79RS0002-01-2023-002777-81
Дело № 2-2137/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 сентября 2023 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе судьи Новосельцева Я.И.,
с участием истца и представителя истцов Солдатова А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Солдатовой Натальи Викторовны, Солдатова Дмитрия Александровича, Солдатовой Екатерины Александровны, Солдатова Александра Петровича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО5, к государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и штрафа,
У С Т А Н О В И Л:
Поступило исковое заявление Солдатова Д.А., Солдатовой Е.А., Солдатовой Н.В., Солдатова А.П., ФИО5 к ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» о признании действий незаконными взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указали, что они являются собственниками и проживают по адресу: <адрес>, в связи с чем, являются потребителями коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения, предоставляемых ответчиком. В мае 2023 года ответчик неожиданно отказался признавать, составленный ООО «УК «Бирград» акт обследования их квартиры на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета от 16.08.2016. При этом, начиная с мая 2023 года ответчик начал настойчиво побуждать их повторно обратиться в управляющую компанию, для проведения повторного обследования и составления нового акта, направив на адрес их электронной почты юридически значимое сообщение. Однако, уже существующий акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета от 16.08.2016 был составлен ООО «УК «Бирград», в полном соответствии с нормами законодательства РФ, действовавшими на момент обследования нашего жилого помещения. При этом, законность проведенного обследования и составленного акта, в судебном порядке ответчиком не оспаривалась. В законодательстве РФ отсутствуют нормы, обязывающие потребителя проводить повторное обследование жилого помещения на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета, по инициативе ресурсоснабжающей организации, с составлением нового акта. Также, действующим законодательством РФ не установлен срок действия и срок годности составленного акта. Вышеуказанными действиями ответчик пытается наложить на них дополнительные, не предусмотренные законом обязанности, нарушая их права потребителей при осуществлении всевозможных расчетов за коммунальные услуги. Вышеуказанные действия ответчика повлекли за собой нанесение им, как потребителям, морального вреда, который выразился в нарушении их душевного спокойствия, в их переживаниях. Просят суд: Признать незаконными действия ответчика по непризнанию, начиная с мая 2023 года, акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета от 16.08.2016 по адресу: <адрес>, и по побуждению их к проведению повторного обследования жилого помещения, для составления нового акта; Взыскать с ответчика в их пользу денежную компенсацию морального вреда, в размере по 4 000 руб. каждому из истцов, а всего взыскать 20 000 рублей и штраф в размере 50% от присужденных сумм, за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
В уточненных требованиях просит признать незаконными действия ответчика по непризнанию акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета от 16.08.2016 г., по адресу: <адрес>, Признать незаконными действия ответчика по применению повышающего коэффициента К = 1,5 к тарифу на холодное водоснабжение, начиная с расчетного периода апрель 2023 года Обязать ответчика отменить применение повышающего коэффициента К = 1,5 к тарифу на холодное водоснабжение начиная с расчетного периода апрель 2023 года и произвести перерасчет незаконно начисленной дополнительной платы по повышающему коэффициенту, начиная с расчетного периода апрель 2023 года, по расчетный период август 2023 года, в сумме 1026 рублей 40 копеек. Взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда, в размере по 4 000 руб. каждому из истцов, а всего взыскать 20 000 рублей и штраф в размере 50% от присужденных сумм, за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке.
В судебном заседании истец и представитель истцов Солдатов А.П. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что с каким-либо требованием о проведении осмотра или обследования квартиры на предмет возможности установки индивидуального прибора учета ответчик не обращался, кто-либо не обязывал провести реконструкцию внутриквартирного оборудования.
Иные участники не явились, извещены о дате и времени судебного заседания, сведений о причинах отсутствия не сообщали.
Суд, выслушав участника процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав пояснения участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).
Пунктом 42 Правил предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний приборов учета горячей воды. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды.
Согласно п. 86 Правил, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в установленном настоящими Правилами порядке, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальных услуг по отоплению, электроснабжению и газоснабжению на цели отопления жилых (нежилых) помещений, предусмотренных соответственно подпунктами «д» и «е» пункта 4 настоящих Правил. Если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета и при этом отсутствие технической возможности его установки не подтверждено в установленном настоящими Правилами порядке либо в случае неисправности индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в жилом помещении и неисполнения потребителем в соответствии с требованиями пункта 81(13) настоящих Правил обязанности по устранению его неисправности, перерасчет не производится, за исключением подтвержденного соответствующими документами случая отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы.
В силу п. 92 Правил, в заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, а также акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета. Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется. При подаче заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия потребитель вправе указать в заявлении о перерасчете, что документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, не могут быть предоставлены вместе с заявлением о перерасчете по описанным в нем причинам и будут предоставлены после возвращения потребителя. В этом случае потребитель в течение 30 дней после возвращения обязан представить исполнителю документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия.
В соответствии с положениями п.1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.
Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав (преамбула Закона).
Жилое помещение, расположенное по адресу: ЕАО, <адрес> не оборудовано индивидуальным прибором учета холодного водоснабжения.
Из выписки ЕГРН от 28.12.2020 следует, что собственниками названного жилого помещения являются Солдатова Н.В., Солдатов Д.А., Солдатова Е.А..
В соответствии со справкой № 12642 от 02.12.2020 в жилом помещении зарегистрированы Солдатов А.П., ФИО5, Солдатова Н.В..
Акта обследования от 16.08.2016 установлено отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета холодного водоснабжения в квартире, расположенной по адресу: ЕАО, <адрес>.
Из платежных документов за апрель, май, июнь, август 2023 года следует, что по жилому помещению, расположенному по адресу: ЕАО, <адрес> применен повышающий коэффициент в связи с отсутствием прибора при определении размера платы с апреля по август 2023 года.
Истцами предоставлена переписка с ответчиком по вопросу предоставления акта обследования наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета, из которой следует, что ответчик предлагает истцам обеспечить повторное обследование наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального прибора учета.
Изменение приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения" критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета согласно и формы акта обследования не свидетельствует о наличии технической возможности установки в квартире истцов.
Названные нормативные правовые акты не обязывают потребителей проходить повторное обследование.
В силу положений ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Доказательств законности действий о применении повышающего коэффициента, достоверности предоставленной ответчиком потребителям информации о стоимости коммунальных услуг не предоставлено.
Следовательно, в данной части, исковые требования истцов являются обоснованными.
В силу ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
По правилам п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам по защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Поскольку в судебном заседании установлена неправомерность действий ответчика, выраженных в нарушении прав потребителей, то в соответствии с положениями ст. 151 ГК РФ, ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» имеются основания для удовлетворения требования истцов к ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» о компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из характера нравственных страданий истцов, которые испытывали душевные переживания, обратились за защитой своих прав в суд. Учитывая возраст каждого из истцов, а также требования разумности и справедливости, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу каждого из истцов по 500 руб.
Пунктом 6 ст.13 Закона РФ от 07.02.1992 № 3200-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика штрафа в пользу истцов по 250 руб. каждому.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При подаче в суд искового заявления истцы освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 № 3200-1 «О защите прав потребителей».
Следовательно, с ГП ЕАО «Облэнергоремонт плюс» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Солдатовой Натальи Викторовны, Солдатова Дмитрия Александровича, Солдатовой Екатерины Александровны, Солдатова Александра Петровича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО5, к государственному предприятию Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет, взыскании компенсации морального вреда и штрафа удовлетворить.
Признать незаконными действия государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) по непризнанию акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального (квартирного) прибора учета от 16.08.2016, по адресу: <адрес>,
Признать незаконными действия государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) по применению повышающего коэффициента К = 1,5 к тарифу на холодное водоснабжение, начиная с расчетного периода апрель 2023 года.
Обязать государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) отменить применение повышающего коэффициента К = 1,5 к тарифу на холодное водоснабжение начиная с расчетного периода апрель 2023 года и произвести перерасчет незаконно начисленной дополнительной платы по повышающему коэффициенту, начиная с расчетного периода апрель 2023 года, по расчетный период август 2023 года, в сумме 1026 рублей 40 копеек.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) в пользу Солдатова Александра Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в сумме 250 руб., а всего взыскать 750 руб.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) в пользу Солдатовой Натальи Викторовны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в сумме 250 руб., а всего взыскать 750 руб.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) в пользу Солдатовой Екатерины Александровны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в сумме 250 руб., а всего взыскать 750 руб.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) в пользу Солдатова Дмитрия Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в сумме 250 руб., а всего взыскать 750 руб.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) в пользу ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН № в лице законного представителя ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (ИНН №) компенсацию морального вреда в размере 500 руб., штраф в сумме 250 руб., а всего взыскать 750 руб.
Взыскать с государственного предприятия Еврейской автономной области «Облэнергоремонт плюс» (ИНН 7901547930) государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Биробиджан» в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Я.И. Новосельцев
Мотивированное решение изготовлено 04.10.2023.