Дело № 2-159/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июля 2017 года п. Залегощь
Залегощенский районный суд Орловской области в составе: председательствующего – судьи Рожко О.В.,
при секретаре Кузиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению администрации Залегощенского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
у с т а н о в и л:
глава администрации Залегощенского района Орловской области Б.В.Н., действуя в интересах районной администрации, обратился в суд с заявлением, в котором просил суд признать за районной администрацией право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества с кадастровым номером № – Братскую могилу советских воинов 1943 года, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований указывается, что в ДД.ММ.ГГГГ годапрокуратура Залегощенского района Орловской области внесла на имя и.о. главы районной администрации представление об устранении нарушений законодательства об объектах культурного наследия, обязав принять в муниципальную собственность памятник культурного наследия местного (муниципального) значения – Братскую могилу советских воинов 1943 года.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Орловской области объект недвижимости – Братская могила советских воинов 1943 года, поставлен на учет как бесхозяйственный. Информации об иных его правообладателях не имеется и в течение года с момента его постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества, никто своих прав на объект не заявил. Спор о праве в настоящем случае отсутствует.
Объект недвижимости, признанный бесхозяйным, является памятником архитектуры местного (муниципального) значения на основании решения Орловского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (реестровый №).
Учитывая положения пункта 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация Залегощенского района Орловской области считает себя надлежащим заявителем.
В судебном заседании представитель заявителя – представитель Рябцева С.В., действующая от имени администрации Залегощенского района Орловской области на основании доверенности (л.д. 40), заявленные требования поддержала, сославшись на доводы заявления, и пояснила, что процедура постановки Братской могилы советских воинов, как бесхозяйного объекта недвижимости, на учет в регистрационный орган соблюдена. С даты постановки объекта на учет в качестве бесхозяйного прошло более года и правопритязаний на него от иных лиц не заявлено. За счет спонсорских средств администрация района провела косметический ремонт Братской могилы, в зимний период года администрация предпринимает меры к очистке территории памятника от снега, в летний период года организует очистку территории памятника от растительности.
В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц: администрации Прилепского сельского поселения Залегощенского района Орловской области и ТУ Росимущетва в Орловской области, которые о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом (л.д. 27, 38), однако о причинах неявки суду не сообщили.
Также в судебное разбирательство не явился представитель заинтересованного лица – представитель МИ ФНС России № 5 по Орловской области, который представил суду письменное заявление с просьбой рассмотреть гражданское дело без участия представителя налогового органа (л.д. 37, 39).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия указанных выше представителей заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения представителя заявителя, изучив доводы заявления и материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии п. 13 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»к вопросам местного значения городского поселения относится сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Часть 3 указанной нормы предусматривает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
В тоже время часть 4 приведенной выше нормы определяет, что иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно пункту 6 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь суд рассматривает в порядке особого производства.
В силу пункта 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Пунктом 1 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от прав собственности, на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался (пункт 1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимо имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3).
В судебном заседании установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Залегощенского района Орловской области в <адрес>, расположен объект недвижимого имущества (сооружение культуры и отдыха) с кадастровым номером № – Братская могила советских воинов 1943 года, что подтверждается кадастровым паспортом объекта, составленным ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).
ДД.ММ.ГГГГ прокуратура Залегощенского района Орловской области внесла в адрес администрации Залегощенского района Орловской области представление, которым обязала районную администрацию принять в муниципальную собственность объект культурного наследия – Братскую могилы советских воинов, расположенную на территории <данные изъяты> сельского поселения Залегощенского района Орловской области (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления администрации Залегощенского района Орловской области указанная выше Братская могила советских воинов в установленном законом порядке принята на учет Управлением Росреестра по Орловской области в качестве бесхозяйного объекта недвижимости, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 13).
Представленное суду уведомление из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ правопритязания на Братскую могилу советских воинов 1943 года, расположенную по адресу: <адрес>, отсутствуют (л.д. 14).
Из сообщения Департамента государственного имущества и земельных отношений Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимости, явившийся предметом рассмотрения настоящего гражданского дела, отсутствует в реестре государственной собственности Орловской области (л.д. 35).
Согласно сообщению ТУ Росимущества в Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ в Реестре федерального имущества запись об учете объекта недвижимости с кадастровым номером № (Братской могилы советских воинов, расположенной по адресу: <адрес>) отсутствует, однако независимо от того на чьем балансе он находится данный объект относится исключительно к федеральной собственности (л.д. 31-32).
Из письменного сообщения администрации Залегощенского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что памятник истории и культуры – Братская могила советских воинов 1943 года, расположенная в <адрес>, в реестре муниципального имущества <адрес> не значится и муниципальной собственностью до настоящего времени не является (л.д. 41).
Таким образом, установленные в суде обстоятельства свидетельствуют о том, что в течение года со дня постановки указанного объекта культурного наследия на учет в качестве бесхозяйного имущества, его правообладатель не установлен.
При этом какие-либо ограничения (обременения) права, правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования в отношении данного объекта недвижимости также не установлены.
В преамбуле к Федеральному закону от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» отмечено, что объекты культурного наследия народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В силу ст. 3 указанного Федерального закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Статьей 6 данного Федерального закона предусмотрено, что под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с этим Законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 этого же Федерального закона объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу ч. 1 ст. 48 указанного Федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
При таких обстоятельствах, суд считает установленным, что объект культурного наследия с кадастровым номером № – Братская могила советских воинов 1943 года, расположенная по адресу: <адрес>, собственника не имеет; правоустанавливающие документы в отношении этого памятника истории и культуры и данные о его прежних владельцах отсутствуют; заявлений о регистрации права на данный объект недвижимости от кого-либо в регистрационный орган не поступало.
Данные обстоятельства во взаимосвязи с приведенными выше требованиями действующего законодательства подтверждают, что памятник культурного наследия, явившийся предметом судебного разбирательства, является бесхозяйной недвижимостью.
Следовательно, поскольку вопросы сохранения, использования и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и их охрана относятся к компетенции муниципальных районов, и при этом собственник Братской могилы советский воинов неизвестен, а установленный ч. 3 ст. 225 ГК РФ годичный срок со дня её постановки на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, суд в соответствии с ч. 2 ст. 293 ГПК РФ считает, что за администрацией Залегощенского района Орловской области должно быть признано право муниципальной собственности на вышеуказанный бесхозяйный объект недвижимого имущества, так как все необходимые условия для этого соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198, ч. 2 ст. 293 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
заявление администрации Залегощенского района Орловской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество удовлетворить.
Признать за администрацией Залегощенского района Орловской области право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости с кадастровым номером № (сооружение культуры и отдыха) – Братскую могилу советских воинов 1943 года, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Залегощенский районный суд Орловской области в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Рожко О.В.