УИД 62RS0004-01-2023-002632-59
дело №12-389/2023
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г.Рязань 03 октября 2023 года
Судья Советского районного суда г.Рязани Эктов А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда протест и.о. прокурора Рязанской области на постановление административной комиссии Советского района при администрации г.Рязани № от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.1 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» от 04 декабря 2008 года №182-ОЗ
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением административной комиссии Советского района при администрации г.Рязани № от дд.мм.гггг. Емельянов Владимир Александрович был привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.9.1 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» от 04 декабря 2008 года №182-ОЗ и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1500 руб. за то, что дд.мм.гггг. в 15 час. 38 мин. по адресу: <адрес> в районе цирка он оказывал платные услуги (катал детей на собаке) на территории города, в месте, не предусмотренном для этих целей.
В протесте и.о. прокурора Рязанской области просит постановление отменить, указывая на то, что на территории г.Рязани правила пользования гужевого транспорта, лошадей (пони), иных вьючных или верховых животных на территориях общего пользования города Рязани, а также места оказания таких услуг не разработаны и не утверждены. Одновременно, прокурор заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока на принесение протеста.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Емельянов В.А. не явился, надлежащим образом о времени и месте его проведения извещен. И.о. прокурора Рязанской области просил рассмотреть протест в свое отсутствие.
Суд, руководствуясь ст.ст.25.1, 30.6 КоАП РФ, посчитав возможным рассмотреть протест в отсутствии лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, а также и.о. прокурора Рязанской области, изучив доводы протеста, исследовав материалы административного дела в полном объеме, приходит к следующему.
По смыслу положений ст. ст. 30.1, 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в контексте позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 настоящего Кодекса, а также опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, но пропуск такого срока не является препятствием для его восстановления.
Обжалуемое постановление от дд.мм.гггг., вынесенное в отношении Емельянова В.А., получено последним на руки под роспись в этот же день.
Прокурору соответствующее постановление не направлялось, а его наличие обнаружено в рамках проверки, проведенной прокуратурой Рязанской области.
Обращение в суд с рассматриваемым протестом имело место дд.мм.гггг., то есть в разумный срок с момента получения полной информации об обстоятельствах дела.
При таком положении дела, учитывая, что норма о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования (опротестования) актов по делам об административных правонарушениях направлена на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников судопроизводства, прихожу к выводу о том, что причины пропуска прокурором такого срока могут быть признаны уважительными, а сам срок – подлежащим восстановлению.
Разрешая вопрос о законности оспариваемого постановления, суд исходит из следующего.
Согласно ст.30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов; судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
По смыслу положений ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом презумпции установленной ст.1.5 КоАП РФ, а также ст.49 Конституции РФ, возбуждение административного дела с указанием не только конкретного объекта и субъекта правонарушения, но его определенной объективной и субъективной стороны, как и бремя доказывания всех обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, возлагается на должностных лиц, составивших протокол и рассматривающих дело об административном правонарушении.
По смыслу вышеуказанных положений в их системном толковании со ст.ст.28.2, 29.10 КоАП РФ, все вышеуказанные обстоятельства и подтверждающие их доказательства, должны быть изложены в протоколе об административном правонарушении, а также постановлении по делу об административном правонарушении.
Причем, постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивированным (п.6 ч.1 ст.29.10 КоАП РФ), и помимо описания события, ставшего основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, должно содержать ссылки на нормы закона, примененные при разрешении дела, а также анализ и оценку доказательств, положенных в основу выводов о виновности лица, в отношении которого ведется производство, выводов о наличии в действиях этого лица состава административного правонарушения, описание и анализ иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Применительно к рассматриваемому делу, ч.2 ст.9.1 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» от 04 декабря 2008 года №182-ОЗ, предусматривает ответственность в виде административного штрафа в отношении граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей за торговлю и оказание услуг вне мест, установленных органами государственной власти Рязанской области и органами местного самоуправления Рязанской области.
Данная норма сама по себе перечень мест для торговли и (или) оказания тех или иных услуг не содержит и является отсылочной.
Между тем, в нарушение требований ст.ст.26.1, 29.10 КоАП РФ, коллегиальным административным органом, вынесшим постановление, вопрос о наличии на территории Рязанской области и (или) г.Рязани установленного органами государственной власти Рязанской области и (или) органами местного самоуправления Рязанской области перечня мест для оказания услуг за деньги и (или) мест, на территории которых установлен запрет для их осуществления, не поставлен и не разрешен.
В ходе судебного разбирательства установлено, что на территории г.Рязани правила использования гужевого транспорта, лошадей (пони), иных вьючных или верховых животных на территориях общего пользования города Рязани, а также места оказания таких услуг не разработаны и не утверждены.
Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии в деле достаточных и достоверных доказательств наличия в действиях Емельянова В.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.1 Закона Рязанской области.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного, обжалуемое постановление нельзя признать законным и обоснованным. Данное постановление подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении в отношении Емельянова В.А. прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Протест и.о. прокурора Рязанской области удовлетворить.
Восстановить и.о. прокурора Рязанской области пропущенный срок на принесение протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
Постановление административной комиссии Советского района при администрации г.Рязани № от дд.мм.гггг. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.9.1 Закона Рязанской области «Об административных правонарушениях» от 04 декабря 2008 года №182-ОЗ отменить, а производство по делу в отношении Емельянова Владимира Александровича прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья А.С.Эктов