Дело № 2-382/2024
91RS0020-01-2024-000607-18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 мая 2024 года Советский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Бражника И.С.,
при секретаре - Самокоз Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт. Советский Республики Крым гражданское дело по исковому заявлению Штанке Ольги Петровны к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым о признании решения незаконным и отмене его, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Штанке О.П. обратилась в Советский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании решения незаконным и отмене его, возложении обязанности. Административное исковое заявление мотивировано тем, что решением 8 сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Советского района Автономной Республики Крым №3 от 29.01.2007, административному истцу было дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования местоположения земельного участка, с условием предоставления земельного участка в собственность. Предварительная площадь земельного участка 0,12 га, расположен по адресу: <адрес>. Решением 12-ой сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка площадью до 0,25 га в <адрес> был утвержден. В марте 2023 года административный истец обратилась с заявлением в администрацию Прудовского сельского поселения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, ул. <адрес>ю 1200 кв.метров, кадастровый номер № в собственность. Решением администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым административному истцу отказано в приеме заявления, предоставления муниципальной услуги. Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частями 1,7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.06.2014 №38- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, может быть подано не позднее 1 января 2021 г. С указанным постановлением административный истец не согласен, и считает его незаконным.
21 мая 2024 г. истцом подано уточненное исковое заявление. Которое принято судом. Осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец в судебное заседание не явилась, подала в суд заявление о рассмотрении дела в её отсутствии, просила суд удовлетворить исковое заявление по основаниям, изложенным в нём.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом, направил в адрес суда заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, против удовлетворения искового заявления не возражает.
Исследовав представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что решением 8 сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Советского района Автономной Республики Крым №3 от 29.01.2007, истцу было дано разрешение на сбор материалов предварительного согласования местоположения земельного участка, с условием предоставления земельного участка в собственность.
Предварительная площадь земельного участка 0,12 га, расположен по адресу: <адрес>.
Решением 12-ой сессии 5-го созыва Прудовского сельского совета Автономной Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, акт выбора земельного участка площадью до 0,25 га в <адрес> был утвержден.
В марте 2023 года истец обратилась с заявлением в администрацию Прудовского сельского поселения о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес>ю 1200 кв.метров, кадастровый номер № в собственность.
Решением администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым истцу отказано в приеме заявления, предоставления муниципальной услуги.
Отказ мотивирован тем, что в соответствии с частями 1,7 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.06.2014 №38- ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», заявление о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, может быть подано не позднее 1 января 2021 г.
Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г. (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
В силу пункта 1 части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном названной статьей, является наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Конституционный принцип равенства всех перед законом, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов (постановления от 14 июля 2005 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа», от 8 декабря 2017 г. № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статей 15, 1064 и 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункта 14 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации и части первой статьи 54 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Г.Г. Ахмадеевой, С.И. Лысяка и А.Н. Сергеева»).
Граждане, которым выданы разрешения на составление проектов землеустройства до 10 декабря 2009 г., фактически лишены возможности завершить оформление права собственности на земельные участки в порядке части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, поскольку на момент вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ срок действия указанных разрешений истек.
В то же время граждане, которым аналогичные разрешения выданы после 10 декабря 2009 г., имеют право на завершение процесса оформления земельных участков в собственность, так как срок действия упомянутых разрешений органами власти установлен не был.
Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, вследствие того, что ставят право граждан на получение земельных участков в собственность в зависимость от даты получения разрешений на составление проектов землеустройства по отводу этих участков.
Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 апреля 2018 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» в связи с жалобой гражданина П.А. Спиридонова и запросом Бугульминского городского суда Республики Татарстан».
Часть 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК устанавливает, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г., в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
При этом положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК не ставят возможность завершения оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.
В настоящее время земельный участок сформирован, зарегистрировано право собственности за Муниципальным образованием Прудовского сельского поселения, и у административного ответчика нет оснований для отказа в передаче земельного участка в собственность истцу.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
На основании пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Частью 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 г., либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
На основании вышеизложенного административное исковое заявление Штанке О.П. подлежит удовлетворению.
Полный текст решения изготовлен 31 мая 2024 г.
На основании изложенного, руководствуясь 194 – 198, 211 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковое заявление Штанке Ольги Петровны к администрации Прудовского сельского поселения Советского района Республики Крым о признании решения незаконным и отмене его, возложении обязанности, удовлетворить.
Признать решение Муниципального образования Прудовского сельского поселения Советского района об отказе в приеме заявления и предоставления муниципальной услуги - незаконным.
Признать за Штанке Ольгой Петровной, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв. метров, кадастровый номер №.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Республики Крым.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья: И.С.Бражник