Дело № 30-2-301/2022
УИД 76RS0014-02-2022-000077-85
РЕШЕНИЕ
город Ярославль 24 мая 2022 года
Судья Ярославского областного суда Сингатулина И.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Масловой С.В., рассмотрев жалобу Кузьминой Натальи Викторовны на решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 марта 2022 года и постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Потемкиной Т.В. от 23 декабря 2021 года, принятые в отношении Кузьминой Натальи Викторовны (на момент совершения административного правонарушения - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации по Ярославской области (далее по тексту - Ярославское УФАС России) Потемкиной Т.В. по делу об административном правонарушении №076/04/7.31-1186/2021 от 23.12.2021, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16.03.2022, Кузьмина Н.В. (на момент совершения административного правонарушения - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Из постановления следует, что Кузьмина Н.В., являлась на момент совершения административного правонарушения начальником Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области. В единой информационной системе («Раздел контрактов») копия заключенного государственного контракта №76/01-123/4275 от 15.12.2020 на поставку моторных топлив для обеспечения государственных нужд (реестровый номер контракта 1760413866020000007) размещена 16.12.2020 не в полном объеме (отсутствуют четные страницы (оборотная сторона страницы) текста контракта). То есть копия государственного контракта №76/01-123/4275 от 15.12.2020 заказчиком фактически не размещена. Нарушены требования части 3 статьи 103 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
Кузьмина Н.В. обратилась в Ярославский областной суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица Ярославского УФАС России и решение судьи районного суда, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на неправильное применение материального закона, несоответствие выводов обстоятельствам дела, существенное нарушение процессуальных норм.
Кузьмина Н.В. в судебном заседании жалобу поддержала. Дала пояснения по тексту жалобы.
Представитель Ярославского УФАС России по доверенности Семенычева Е.К. против удовлетворения жалобы возражала, полагая обжалуемые акты законными и обоснованными.
Заслушав Кузьмину Н.В., представителя Ярославского УФАС России Семенычеву Е.К., исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлена административная ответственность за ненаправление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов). В реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Порядок ведения реестра контрактов устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 103 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 №1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» утверждены Правила ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.
Согласно пункту 12 Правил ведения реестра контрактов в целях ведения реестра контрактов заказчик формирует и направляет в Федеральное казначейство в течение 5 рабочих дней со дня: заключения контракта - информацию и документы, указанные в подпунктах «а» - «ж(1)», «и», «и(2)», «м» и «о» пункта 2 настоящих Правил; изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, признания судом контракта недействительным, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, наступления гарантийного случая, исполнения (неисполнения) обязательств по предоставленной гарантии качества товаров, работ, услуг - информацию и документы, указанные в подпунктах «з», «к», «л», «н» и «п» пункта 2 настоящих Правил; предоставления заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с условиями контракта - информацию, указанную в подпункте «и(1)» пункта 2 настоящих Правил.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, основанием для привлечения Кузьминой Н.В. (на момент совершения административного правонарушения - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области), как должностного лица к ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что Кузьмина Н.В. 23.12.2020 совершила административное правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, а именно: в единой информационной системе («Раздел контрактов») копия заключенного государственного контракта №76/01-123/4275 от 15.12.2020 на поставку моторных топлив для обеспечения государственных нужд (реестровый номер контракта 1760413866020000007) размещена 16.12.2020 не в полном объеме (отсутствуют четные страницы (оборотная сторона страницы) текста контракта). То есть копия заключенного государственного контракта №76/01-123/4275 от 15.12.2020 заказчиком фактически не размещена.
Учитывая изложенное, контракт подлежал размещению в течение пяти рабочих дней с даты заключения 15.12.2020, то есть в срок не позднее 22.12.2020.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Кузьминой Н.В. постановлением заместителя руководителя Ярославского УФАС России Потемкиной Т.В. №076/04/7.31-1186/2021 от 23.12.2021 к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
Рассматривая жалобу на постановление о назначении административного наказания, судья районного суда с выводами должностного лица Ярославского УФАС России и принятым им постановлением согласился.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.05.2022 №19-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой» часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 49 (часть 1) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает неоднозначное решение вопроса о дне, начиная с которого должен исчисляться срок давности привлечения к административной ответственности за совершение перечисленных в ней административных правонарушений, и тем самым допускает произвольное определение в качестве такого дня как дня совершения административного правонарушения, так и дня, следующего за днем совершения административного правонарушения.
Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, - незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный ею срок давности привлечения к административной ответственности.
Впредь до внесения в законодательство об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации должно осуществляться, начиная со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, срок давности привлечения Кузьминой Н.В. к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ начал исчисляться с 22.12.2020 и к 23.12.2021 истек.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В нарушение указанных норм должностное лицо рассмотрело данное дело об административном правонарушении, признав Кузьмину Н.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, 23.12.2021, то есть за пределами срока давности привлечения к административной ответственности.
Кроме того, должностным лицом постановление принято без учета необходимости соблюдения прав Кузьминой Н.В., предусмотренных частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе защищать свои права и законные интересы и иметь достаточное время и возможность для подготовки к защите; извещение должно быть направлено заблаговременно.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении №076/04/7.31-1186/2021 составлен должностным лицом Ярославского УФАС России 17.12.2021 без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Кузьмина Н.В. не отрицает.
Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 23.12.2021 в 16.30 час.
21.12.2021 по электронной почте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области для Кузьминой Н.В. направлены протокол и определение о назначении времени и места рассмотрения дела – 23.12.2021 в 16.30 час. Получение данных документов адресатом не подтверждено.
Также 21.12.2021 почтовым отправлением данные документы направлены по месту жительства Кузьминой Н.В. (<адрес>). Почтовое отправление адресатом не получено, 03.01.2022 возвращено в Ярославское УФАС России «по иным обстоятельствам».
22.12.2021 Кузьминой Н.В. вручена телеграмма о рассмотрении дела об административном правонарушении 23.12.2021 в 16.30 час.
22.12.2021 от Кузьминой Н.В. в Ярославское УФАС России направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что протокол об административном правонарушении от 17.12.2021 не получен, требуется время для подготовки. Обращено внимание, что период с даты уведомления 22.12.2021 до 16.30 час. 23.12.2021 является явно недостаточным. Кроме того, Кузьмина Н.В. указала на невозможность выезда за пределы Ивановской области без разрешения Министра юстиции Российской Федерации.
В удовлетворении данного ходатайства должностным лицом административного органа отказано.
Согласно письма Министерства юстиции Российской Федерации от 12.08.2020 на основании распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 30.06.2020 №639-р «О поэтапном снятии ограничений, установленных в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 для федеральных государственных гражданских служащих и работников Минюста России, подведомственных ему федеральных служб, федеральных бюджетных и казенного учреждений» согласование выезда федеральных государственных гражданских служащих и работников Минюста России в командировки осуществляется в особых случаях исключительно с разрешения Министра юстиции Российской Федерации.
Данное обстоятельство свидетельствует об объективных препятствиях для участия Кузьминой Н.В. в рассмотрении дела об административном правонарушении 23.12.2021.
Кроме того, с учетом даты поступления извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, Кузьмина Н.В. была лишена возможности подготовки к защите, не смогла довести свою позицию до должностного лица Ярославского УФАС России, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
При этом злоупотребление процессуальными правами в действиях Кузьминой Н.В. при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.
Доводы представителя административного органа о том, что Кузьмина Н.В. могла реализовать свое право на участие в деле об административном правонарушении посредством видеоконференц-связи или по телефону, не могут быть приняты во внимание, поскольку данное право Кузьминой Н.В. не было разъяснено.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом вышеизложенного постановление должностного лица и решение судьи районного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решила:
решение судьи Кировского районного суда г. Ярославля от 16 марта 2022 года и постановление заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области Потемкиной Т.В. от 23 декабря 2021 года, принятые в отношении Кузьминой Натальи Викторовны (на момент совершения административного правонарушения - начальник Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области), по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья И.Г. Сингатулина