Дело № 2-2083/2024 | 04 июля 2024 года |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В составе председательствующего судьи Иванова М.А.,
при секретаре Ящук К.А.,
с участием помощника прокурора Тимофеевой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в городе Магадане, в помещении Магаданского городского суда гражданское дело по иску прокурора г. Магадана, поданного в защиту прав и законных интересов Рябченко Ольги Анатольевны, Величко Натальи Анатольевны, Карпенко Владимира Владимировича, Гамаюновой Эллы Петровны, Светловой Ии Владимировны, Железновой Валентины Владимировны, Горак Марии Петровны к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» о возложении обязанности включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальный выплаты и направить реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области для осуществления выплат,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Магадана обратился в Магаданский городской суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов Рябченко О.А., Величко Н.А., Карпенко В.В., Гамаюновой Э.П., Светловой И.В., Железновой В.В., Горак М.П. к Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника» (далее - МОГБУЗ «Городская поликлиника»), указав в его обоснование, что проведенной проверкой по коллективному обращению медицинских работников отделения функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника», установлено, что заявители занимающие должности врача-функциональной диагностики, медицинских сестер функциональной диагностики, относятся к медицинским работникам, имеющим право на получение специальной социальной выплаты, в соответствии с п.п. «б, е» п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее по тексту - Постановление № 2568).
Вместе с тем данная специальная выплата по настоящее время истцам не выплачена, последние не включены в реестр работников, имеющих право на получение выплаты, как работники, относящиеся к категории, указанной в п.п. «б», «е» п.2 Постановления № 2568.
В этой связи, просит возложить на МОГБУЗ «Городская поликлиника» обязанность включить по вступлении решения суда в законную силу Рябченко О.А., Величко Н.А., Гамаюнову Э.П., Светлову И.В., Железнову В.В., Горак М.П. в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пп. «е» п. 2 Постановления № 2568, а Карпенко В.В. включить в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пп. «б» п. 2 Постановления № 2568, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области для осуществления выплат.
В судебном заседании участвующий прокурор поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил суд их удовлетворить.
Материальные истцы, а также представители ответчика и третьих лиц в судебном заседании участие не принимали, извещены о времени и месте его проведения судом надлежащим образом.
Ранее, принимая участие в судебных заседаниях, материальные истцы поддержали заявленные исковые требования. Дополнительно суду пояснили, что они непосредственно работают с населением, проводя функциональные диагностические исследования и мероприятия.
Представитель ответчика в письменном отзыве на иск возражал против его удовлетворения. Полагал, что истцы не относятся к категории специалистов, указанных в пп.пп. «б» и «е» п. 2 Постановления № 2568, поскольку врач функциональной диагностики не оказывает первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу и не осуществляет диспансерное наблюдение пациентов по основному заболеванию, а медсестры не работают с врачами, указанными в пп. «б» п. 2 постановления и не осуществляют диспансерное наблюдение пациентов по основному заболеванию.
Суд, руководствуясь положениями частей 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие материальных истцов: Рябченко О.А., Величко Н.А., Карпенко В.В., Гамаюновой Э.П., Светловой И.В., Железновой В.В., Горак М.П., представителей ответчика и третьих лиц.
Выслушав пояснения участвовавших в деле лиц, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 1. медицинские работники и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе на стимулирование труда в соответствии с уровнем квалификации, со спецификой и сложностью работы, с объемом и качеством труда, а также конкретными результатами деятельности.
Частью второй указанной статьи предусмотрено, что Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» отдельным категориям медицинских работников медучреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах обязательного медицинского страхования с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В пункте 2 указанного постановления с 1 января 2023 г. установлена специальная социальная выплата медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства), медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе:
- врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «б»);
- средний медицинский персонал, работающий с врачами, указанными в подпункте "б" настоящего пункта, а также оказывающий первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющий диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию) (подпункт «е»).
Данная специальная социальная выплата медицинским работникам, осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (подпункт «а» части 4 постановления № 2568).
Порядок осуществления данной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту своего нахождения реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты (далее - реестр). В декабре реестр представляется медицинскими организациями в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца (пункт 4 Правил).
Согласно статье 32 Федерального закона 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относится, в том числе, первичная медико-санитарная помощь.
Статьей 33 указанного закона предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений статьи 21 настоящего Федерального закона.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В соответствии с п. 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года № 543н (далее - Положения № 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Согласно пункту 2 Приложения № 1 Положения № 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Пунктами 8, 9 Приложения № 1 Положения № 543н установлено, что для организации работы поликлиники в её структуре в зависимости от численности прикрепленного населения рекомендуется предусматривать отделение (кабинет) функциональной диагностики.
Приказом Минздрава России от 26 декабря 2016 года № 997н утверждены Правила проведения функциональных исследований (далее – Правила № 997н), которые согласно пунктам 2-3, 8-10 проводятся с целью диагностики; своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов; выявления скрытых форм заболеваний.
При этом функциональные исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании первичной медико-санитарной помощи, по направлению лечащего врача либо фельдшера, и выполняются фельдшером или медицинской сестрой, а в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, выполняются врачом функциональной диагностики или медицинской сестрой.
Анализ результатов указанных функциональных исследований проводится врачом функциональной диагностики, а в случае его отсутствия – лечащим врачом.
Как установлено судом и следует из материалов дела МОГБУЗ «Городская поликлиника» в соответствии с Уставом учреждения, осуществляет оказание медицинской помощи населению муниципального образования «город Магадан», в том числе первичную доврачебную, врачебную, специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара (пункты 3.1., 3.2).
Учреждение имеет структуру, состоящую из подразделений, в задачи которых входит обеспечение его деятельности по оказанию медицинской помощи населению, а также из клинических и диагностических подразделений, в функции которых входит оказание медицинской помощи по различным видам, условиям и формам: амбулаторные отделения, центры, специализированные отделения, дневные стационары, медицинские кабинеты, клинико-диагностические лаборатории, фельдшерские здравпункты, стерилизационные, регистратуры (пункт 1.6. Устава).
Приказом главного врача № 151/1 от 19 декабря 2022 года «Об организации работы МОГБУЗ «Городская поликлиника» в 2023 году» предусмотрено осуществлять деятельность учреждения в строгом соответствии с Положением об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации, регламентированным приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 мая 2012 г. № 543н по территориально-участковому принципу, с действующими Порядками оказания медицинской помощи взрослому населению и детям при стоматологических заболеваниях, иными действующими Порядками оказания медицинской помощи, Стандартами медицинской помощи и Клиническими рекомендациями по её оказанию, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (п.1.2.)
Постановлением Правительства Магаданской области от 28 декабря 2023 года № 966-пп "О Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Магаданской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов" МОГБУЗ «Городская поликлиника» включена в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Магаданской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, являющейся составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
С учетом изложенного, на МОГБУЗ «Городская поликлиника», как на государственное учреждение здравоохранения, оказывающего первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, в силу вышеприведенных положений Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2022 года № 2568, лежит обязанность ежемесячно предоставлять в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
Согласно штатному расписанию МОГБУЗ «Городская поликлиника», в составе учреждения имеется отделение функциональной диагностики, в которой предусмотрено 4,5 ставки врача функциональной диагностики и 6 ставок медицинских сестер по функциональной диагностике.
Судом установлено и следует из представленных в материалы дела письменных доказательств, что Карпенко В.В. с 15 мая 2017 года по настоящее время работает в должности врача по функциональной диагностике МОГБУЗ «Городская поликлиника», в период с 1 февраля 2023 года по 9 января 2024 года занимал должность заведующего указанного отделения.
Рябченко О.А. с 28 ноября 2002 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника».
Величко Н.А. с 7 ноября 2005 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника».
Гамаюнова Э.П. с 26 мая 2007 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника».
Светлова И.В. со 2 июня 1991 года работала в должности медицинской сестры амбулаторного отделения № 2 МОГБУЗ «Городская поликлиника», а с 9 января 2024 года в должности медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника».
Железнова В.В. с 20 ноября 2001 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника».
Горак М.П. с 25 июня 1958 года по настоящее время работает в должности медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника».
В соответствии с п.п. 5.1.115, 9.27 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 2 мая 2023 года № 205н, врач функциональной диагностики относится к врачам с высшим медицинским образованием, медицинские сестры по функциональной диагностике относятся к должностям специалистов со средним профессиональным медицинским образованием (средний медицинский персонал).
Согласно должностной инструкции врача функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника», к данной должности предъявлено требование о наличии высшего медицинского образования.
К должностным обязанностям врача функциональной диагностики отнесены, в том числе проведение функциональной диагностики, оказание консультативной помощи врачам других подразделений ЛПУ по своей специальности, руководство работой подчиненного ему среднего и младшего медицинского персонала, контроль правильности проведения диагностических и лечебных процедур.
Таким образом, Карпенко В.В. является медицинским работником с высшим профессиональным (медицинским) образованием (врач), который в рамках оказания населению первичной медико-санитарной помощи и в силу должностных обязанностей взаимодействуют с гражданами (пациентами) и другими врачами по вопросам функциональной диагностики.
Согласно должностной инструкции медицинской сестры функциональной диагностики МОГБУЗ «Городская поликлиника», к данной должности предъявлено требование о наличии среднего медицинского образования.
К должностным обязанностям медицинской сестры функциональной диагностики отнесены, в том числе выполнение диагностических мероприятий, назначаемых врачом в отделении функциональной диагностики, проведение подготовки пациентов к исследованию и контроль их состояния.
Таким образом, Рябченко О.А., Величко Н.А., Гамаюнова Э.П., Светлова И.В., Железнова В.В. и Горак М.П. относятся к медицинским работникам со средним профессиональным (медицинским) образованием, которые в рамках оказания населению первичной медико-санитарной помощи и в силу должностных обязанностей взаимодействуют с гражданами (пациентами) по вопросам функциональной диагностики, а также с врачами.
Вместе с тем, как установлено выше, отделение функциональной диагностики в соответствии с уставом МОГБУЗ «Городская поликлиника», приказом № 151/1 от 19 декабря 2022 года «Об организации работы МОГБУЗ «Городская поликлиника» в 2023 году» и штатным расписанием, входит в состав МОГБУЗ «Городская поликлиника», оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
Следовательно, вопреки доводам ответчика, истцы являются работниками структурного подразделения медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
При этом истцы взаимодействуют с гражданами (пациентами) по вопросам функциональной диагностики, а также с врачами Учреждения.
Таким образом, поскольку истцы работают в структурном подразделении медицинской организации, входящей в государственную систему здравоохранения, участвующей в территориальной программе обязательного медицинского страхования и оказывающей первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу, при этом они относятся к категории врачей и специалистов среднего медицинского персонала, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу функциональной диагностики, а также работают с врачами, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение диагностики, то они подлежат включению в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты с 1 января 2023 г.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора города Магадана о возложении на ответчика обязанности включить Рябченко О.А., Величко Н.А., Гамаюнову Э.П., Светлову И.В., Железнову В.В., Горак М.П. в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пп. «е» п. 2 Постановления № 2568, а Карпенко В.В. включить в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, предусмотренной пп. «б» п. 2 Постановления № 2568, и направить данный реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области для осуществления выплат, подлежат удовлетворению.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины.
Поскольку исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, то с ответчика в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г. Магадана, заявленные в защиту прав и законных интересов Рябченко Ольги Анатольевны, Величко Натальи Анатольевны, Карпенко Владимира Владимировича, Гамаюновой Эллы Петровны, Светловой Ии Владимировны, Железновой Валентины Владимировны, Горак Марии Петровны к Магаданскому областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Городская поликлиника» о возложении обязанности включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальный выплаты и направить реестр в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области для осуществления выплат – удовлетворить.
Возложить на Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Городская поликлиника» (№) обязанность по вступлению решения суда в законную силу включить медицинскую сестру по функциональной диагностике Рябченко Ольгу Анатольевну, медицинскую сестру по функциональной диагностике Величко Наталью Анатольевну, медицинскую сестру по функциональной диагностике Гамаюнову Эллу Петровну, медицинскую сестру по функциональной диагностике Светлову Ию Владимировну, медицинскую сестру по функциональной диагностике Железнову Валентину Владимировну, медицинскую сестру по функциональной диагностике Горак Марию Петровну в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», включить врача по функциональной диагностике Карпенко Владимира Владимировича в реестр работников, имеющих с 1 января 2023 года право на получение специальной социальной выплаты, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» и направить данный реестр в отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области для осуществления выплат.
Взыскать с Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Городская поликлиника» (№) в доход бюджета муниципального образования «Город Магадан» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Установить днём составления мотивированного решения суда (с учётом выходных дней) – 11 июля 2024 года.
Судья М.А. Иванов
№ | № |
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№ | № |
№
№
№
№ | № |
№
№
№