Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1311/2024 ~ М-958/2024 от 15.04.2024

№2-1311/2024

26RS0017-01-2024-001594-05

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июля 2024 года                                                                         город Кисловодск

    Кисловодский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Домоцева К.Ю., при секретаре судебного заседания Асриевой Л.А., с участием процессуального истца помощника прокурора города Кисловодска Машина Д.П., помощника прокурора г. Кисловодска Пономарева В.А., представителя ответчика администрации города-курорта Кисловодска Клюковой И.А., представителя управления по архитектуре градостроительству и имущественным отношениям администрации города-курорта Кисловодска, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Кисловодска в интересах неопределённого круга лиц, муниципального образования города-курорта Кисловодска о признании бездействия незаконным, обязании оформить права собственности на гидротехническое сооружение,

установил:

прокурор города Кисловодска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Кисловодска обратился с иском к администрации города-курорта Кисловодска о признании бездействия незаконным, обязании оформить права собственности на гидротехническое сооружение.

В обоснование уточненных исковых требований указано, что Прокуратурой города Кисловодска проведена проверка исполнениятребований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, порезультатам которой в действиях администрации города-курорта Кисловодскавыявлены нарушения.

При проведении проверки установлено, что на территории города-курорта Кисловодска находится гидротехническое сооружение (водохранилище) обводной канал с перепадом (Новое озеро), кадастровый .

Данное ГТС принято на учет в органах Росреестра как бесхозяйный объект недвижимого имущества, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ о том, что гидротехническое сооружение (водохранилище) обводной канал сперепадом (Новое озеро), кадастровый , расположенноепо вышеуказанному адресу, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ У.

Согласно справке администрации города-курорта Кисловодска, указанноегидротехническое сооружение в реестре имущества муниципальной собственности города-курорта Кисловодска не числится.

Согласно информации прокуратуры Ставропольского края данноегидротехническое сооружение включено в перечень бесхозяйныхгидротехнических сооружений Кавказского управления Федеральной службы поэкологическому, технологическому и атомному надзору, то есть не имеет нисобственника, не эксплуатирующей организации.

В целях устранения выявленных нарушений закона прокуратурой города вадминистрацию города-курорта Кисловодска ДД.ММ.ГГГГ внесенопреставление.

Однако до настоящего времени администрация города-курорта Кисловодска не приняла мер по оформлению права муниципальной собственности на указанное ГТС с кадастровым номером: .

Отсутствие собственника данного ГТС свидетельствует о его ненадлежащей эксплуатации, вследствие чего могут возникнуть аварийные ситуации, что, в свою очередь, нарушает права граждан на благоприятные условия для проживания.

Кроме того, отсутствие собственника объекта может повлечь порчу и утрату вышеуказанного имущества, исключает возможность приобретения выгоды от продажи или сдачи его в аренду, создает угрозу его неправомерного завладения третьими лицами.

С момента принятия указанного ГТС на учет в органах Росреестра какбесхозяйных объектов недвижимого имущества прошло более 1 года.

Отсутствие собственника гидротехнических сооружений делает фактически невозможном выполнение требований Федерального закона в части финансирования мероприятий по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, работ по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения, а также выполнения других обязанностей, возложенных на собственников гидротехнических сооружений.

Бездействие администрации города-курорта Кисловодска по приятию мер по оформлению права собственности на данное ГТС, отсутствие контроля затехническим состоянием указанного ГТС, создаёт опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц, возможность причинения ущерба окружающей природной среде, имуществу неопределённого круга лиц.

На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд:

- признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска по не оформлению права собственности на недвижимое имущество: гидротехническое сооружение (водохранилище) обводной канал с перепадом (Новое озеро), кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, северная окраина города в пойме <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ У;

- обязать администрацию города-курорта Кисловодска в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право собственности на указанное ГТС, расположенное на территории города-курорта <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Машин Д.П., помощника прокурора <адрес> Пономарев В.А. поддержали исковые требования, просили удовлетворить иск в полном объеме.

Представитель ответчика администрации города-курорта Кисловодска на основании доверенности Клюкова И.А., представитель третьего лица Управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации города-курорта Кисловодска Сажнева Т.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, пояснили, что гидротехническое сооружение (водохранилище) обводной канал с перепадом (Новое озеро), кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, северная окраина города в пойме <адрес> относится к федеральной собственности, просили в иске отказать.

Представители третьих лиц Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК, Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Территориального управления Росимуществом, Кубанского бассейнового водного управление Федерального агентства водных ресурсов, в судебное заседание не явились, извещенные надлежащим образом, от представителей Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Кубанского бассейнового водного управление Федерального агентства водных ресурсов представили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей, иные стороны о причинах неявки не сообщили.

Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

В силу ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в том числе, неопределенного круга лиц.

На основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника илисобственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которуюсобственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учеторганом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимоеимущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территориикоторого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйнойнедвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальнымимуществом, может обратиться в суд с требованием о признании правамуниципальной собственности на эту вещь.

Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

В силу статьи 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи.

Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве    собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (часть 2 статьи 8 Водного кодекса).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 №117-ФЗ«О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон №117-ФЗ) собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

Согласно ст. 3 Федерального закона №117-ФЗ гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройствами иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) экономическую основу местного самоуправления составляет находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

В силу п.п. 8, 28, 32 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; организация и осуществление мероприятии по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, по результатам которой в действиях администрации города-курорта Кисловодска выявлен факт нахождения на территории <адрес> бесхозяйного гидротехнического сооружения (водохранилище) обводной канал с перепадом (Новое озеро), кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, северная окраина города в пойме <адрес>.

Объект имеет признаки бесхозяйного гидротехнического сооружения, право собственности, на которое в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, не зарегистрировано,    год постройки - 1983 г., объект принят на учет в качестве бесхозяйного имущества ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из письма и.о. председателя комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в адрес начальника УГХ администрации города-курорта Кисловодска, сообщено о проведении комплекса мероприятий по постановке на учет в органах Россреестра бесхозяйных сооружений, в числе которых указан и спорный объект по настоящему делу.

Из письма начальника управления по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации <адрес> в адрес правового отдела администрации от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что спорное сооружение является составной частью комплекса гидротехнических сооружений Кисловодского водохранилища и расположены на реке Березовая. В государственном водном реестре зарегистрирован указанный объект с формой собственности - федеральная.

Из перечня мероприятий по комплексному развитию <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что запланировано мероприятие – благоустройство территории «Новое озеро» в <адрес>.

Согласно п. 5.3.1.9. Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 401 (ред. от 31.10.2023) "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору", Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности за соблюдением обязательных требований юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, осуществляющими деятельность по эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений.

В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 05.10.2020 N 1606 "Об утверждении Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался", обеспечение капитального ремонта, консервации и (или) ликвидации гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений в 3-месячный срок организует обследование выявленного гидротехнического сооружения, разработку плана мероприятий по обеспечению безопасности такого гидротехнического сооружения, а также согласование указанного плана мероприятий с органом государственного надзора в порядке и в сроки, которые установлены им.

Таким образом, доводы стороны ответчика о том, что спорный объект в силу его принадлежности к федеральной собственности не может быть передан в ведение органа местного самоуправления, подлежат отклонению, поскольку убедительных доказательств на этот счет в ходе рассмотрения дела не представлено,    кроме того, эти доводы не свидетельствуют о том, что гидротехническое сооружения не является бесхозяйным.

С учетом позиции норм    статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 14, 16, 49, 50 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей 3, 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», статей 1, 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ     «О защите населения      и    территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,    статей 5, 8 Водного кодекса Российской Федерации, из системной взаимосвязи которых следует, что обязанность по постановке на учет гидротехнического сооружения как бесхозяйного объекта, возложена на органы местного самоуправления, включая полномочия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, спорное гидротехническое сооружение является бесхозяйным имуществом, поставлено на учет как бесхозяйное с 2022, мер по оформлению права владения на него не предпринимались, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций для проживающего рядом населения, а также влечет опасность недобросовестного завладения имуществом третьими лицами, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования города-курорта Кисловодска к администрации города-курорта Кисловодска о признании бездействия незаконным, обязании оформить права собственности на гидротехническое сооружение - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска по не оформлению права собственности на недвижимое имущество: гидротехническое сооружение (водохранилище) обводной канал с перепадом (Новое озеро), кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, принято на учет как бесхозяйный объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ У.

Обязать администрацию города-курорта Кисловодска в срок до ДД.ММ.ГГГГ оформить право собственности на указанное ГТС, расположенное на территории города-курорта <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кисловодский городской суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья                                                    К.Ю. Домоцев

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                К.Ю. Домоцев

2-1311/2024 ~ М-958/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Кисловодска Ставропольского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и РФ
Ответчики
Администрация города-курорта Кисловодска
Другие
Правительство СК
территориальное управление Росимущества в СК
Кубанское бассейное водное управление
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края
Управление по архитектуре, градостроительству и имущественным отношениям администрации города-курорта Кисловодска
Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Кисловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Домоцев Константин Юрьевич
Дело на странице суда
kislovodsky--stv.sudrf.ru
15.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.04.2024Передача материалов судье
18.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
07.05.2024Предварительное судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
03.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2024Судебное заседание
26.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Судебное заседание
24.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее