -
Р Е Ш И Л :
Решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонного) от ДД.ММ.ГГГГ за № в части отказа Захаровой Ольге Валерьевне во включении в специальный страховой стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении, признать незаконным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Цивильском районе Чувашской Республики – Чувашии (межрайонное) включить в специальный страховой стаж Захаровой Ольги Валерьевны при назначении досрочной страховой пенсии по старости период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 3 месяца.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы в месячный срок со дня его вынесения через Цивильский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2019 года.
Председательствующий: В.М. Крылова