Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4672/2024 ~ М-3351/2024 от 08.05.2024

Дело №2-4672/2024

56RS0018-01-2024-006138-23

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Оренбург                     26 июня 2024 года

Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Исентаевой Д.А., с участием помощника прокурора Дзержинского района г. Оренбурга Марчуковой Ю.В., представителя ответчика Косолаповой Е.В., представителя третьего лица М. Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дзержинского района г. Оренбурга поданного в интересах Брянцева А. Е. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Дзержинского района г. Оренбурга обратился в суд в интересах Брянцева А.Е. к ОСФР по Оренбургской области, указав, что прокуратурой по результатам рассмотрения обращения Брянцева А.Е. выявлены основания для обращения в суд с требованием о компенсации морального вреда ввиду длительного не предоставления ОСФР по Оренбургской области технических средств реабилитации (далее – ТСР). Согласно индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (далее - ИПРА) N от ... Брянцеву А.Е. рекомендованы следующие ТСР: корсет мягкой фиксации, тутор.

По заявлению от ... Брянцев А.Е. в ОСФР по Оренбургской области поставлен на учет по обеспечению корсетом мягкой фиксации, тутором. На основании указанного заявления Брянцев А.Е. не обеспечен корсетом мягкой фиксации. Срок действия ИПРА истек ... Брянцевым А.Е. пройдено переосвидетельствование на инвалидность, разработана новая ИПРА N от ....

В результате длительного не предоставления ОСФР по Оренбургской области Брянцеву А.Е. корсета мягкой фиксации, не созданы необходимые и гарантированные законом комфортные условия существования инвалида, чем причинены нравственные и физические страдания.

Просит суд взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования по Оренбургской области в пользу Брянцева А.Е., ... рождения, компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., за ненадлежащее обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Истец Брянцев А.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Дзержинского района г. Оренбурга Марчукова Ю.В., исковые требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по Оренбургской области Косолапова Е.В., действующая на основании доверенности, возражала против исковых требований в полном объеме, в удовлетворении иска просила отказать. Пояснила, что бездействие со стороны ОСФР отсутствует, в обеспечении Брянцеву А.Е. технических средств реабилитации ответчик не отказывал, все необходимые процедуры проводились должным образом, сославшись на доводы, изложенные в отзыве.

Представитель третьего лица ФКУ «ГБ МСЭ по Оренбургской области» Минтруда Р. М. Е.А., действующая на основании доверенности в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, по доводам, изложенным в отзыве, дополнив, что истцом не представлены основания для возмещения морального вреда, бездействия со стороны ответчика не имеется.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 (далее - Правила № 240).    

В соответствии с Правилами № 240, обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с ИПРА на основании заявления о предоставлении ТСР, поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства по истечении установленного срока пользования.

Пунктом 5 Правил № 240 установлено, что уполномоченный орган рассматривает заявление о предоставлении ТСР в 15-дневный срок и уведомляет инвалида (ветерана) в форме документа на бумажном носителе или в электронной форме выбранным им способом, указанным в таком заявлении, в том числе через личный кабинет единого портала, о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием).

При наличии действующего государственного контракта на обеспечении ТСР в соответствии с поданным заявлением уполномоченный орган направляй следующие документы:

- направление на получение или изготовление ТСР, срок действия которой устанавливается в пределах срока действия соответствующего государственного контракта и составляет не менее половины такого срока;

- специальный талон и (или) именное направление на получение бесплатных проездных документов, если необходим проезд к месту нахождения организации обеспечивающих ТСР, и обратно.

При отсутствии заключенного государственного контракта уполномоченный орган высылает вышеуказанные документы в семидневный срок с даты его заключения. При этом извещение о проведении закупки необходимого ТСР размещается уполномоченным органом в единой информационной систем в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалида заявления.

Срок обеспечения ТСР серийного производства в рамках государственного контракта заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать: 30 календарных дней; для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения в указанную организацию; в отношении ТСР, изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, 60 календарных дней. (абз. 7 п. 5 Правил № 240).

Аналогичные данные указаны в п. 12 Приказа ФСС РФ от 16 мая 2019 года № 256 административном регламенте ФСС РФ по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и /или/ услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (кроме зубных протезов).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Брянцев А.Е., ... года рождения является инвалидом третьей группы, состоит на учете в отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области для обеспечения техническими средствами реабилитации.

Индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (ИПРА) N от ... рекомендовано обеспечение Брянцеву А.Е., ... года рождения тростью опорной, регулируемой по высоте с устройством противоскольжения -1 шт., корсетом мягкой фиксации - 1 шт.

Согласно доводам ответчика в целях обеспечения инвалидов TCP - ортезами (корсетами) отделением Фонда был заключен государственный контракт с ... N от ... на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, ортезами (корсетами полужесткой фиксации) в ... году.

В связи с неисполнением поставщиком обязательств, государственный контракт Nот... был расторгнут. Решением У ФАС по Оренбургской области, информация о поставщике была внесена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В целях обеспечения инвалидов вышеуказанным TCP отделением Фонда неоднократно размещались запросы ценовых предложений (N от ..., N от ..., N от ..., N от ..., N    от ..., N от ..., N от ...). Ответов от потенциальных поставщиков не поступало.

Объявленные закупочные процедуры (извещения N от ..., N от ...) признаны не состоявшимся по причине отсутствия заявок участников закупки.

Заявка по обеспечению корсетом мягкой фиксации отклонена, в связи с тем, что срок действия ИПРА N от ... до ....

Заявление по обеспечению корсетом мягкой фиксации по ИПРА N от ... в адрес отделения Фонда не поступало.

В части по обеспечению тутором на коленный сустав, судом установлено, что на дату подачи заявления действующий государственный контракт от ... N на выполнение работ по обеспечению инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов, не являющихся инвалидами, ортезами (туторами на нижние конечности) в ... году был расписан в полном объеме по ранее поданным заявлениям.

В целях обеспечения инвалидов вышеуказанным TCP отделением Фонда неоднократно размещались запросы ценовых предложений N от    ...,    N    от    ...,

N    от    ...,    N    от    ...,

N от    ...,    N    от    ...).

Ответов от потенциальных поставщиков не поступало.

По результатам проведенных закупочных процедур (запрос ценовых предложений №    N от ..., извещение №

N от ...) отделением Фонда заключен государственный контракт от ... N, в рамках которого Брянцев А.Е. обеспечен тутором на коленный сустав ....

По результатам принятых всех необходимых мер по обеспечению техническими средствами реабилитации Брянцева А.Е. отказа в обеспечении технических средств реабилитации со стороны отделения Фонда не имелось.

Вместе с тем, довод ответчика об отсутствии необходимого количества ценовых предложений от потенциальных поставщиков судом во внимание не принимается, поскольку данное обстоятельство не является основанием для освобождения ответчика от выполнения обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации с соблюдением установленных законом сроков.Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком нарушен срок предоставления истцу технических средств реабилитации, предусмотренные Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 года № 240.

При этом суд также учитывает, что реализация права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия достаточного финансирования расходов на приобретение технических средств реабилитации, а недостаточность поступлений в Фонд социального страхования РФ межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета не освобождает ответчика от исполнения возложенной на него законом обязанности по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре.

Сам факт не обеспечения истца техническими средствами реабилитации является доказательством того, что инвалиду причинены нравственные и физические страдания, поскольку отсутствие рекомендованных средств реабилитации неизбежно влечет ограничение жизнедеятельности инвалида, создавая при этом дополнительные препятствия для его социальной адаптации. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое, в том числе, в виде обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Пунктом 1 ст. 150 ГК РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (абзац 3 пункта 1 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (пункт 2 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

В пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» предусмотрено, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит компенсации за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования при установлении виновности этих органов власти, их должностных лиц в совершении незаконных действий (бездействии) за исключением случаев, установленных законом.

На основании части первой ст. 151 ГК РФ суд вправе удовлетворить требование о компенсации морального вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц этих органов, нарушающими личные неимущественные права гражданина либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Статьей 7 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

Технические средства реабилитации относятся к числу мер социальной поддержки инвалидов, и направлены на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния.

Длительное неисполнение обязанности по предоставлению технических средств реабилитации влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина, достоинство его личности.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Принимая во внимание, что компенсация морального вреда, о взыскании которой заявлено истцом в связи с неправомерными действиями ОСФР по Оренбургской области по не своевременному предоставлению средств технической реабилитации, является одним из видов гражданско-правовой ответственности, то нормы Гражданского кодекса РФ (ст. 1064, 1069), устанавливающие основания ответственности в случае причинения вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, применимы как к возмещению имущественного, так и морального вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами.

Поскольку судом установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца действиями ответчика, несвоевременно предоставив средства технической реабилитации, у суда в силу приведенных норм материального права, имеются правовые основания для удовлетворения требований истца и взыскании с ответчика компенсации морального вреда.

Заявляя компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., истец ссылается на то, что в результате длительного непредставления ответчиком Брянцеву А.Е. технических средств реабилитации, последнему не созданы необходимые и гарантийные законом комфортные условия существования инвалида, чем причинены нравственные и физические страдания.

Принимая во внимание характер и степень причинённых Брянцеву А.Е. нравственных страданий, индивидуальные особенности Брянцева А.Е. суд приходит к выводу о соразмерности взыскания с ответчика суммы компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., полагая размер заявленной истцом ко взысканию суммы завышенным. В связи с чем в удовлетворении остальной части заявленных требований отказывает.

Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:    

Исковые требования прокурора Дзержинского района г. Оренбурга удовлетворить частично.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по ... (ИНН N) в пользу Брянцева А. Е. (паспорт N) компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято ....

Судья: Куценко Е.И.

2-4672/2024 ~ М-3351/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Брянцев Александр Евгеньевич
Прокуратура Дзержинского района г. Оренбурга в интересах Брянцева А.Е.
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Оренбургской области
Другие
ФКУ "ГБ МСЭ по Оренбургской области" Минтруда России
Суд
Ленинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Куценко Елена Ивановна
Дело на странице суда
leninsky--orb.sudrf.ru
08.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.05.2024Передача материалов судье
14.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2024Судебное заседание
27.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее