Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-382/2024 ~ М-288/2024 от 03.05.2024

                                                                                                  Дело № 2-382/2024

                                                                                91RS0020-01-2024-000607-18

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 мая 2024 года Советский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего                  - судьи Бражника И.С.,

при секретаре                          - Самокоз Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению Штанке Ольги Петровны к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым о признании решения незаконным и отмене его, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Штанке О.П. обратилась в Советский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании решения незаконным и отмене его, возложении обязанности. Административное исковое заявление мотивировано тем, что решением 8 сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Советского района Автономной Республики Крым №3 от 29.01.2007, административному истцу было дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования местоположения земельного участка, с условием предоставления земельного участка в собственность. Предварительная площадь земельного участка 0,12 га, расположен по адресу: <адрес>. Решением 12-ой сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка площадью до 0,25 га в <адрес> был утвержден. В марте 2023 года административный истец обратилась с заявлением в администрацию Прудовского сельского поселения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 1200 кв.метров, кадастровый номер в собственность. Решением администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым административному истцу отказано в приеме заявления, предоставления муниципальной услуги. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частями 1,7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.06.2014 №38- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, может быть подано не позднее 1 января 2021 г. С указанным постановлением административный истец не согласен, и считает его незаконным.

21 мая 2024 г. истцом подано уточненное исковое заявление. Которое принято судом. Осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Истец в судебное заседание не явилась, подала в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, просила суд удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нём.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения искового заявления не возражает.

Исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к следующему.

Из материалов дела следует, что решением 8 сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Советского района Автономной Республики Крым №3 от 29.01.2007, истцу было дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования местоположения земельного участка, с условием предоставления земельного участка в собственность.

Предварительная площадь земельного участка 0,12 га, расположен по адресу: <адрес>.

Решением 12-ой сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка площадью до 0,25 га в <адрес> был утвержден.

В марте 2023 года истец обратилась с заявлением в администрацию Прудовского сельского поселения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>ю 1200 кв.метров, кадастровый номер в собственность.

Решением администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым истцу отказано в приеме заявления, предоставления муниципальной услуги.

Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частями 1,7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.06.2014 №38- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, может быть подано не позднее 1 января 2021 г.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

В силу пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном названной статьей, является наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).

Конституционный принцип равенства всех перед законом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов (постановления от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа», от 8 декабря 2017 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева»).

Граждане, которым выданы разрешения на составление проектов землеустройства до 10 декабря 2009 г., фактически лишены возможности завершить оформление права собственности на земельные участки в порядке части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, поскольку на момент вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ срок действия указанных разрешений истек.

В то же время граждане, которым аналогичные разрешения выданы после 10 декабря 2009 г., имеют право на завершение процесса оформления земельных участков в собственность, так как срок действия упомянутых разрешений органами власти установлен не был.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, вследствие того, что ставят право граждан на получение земельных участков в собственность в зависимость от даты получения разрешений на составление проектов землеустройства по отводу этих участков.

Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан».

Часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК устанавливает, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

При этом положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК не ставят возможность завершения оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

В настоящее время земельный участок сформирован, зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием Прудовского сельского поселения, и у административного ответчика нет оснований для отказа в передаче земельного участка в собственность истцу.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 г., либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.

На основании вышеизложенного административное исковое заявление Штанке О.П. подлежит удовлетворению.

Полный текст решения изготовлен 31 мая 2024 г.

На основании изложенного, руководствуясь 194 – 198, 211 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление Штанке Ольги Петровны к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым о признании решения незаконным и отмене его, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать решение Муниципального образования Прудовского сельского поселения Советского района об отказе в приеме заявления и предоставления муниципальной услуги - незаконным.

Признать за Штанке Ольгой Петровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв. метров, кадастровый номер .

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья:                                 И.С.Бражник

2-382/2024 ~ М-288/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Штанке Ольга Петровна
Ответчики
Администрация Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым
Суд
Советский районный суд Республики Крым
Судья
Бражник Игорь Сергеевич
Дело на сайте суда
sovetskiy--krm.sudrf.ru
03.05.2024Регистрация административного искового заявления
03.05.2024Передача материалов судье
07.05.2024Решение вопроса о принятии к производству
07.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2024Подготовка дела (собеседование)
21.05.2024[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
29.05.2024Судебное заседание
31.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее