Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-149/2022 ~ М-147/2022 от 11.08.2022

Дело УИД 46RS0024-01-2022-000186-28

№2-149/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 г.       п. Тим

Тимский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Плотниковой С.В.,

при секретаре      Арцыбашевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тимского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области о возложении обязанности обеспечить системами оповещения и управления эвакуацией, суд

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Тимского района Курской области обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Успенский сельсовет» Тимского района Курской области в течение 3- х месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить финансирование работ по оборудованию объекта - МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры» системами экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, а на МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры» в течение трех месяцев с момента финансирования соответствующих работ оборудовать объект данными системами.

В обоснование требований указал, что прокуратурой в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение безопасности в местах с массовым пребыванием людей установлено, что деятельность ответчика осуществляется с нарушениями требований Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 №176. МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры» относится к объектам 3 категории опасности. В нарушение подпункта «з» пункта 25 Постановления данный объект не оборудован системами экстренного оповещения работников и посетителей объекта о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных учреждений культуры, но и органов местного самоуправления как их учредителей и собственников имущества этих учреждений. Принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в частности, права на личную безопасность.

Представитель истца помощник прокурора Васильева С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в иске и просила их удовлетворить.

Представители ответчиков МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя. Исковые требования признают в полном объеме и не возражают против их удовлетворения.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Пунктом "д" статьи 11 "Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации", утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г. установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006г. N35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации провозглашается обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Вместе с тем, следует отметить, что органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 вышеназванного Федерального закона.

С учетом Федерального закона "О противодействии терроризму", под местами массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более 50 человек.

На основании п. 4. ч. 2 ст. 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

В связи с этим Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 N176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий). Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).

В целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).

Разделом III Требований к защищенности объектов определены мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории).

Пунктом 25 Требований к защищенности объектов в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляется оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. (подпункт «з»).

Постановлением Правительства от 25.03.2015 N 272 утверждены требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и форма паспорта безопасности мест массового пребывания людей (далее Требования к защищенности ММПЛ). Данные требования устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Согласно п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района, а пункт 3 ч. 1 ст. 17 устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г. "Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления. (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).

Судом установлено и следует из материалов дела, что МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры» является муниципальным казенным учреждением культуры, что следует из Устава учреждения. Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «Успенский сельсовет».

Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевой счет, печать, штамп, бланки и другие реквизиты. Основной вид деятельности - организация досуга и приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию, любительскому искусству и ремеслу; развитие культурной деятельности на территории района, удовлетворение культурных потребностей населения в продукции, работах и услугах в области культуры в различных формах.

Сведения об образовательном учреждении внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Прокуратурой Тимского района Курской области в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства, направленного на обеспечение безопасности в местах с массовым пребыванием людей проведена проверка МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона "О противодействии терроризму" и Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2017 г. N 176.

Нарушения выявлены в здании клуба по адресу: Курская область, Тимский район, с. Успенка, ул. Школьная, д. 5, в котором в нарушение подпункта "з" пункта 25 Требований отсутствует система экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

По фактам выявленных нарушений прокуратурой внесено представление от 07.06.2022 в адрес директора МКУК «Успенский ЦСДК». Согласно информации МКУК «Успенский ЦСДК» от 17.06.2022 нарушения, указанные в представлении будут устранены при выделении финансирования из местного бюджета.

Таким образом, до настоящего времени ответчиками не приняты меры к исполнению установленных п. 25 Требований к защищенности объектов, что в свою очередь препятствует достижению целей и задач законодательства о противодействии терроризму, а также способствуют реализации угроз террористического характера.

Согласно Уставу образовательного учреждения оно является лишь участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в то время как их непосредственным распорядителем является администрация Успенского сельсовета Тимского района Курской области.

Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности МО «Успенский сельсовет» и закрепляется за образовательным учреждением на праве оперативного управления.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных учреждений культуры, но и органов местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование данных учреждений, являющегося его учредителем и собственником имущества этих учреждений.

С учетом приведенных выше обстоятельств и норм материального права, учитывая, что мероприятия по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности учреждений культуры является обязательной в силу закона, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Тимского района Курской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению, возложив на ответчиков обязанность по оборудованию объекта - здания МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», расположенного по адресу: Курская область, Тимский район, с. Успенка, ул. Школьная, д. 5 системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, при выполнении которой администрация Успенского сельсовета Тимского района Курской области как орган местного самоуправления и учредитель образовательного учреждения должна обеспечить финансирование соответствующих мероприятий.

Исходя из требований разумности, существа права, подлежащего защите, суд в соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ устанавливает срок для исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений в части финансирования мероприятия по оборудованию объекта - здания МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры» вышеуказанными системами в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а для оборудования объекта - здания МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», указанными системами в течение трех месяцев с момента финансирования соответствующих работ, именно данный срок для исполнения вышеуказанных обязанностей ответчиками отвечает принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Выполнение установленной судом обязанности направлено на обеспечение приоритета безопасности работников и посетителей объекта (территории) от любых возможных посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, поскольку отсутствие систем оповещения в учреждении культуры отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения, создает опасность для неопределенного круга ли, в том числе несовершеннолетних нарушает их права и законные интересы.

Недостаточность бюджетных средств и отсутствие финансирования для устранения выявленных нарушений, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действующее законодательство не связано реализацией органами местного самоуправления своих полномочий с наличием у них необходимых ресурсов и финансовых возможностей. Отсутствие необходимых финансовых средств не освобождает муниципальное образование от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции. При этом суд принимает во внимание, что указанные требования утверждены в 2017 году, то есть администрация сельсовета имела возможность своевременно предусмотреть в бюджете денежные средства на данные цели, поскольку муниципальное учреждение культуры является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, то есть является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. А постановка обеспечения безопасности работников и посетителей объекта (территории) от любых возможных посягательств, в зависимости от длительности процедуры внесения изменений в бюджет на соответствующий финансовый год на неопределенный срок отдаляет реализацию необходимых мер антитеррористической направленности, что недопустимо.

Суд полагает, что осуществление деятельности учреждения культуры при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни здоровью граждан, а также ущерб имущества. А из системного токования положений ч.4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35 - ФЗ «О противодействии терроризму», п. 6.1 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009 г., следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Тимского района Курской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц к МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», администрации Успенского сельсовета Тимского района Курской области о возложении обязанности обеспечить системами оповещения и управления эвакуацией, удовлетворить.

Возложить на администрацию Успенского сельсовета Тимского района Курской области обязанность по финансированию мероприятий, связанных с оборудованием объекта - здания МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры», расположенного по адресу: Курская область, Тимский район, с. Успенка, ул. Школьная, д. 5 системами экстренного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу, а на МКУК «Успенский центральный сельский дом культуры» обязанность по оборудованию объекта - здания учреждения культуры указанными системами экстренного оповещения в течение трех месяцев со дня финансирования указанных мероприятий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Тимский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме - 15.09.2022.

Председательствующий судья

2-149/2022 ~ М-147/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тимского района Курской области
Ответчики
МКУК "Успенский центральный сельский дом культуры"
Администрация Успенского сельсовета Тимского района Курской области
Суд
Тимский районный суд Курской области
Судья
Плотникова С.В.
Дело на сайте суда
timsky--krs.sudrf.ru
11.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.08.2022Передача материалов судье
11.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2022Подготовка дела (собеседование)
25.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2022Судебное заседание
15.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.10.2022Дело оформлено
25.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее