Судья Беседина Т.Н. гр. дело № 33-8274/2023
(гр. дело № 2-1545/2023) УИД: 63RS0038-01-2022-009498-25
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июля 2023 года г.о. Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего судьи Дудовой Е.И.,
судей: Александровой Т.В., Кривицкой О.Г.,
с участием прокурора Сергеевой Е.С.,
при помощнике судьи Лекомцевой О.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Самара Авто Газ» на решение Кировского районного суда г. Самары от 17 марта 2023 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Самара Авто Газ» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму - удовлетворить.
Обязать ООО «Самара Авто Газ» устранить нарушения требования законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму, а именно обеспечить сертифицированными средствами видеонаблюдения 223 транспортных средства, разработать паспорт безопасности на 49 транспортных средств».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Дудовой Е.И., объяснения представителя ООО «Самара Авто Газ» - Рязаповой Л.Я., в поддержание доводов апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу прокурора Сергеевой Е.С., обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района г. Самара в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «Самара Авто Газ» об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Кировского района г. Самары во исполнение задания прокуратуры Самарской области проверено соблюдение законодательства о транспортной безопасности, об антитеррористической защищенности ООО «Самара Авто Газ», осуществляющим пассажирские перевозки на территории г.о. Самара.
Проверкой установлено, что ООО «Самара Авто Газ» в целях осуществления пассажирских перевозок по 44 маршрутам в пределах г.о. Самара использует 429 транспортных средств (643 водителя).
В нарушение пп. 4 п. 6 Требований ООО «Самара Авто Газ» не разработаны паспорта безопасности на 49 транспортных средств, в нарушение пп. 2 п.10 Требований не оснащены сертифицированными средствами видеонаблюдения 223 транспортных средства, в нарушение пп. 6 п. 24 Требований учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации паспорта транспортного средства с периодичностью не реже одного раза в год ООО «Самара Авто ГАЗ» не проводятся, в нарушение пп. 6 п. 9 Требований не обеспечен доступ к данным видеокамер автобуса марки <данные изъяты> в связи с неисправным состоянием жесткого диска.
Проверкой усыновлено, что ООО «Самара Авто Газ» в нарушение пп.10 п. 6 Требований трудоустроены в отсутствие сведений, предусмотренных ст. 10 Закона № 16-ФЗ следующие сотрудники (<данные изъяты>).
ООО «Самара Авто Газ» принципы обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму не соблюдаются, что создает благоприятные условия для совершения актов незаконного вмешательства.
По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки директору ООО «Самара Авто Газ» вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму в связи с вышеуказанным фактом.
Согласно ответа на представление нарушения будут устранены по мере поступления финансирования. До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены.
На основании изложенного, истец просил суд: обязать ООО «Самара Авто Газ» устранить нарушения требований законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму, а именно обеспечить сертифицированными средствами видеонаблюдения 223 транспортных средства, разработать паспорт безопасности на 49 транспортных средства.
Судом постановлено указанное выше решение.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО «Самара Авто Газ» обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, вынести по делу новое решение. Ссылается на то, что в материалы дела представлены доказательства затруднительного финансового положения Общества.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО «Самара Авто Газ» - Рязапова Л.Я. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Участвующий по делу прокурор Сергеева Е.С. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» одними из принципов противодействия терроризму являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Пунктом 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ предусмотрено, что антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения, муниципального округа или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек. По правилам п. 1.3 ст. 9 Закона № 16-ФЗ паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Из материалов дела следует и судом установлено, что прокуратурой Кировского района г. Самары во исполнение задания прокуратуры Самарской области проверено соблюдение законодательства о транспортной безопасности, об антитеррористической защищенности ООО «Самара Авто Газ», осуществляющим перевозки на территории г.о. Самара.
В ходе проверки установлено, что ООО «Самара Авто Газ» в целях осуществления пассажирских перевозок по 44 маршрутам в пределах г.о. Самара использует 429 транспортных средства (643 водителя).
В нарушение пп. 4 п. 6 Требований ООО «Самара Авто Газ» не разработаны паспорта безопасности на 49 транспортных средств, в нарушение пп. 2 п.10 Требований не оснащены сертифицированными средствами видеонаблюдения 223 транспортных средства, в нарушение пп. 6 п. 24 Требований учения и тренировки в целях оценки эффективности и полноты реализации паспорта транспортного средства с периодичностью не реже одного раза в год ООО «Самара Авто ГАЗ» не проводятся, в нарушение пп. 6 п. 9 Требований не обеспечен доступ к данным видеокамер автобуса марки <данные изъяты> в связи с неисправным состоянием жесткого диска.
В нарушение пп. 10 п. 6 Требований трудоустроены в отсутствие сведений, предусмотренных ст. 10 Закона № 16-ФЗ следующие сотрудники (<данные изъяты>).
Таким образом, ООО «Самара Авто Газ» принципы обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму не соблюдаются, что создает благоприятные условия для совершения актов незаконного вмешательства.
Из материалов дела также следует, что 22.11.2022 г. заместителем прокурора района директору ООО «Самара Авто Газ» вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства о транспортной безопасности об антитеррористической защищенности, содержащее требование: 1. Безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий им способствующих. 2. О времени и месте рассмотрения представления уведомить прокуратуру Кировского района г. Самары с целью обеспечения участия прокурора в соответствии с требованиями ч.3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». 3. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности заместителя директора по внутреннему контролю ООО «Самара Авто Газ» ФИО1 начальника отдела кадров ФИО2 и иных виновных лиц. 4. О результатах рассмотрения представления сообщить в прокуратуру района в установленный законом срок.
05.10.2021 г. директор ООО «Самара Авто ГАЗ» ФИО3 обратился в Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области с письмом (исх. от 05.10.2021 №1697) по вопросу выделения бюджетных средств на оснащение сертифицированными техническим средствами видеонаблюдения.
Из сообщения заместителя министра Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области от 25.11.2021 г. следует, что согласно Федеральному закону от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков. Средства на указанные цели в бюджете Самарской области не предусмотрены.
16.01.2023г. между ООО «Стеллар» и ООО «Самара Авто Газ» заключен договор №01-16012023 на приобретение и установку комплекта видеонаблюдения для транспорта. Стоимость одного комплекта видеонаблюдения составляет 31500 руб., работы по монтажу оборудования 8000 руб.
Судом установлено, что до настоящего времени выявленные проверкой нарушения Обществом не устранены в полном объеме.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, учитывая вышеуказанные требования закона, принимая во внимание, что ненадлежащее исполнение законодательства о противодействии терроризму может послужить причиной причинения вреда здоровью и жизни неопределенною круга лиц, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора Кировского района г. Самары в интересах неопределенного круга лиц, обязав ООО «Самара Авто Газ» устранить нарушения требования законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму, а именно обеспечить сертифицированными средствами видеонаблюдения 223 транспортных средства, разработать паспорт безопасности на 49 транспортных средств.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они соответствуют нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы о затруднительном материальном положении, судебной коллегией отклоняются, поскольку не являются основанием для освобождения ответчика от обязанности по устранению нарушения требования законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что суд необоснованно не отложил рассмотрение дела по ходатайству Департамента транспорта администрации г.о. Самара, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данное ходатайство рассмотрено судом по правилам статьи 166 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и в удовлетворении данного ходатайства было отказано по мотивам, приведенным в протоколе судебного заседания. Само по себе отклонение судом первой инстанции заявленного ходатайства не свидетельствует о нарушении процессуальных прав третьего лица - Департамента транспорта администрации г.о. Самара и незаконности оспариваемого судебного решения.
Фактически доводы жалобы выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Нарушений требований статьи 330 ГПК РФ, являющихся основанием для отмены решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 17 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Самара Авто Газ» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: